Казанский вокзал в Москве: читаем все нюансы

Казанский – один из 9 железнодорожных вокзалов Москвы. Он располагается на так называемой «площади трех вокзалов» на станции метро «Комсомольская».  Он открылся в 1864 году и первоначально носил название «Рязанский».  Свое нынешнее название Казанский вокзал получил по обслуживаемому направлению следования поездов – юг, юго-восток и восток (Казанская железная дорога).

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 374
Источник: https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/

Безопасность на железной дороге

Уважаемые граждане!!! Линейное управление МВД России на станции Москва-Рязанская доводит до Вашего сведения, что в соответствии с требованием приказа МВД России № 736 от 29.08.2014 года «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» сообщения и заявления о преступлениях, а также информация о происшествиях принимается в Дежурную часть органов внутренних дел КРУГЛОСУТОЧНО, вне зависимости от места и времени совершения противоправного деяния, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления. Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, Ваше заявление обязан принять любой сотрудник полиции.

При Вашем личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел заявление должно быть зарегистрировано в книге учета сообщений о происшествиях, заявителю выдается талон-уведомление с указанием порядкового номера зарегистрированного заявления. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии со статьями 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в срок от 3 до 10 суток с момента регистрации, при необходимости проведения документальных проверок и ревизий – в срок до 30 суток. О принятом решении сотрудник полиции, проводивший проверку, в обязательном порядке должен уведомить в письменной форме, уведомление о принятом решении направляются по почте.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1560
Источник: http://kazansky.dzvr.ru/

Направления движения поездов. Куда можно добраться?

— по внутреннему направлению следования в Уфу, Казань, Самару, Нижний Новгород, Анапу, Воронеж, Чебоксары и другие

— по международному направлению в Узбекистан, Киргизию, Казахстан

— пригородные поезда идут до станций Люберцы, Рязань, Шатура, Воскресенск, Гжель, Куровская, Егорьевск и другие города

С названием связана и Архитектура вокзала – его главное здание построено в виде башни Казанского Кремля Сююмбеки (известной как падающая башня).

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 514
Источник: https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/

История

Рязанский вокзал в 1891 году

Первое здание вокзала, который тогда назывался Рязанским, было деревянным и открылось в 1862 году. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года. Железную дорогу открыли с недоделками, из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам выносить на руках. В 1864 году было построено каменное здание вокзала (автор проекта первоначального здания вокзала — архитектор М. Ю. Левестам. Это было небольшое здание, имевшее общую крышу с дебаркадером над путями и платформами. Над входом высилась башня с часами. Вокзал был тесным и неудобным, а его архитектура была скромной. С тех времён сохранилось только одноэтажное здание веерного депо в итальянском стиле. Здание много раз перестраивали, и когда в 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, способного вмещать в себя большее количество пассажиров. Однако только в 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. По условиям объявленного конкурса, его участники должны были сделать проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии. В нём приняли участие академики архитектуры Ф. О. Шехтель (автор Ярославского вокзала), А. В. Щусев и художник Е. Н. Фелейзен. Проекты Шехтеля и Щусева были похожи благодаря присутствующей в обоих проектах живописной группировке различных объёмов, но Щусев в своём проекте применил более тёплые и красочные мотивы московского барокко. В результате правление выбрало проект Щусева. 29 октября 1911 года Щусев был официально утверждён главным архитектором строительства нового вокзала. Архитектор предложил проект в национально-романтическом стиле с элементами неорусского стиля и искусства Востока. Весной 1912 года Щусев приступил к работе над усовершенствованием проекта. Окончательный проект был утверждён 12 ноября 1913 года.

Строительство началось в 1913 году и затмило размахом все остальные стройки московских вокзалов. На строительство Правлением дороги, во главе с Николаем Карловичем фон Мекком, были отпущены значительные средства, и были призваны лучшие архитекторы, инженеры и художники России. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова. В 1914—1915 закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней. Однако во время Первой мировой войны строительство неоднократно останавливали, и лишь к зиме 1916/1917 годов удалось построить крышу. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде. В 1926 году был завершён первый этап строительства и отделки. В 1940 году был окончен последний этап строительства, однако многие планы Щусева остались неосуществленными.

Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем и заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, самостоятельно выполнив для них рисунки. Однако часы были пущены только в 1923 году и проработали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Колокол был возвращен обратно в 70-х годах.

  • Здание Рязанского вокзала

  • Казанский вокзал до 1913 г.

  • Центральная часть Рязанского вокзала. С открытки

  • Казанский вокзал в 1920-е годы

В 1935 году в бывшее багажное отделение был встроен выход со станции метро «Комсомольская». В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, который был соединён с вестибюлем станции метро. Также планировалось соорудить собственный выход станции метро «Комсомольская»-кольцевая (построенной также по проекту А. В. Щусева), выходящий в здание Казанского вокзала, однако проект так и не был осуществлён, и с этой станции на вокзал можно попасть через вестибюль радиальной станции.

В 1970-е годы была проведена реконструкция вокзала, в ходе которой пропускная способность вокзала была увеличена. В 1987—1997 гг. здание претерпело масштабную реконструкции: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. Также были построены подземный переход под всеми путями станции от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, дебаркадер над платформами, новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице (в том числе Царская башня), созданные на основе чертежей Щусева. Реконструкция завершилась в 1997 году, к 850-летию Москвы.

В 2003 году был закрыт подземный переход под путями Казанского вокзала. В 2010 году в Царской башне была открыта галерея народного художника России Дмитрия Белюкина. В 2012 году на перронах был сооружено наземное двухэтажное здание для пригородного сообщения.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 4799
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Интересные факты о вокзале

— Единственный вокзал, где выход к метро происходит с перрона

— Возвышающийся шпиль башни имеет изображение дракона Зиланта, который присутствует на гербе Казани

— Знаки зодиака, изображенные на часах на главной башне были нарисованы самим архитектором А.В. Щусевым (к его работам относятся мавзолей В.И.Ленина, станция метро «Комсомольская»)

— Смета составила 3 миллиона рублей золотом

— В архитектуре Казанского вокзала объединены русское гражданское зодчество XVII века и традиции искусства Востока

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 550
Источник: https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/

Архитектура

Казанский вокзал — сложная композиция, в которой нарочито нарушена симметрия и в которой разновеликие массы архитектурных объёмов соединены друг с другом. Архитектор, желая согласовать постройку с двумя уже имевшимися построенными и в то же время придать ей индивидуальность, представил вытянутые в линию корпуса с разнообразными по функциям помещениями в виде различных по высоте, ширине и ритмике объёмов с островерхими кровлями, часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней над основанием в виде арочного проезда. В результате вокзал кажется исторически сложившимся в течение многих лет комплексом, а не решённым одним архитектором по единому проекту.

При таком развитии композиции было важно добиться зрительного единства. Эту функцию выполняет многоярусная башня, сдвинутая почти к углу и являющаяся доминантой всего сооружения, которая органически связывает вокзальные фасады. Башня Казанского вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Щусев взял эту башню за основу, однако изменил пропорции ярусов, в частности, нижний сделан более объёмным. Венчает башню шпиль с драконом Зилантом, который был изображён на древнем гербе Казани. В 1966 году дракон-флюгер, смонтированный на высоте 70 метров над землёй, был отремонтирован и позолочен; его высота 2,7 м, вес 250 кг. Вокзальная башня имеет много общего и с Боровицкой башней Московского Кремля.

На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате, работы часового мастера В. Пушкарева. Часовая башня цитирует образ часовой башни собора св. Марка в Венеции. Левая башня вокзала копирует знаменитую Кутафью башню Московского Кремля. На главном фасаде (по бокам входа в метро) размещён редчайший образец ранней послереволюционной геральдики — серп и молот с пшеничным колосом..

Бывший ресторанный зал, ныне — бизнес-зал ожидания

В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко. Зал огромен, его свод богато декорирован. В оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала. Особую роль здесь играет живопись (художник Е. Е. Лансере), благодаря которой зрительно расширяется пространство зала. Впечатления современников переданы И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Двенадцать стульев»:

Ни на одном из восьми остальных вокзалов Москвы нет таких обширных и высоких помещений, как на Рязанском. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала.

Новые корпуса, построенные в ходе реконструкции 1987—1997 годов (к югу от зала ресторана), отличаются от запроектированных Щусевым, но органично вписались в ансамбль всего сооружения. Вокзалу была придана П-образная планировка, над путями появились волнистая крыша-навес и новый зал ожидания с восточной стороны. В 2010 году на платформах был построен трёхэтажный пригородный вокзал.

  • Подземный зал пригородного сообщения

  • Бывший ресторанный зал, фрагмент

  • Зал в основании башни

  • Восьмигранный зал

  • Кассовый зал

  • Зал официальных лиц и делегаций

  • Платформы

Казанский вокзал. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2007 год

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 3336
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

ЖД Билеты

На любое из направлений следования можно купить ж/д билеты онлайн. Расписание поездов дальнего следования, а также электричек можно посмотреть на сайте вокзала или узнать, позвонив по телефону справочной службы, доступной круглосуточно. Для удобства пассажиров на сайте присутствует онлайн табло отправления и прибытия.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 335
Источник: https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/

Пассажиропоток

По данным на 2019 год, пассажиропоток вокзала составляет 48 млн пассажиров в год, в том числе более 14 млн пассажиров в дальнем сообщении.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 155
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Фотографии Казанского вокзала

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 44
Источник: https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/

В кино

  • Путёвка в жизнь
  • Испытание верности
  • Отпуск за свой счёт
  • За последней чертой
  • Белка и Стрелка. Звёздные собаки
  • Москва. Три вокзала
  • Конвой
Блок: 7/11 | Кол-во символов: 141
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Литература

  • Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. — М.: Стройиздат, 1978. — 192 с. — (Мастера архитектуры).
  • Васькин А. А., Назаренко Ю. М. Чемодан. Вокзал. Москва. Чего мы не знаем о девяти московских вокзалах. — М: Компания Спутник, 2010. — 214 с.
  • Рогачёв А. В. Поезд идёт на Восток // Квартира, дача, офис. — 2000. — № 202.
  • Васькин А. Щусев: Зодчий всея Руси. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 462 с. (Жизнь замечательных людей: Малая серия).
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 431
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 12239
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://kazansky.dzvr.ru/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1560 (13%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 8862 (72%)
  3. https://kazanskiy-vokzal.msk.ru/: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 1817 (15%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 Комментарий

Добавить комментарий