Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском: познаем подробно

У этого термина существуют и другие значения, см. Коломенский.

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 518
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2614
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823

Воспроизведение дворца

Реконструированный дворец, 2012 год

Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990-е годы, и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008—2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике.

Общая площадь застройки составляет более 7000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тысячи м² в 23-х помещениях. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1598
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2229
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823

Архитектурный ансамбль

Современная модель трона, 2011 год

Интерьер дворца, 2011 год

Хоромы царя

Красное, или Парадное, крыльцо являлось главным входом в царский дворец и служило местом выхода государя к подданным. В убранство использовалась государственная символика — двуглавый орёл, пары геральдических животных, скульптуры львов. Украшали интерьер кованые слюдяные фонари, двустворчатые наружные двери с росписью. В передних сенях гости ожидали приёма, а затем направлялись в одну из палат. Из них открывался вид на анфиладу парадных покоев: справа находилась Столовая палата, слева — Думная и Престольная. В оформлении использовались имитация камня и государственная символика. Над дверями, украшенными расписными полотнищами, находились иконы. В современной реконструкции размещены образы «Богоматерь Казанская» и «Спас на убрусе с ангелами» .

Столовая палата — самое большое и торжественно оформленное помещение, в котором проходили важнейшие церемонии. В ней принимали иноземных гостей, отмечали церковные праздники. Украшала комнату печь со сложным орнаментом. Её современную реконструкцию провели на основе подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок. Сохранилось описание системы росписей Столовой палаты 1675 года Айзека:

На потолке изображены небесные светила, блуждающие кометы и неподвижные звезды с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу, с надлежащим уклонением от эклиптики; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерены, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же кольорами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету.

Думная палата выполняла функцию приёмной. Стены были обиты красным сукном, вдоль них стояли лавки для бояр и стол для документов. В воссозданной комнате на столе расположено Уложение царя Алексея Михайловича, на стенах находятся современные списки икон: над троном — «Архангел Михаил», «Спас Эммануил», «Архангел Гавриил», над дверью в Престольную палату — «Преображение Господне» . Престольная палата служила Тронной залой. Потолок и стены украшало «бытийное письмо» с изображением библейских царей Давида и Соломона. Современные росписи плафона иллюстрируют четыре сюжета из Ветхого и Нового Заветов: «Песнь песней Соломона», «Жертвоприношение царя Давида», «Царица Савская, дары приносящая», «Единение Христа с Церковью». В левом углу стоял трон, у которого находились четыре механические скульптуры львов. Их автором был мастер Пётр Высоцкий.

В комнате Алексея Михайловича стояли лавки для сидения, шкафы для бумаг, писем и книг, кресло царя, стол для занятий. Образцами для современной росписи послужили работы французского живописца Шарля Лебрена и гравюры нидерландских художников. Стены кабинета обиты кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по западноевропейским аналогам XVII века.

Хоромы царевичей

В Учительской палате представлены подлинные книги копии учебных материалов XVII века — «Букварь» Кариона (Истомина) и «Псалтырь с восследованием», учебник Мелетия (Смотрицкого) для первичного обучения грамматике.

Царь Фёдор имел обширную библиотеку, состоящую из русских и западноевропейских книг по истории, архитектуре, строительству, астрономических и географических атласов, духовных книг. В библиотеки музея представлены муляжи «Псалтирья Симеона Полоцкого» и сочинений «Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев». При реконструкции комнаты стены оформляли цветной тиснёной кожей с растительным орнаментом и золочением. При Петре I во дворце находились печи, облицованные изразцами с традиционным рельефом и росписью по белому фону. На столе представлены копии солдатских и унтер-офицерских медалей, книги современников царя.

Хоромы царицы

На Парадном крыльце во время важных встречали гостей, перед этим его украшали бархатными и шелковыми тканями, коврами. Стены были декорированы орнаментом с изображением цветов и птиц. На потолке престольной палаты размещены четыре медальона с сюжетной росписью. Стена над царским креслом украшена иконами: «Богородица Умиление», «Спас Благое молчание», «Избранные святые, предстоящие Богоматери Знамение». Круглая лестница-подиум из пяти ступеней вела к светлице. При воссоздании помещения использовались описи подобных комнат в царских дворцах и богатых домах Москвы. В мастерской находилась необходимая для работы и хранения изделий мебель. В красном углу был установлен образ «Николай Чудотворец».

Моленная служила для совершения утренней и вечерней молитв. Её реконструкция основана на описаниях помещений церкви Воздвижения креста Господня Теремного дворца и усадьбы князя Василия Голицына. В иконостасе представлены образы XVII—XVIII веков — «Богоматерь Смоленская», «Царь Царём» и другие.

В реконструированный покоях Софьи Алексеевны хранится карта южных земель России «Московия, Южная часть», книги Симеона Полоцкого. В комнате помещены современные списки икон: «Спас Вседержитель», «Богоматерь Взыграние Младенца», «Святой Леонтий Ростовский» и «Спас на убрусе».

  • Виды реконструированного дворца
  • 2018 год

  • Вид на дворец в вечернее время, 2013 год

  • 2011 год

  • Кровля постройки, 2011

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 5155
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на официальном сайте объединенного музея-заповедника.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 715
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5–7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 803
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823

Отзывы туристов о Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском

Irina

Очень красивое сооружение? Текстуры, цвета, дерево?просто хорошее место для прогулки ??

Tema

Красиво, клюквенно, люстры большие.

Maria

Зодчество!!!

Fedor

Ну новодел и новодел, так говорите как будто что то плохое. Вполне себе симпатичная избушка

Смотреть отзывы на

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 694
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 14326
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1598 (11%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 5673 (40%)
  3. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/castles/14823: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7055 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий