Усадьба Царицыно в Москве: обзорная статья

Адрес: Россия, Москва, район Орехово-Борисово Северное (станции метро Орехово, Царицыно, Домодедовская)

Начало строительства: 1776 год

Основные достопримечательности: Большой мост через овраг, Фигурный мост, Кавалерские корпуса, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Хлебный дом (Кухонный корпус), Большой дворец, Арка-галерея, Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Фигурные (Виноградные) ворота, Оранжерейный мост

Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков

Координаты: 55°36’58.1″N 37°40’55.6″E

Объект культурного наследия Российской Федерации

 

История усадьбы

Жизнь усадьбы в советские и постсоветские времена

Усадебные оранжереи

Основные достопримечательности усадьбы

Придворцовый пейзажный парк усадьбы

Список усадеб Москвы

Усадьба Царицыно на карте

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 776
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

Содержание

Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. Но в смутное время от него остались только каскады прудов

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Вскоре у этих мест появилось новое имя — Черная грязь. Люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом, поэтому земли недолго пустовали. В 1633 году Черная грязь перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова. А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией. Новый владелец в 1722 году на месте деревянной церкви поставил каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и построил деревянный дворец в китайском вкусе.

Но слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Очарованная красотами этой местности весной 1775 года она купила деревню Черная грязь. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, хотя князь Кантемир готов был отдать ее за 20 000.

Мое новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет…

Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество с лакеем, переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, где вы поместите фазаньи клетки, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег, крутой, занят разбросанными по нем маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тинистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне…

Вскоре Екатерина отправилась осматривать поместье. Князь Потемкин приложил немало усилий, чтобы оно произвело на императрицу хорошее впечатление: на прудах устроили пристани, в глубине парка поставили шалаш, где подали полдник, крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в силе и ловкости, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках косили траву, а бабы и девки сгребали сено. Вечером на прудах устроили фейерверк. Екатерина была довольна.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 2368
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Императрица заказала Василию Баженову проект подмосковной увеселительной резиденции. Она высказала несколько пожеланий: постройка в мавританском или готическом стиле и пейзажный парк

Путеводитель по архитектурным стилям

В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Он запланировал строительство целого городка: в центре разместил 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них — россыпь построек для придворных, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус. Проект строился по принципу «поэзии геометрии» — из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.

Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности со стройматериалами и финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.

Я со всеми моими собранными силами и ревностию, чтобы угодить монархине нашей рвался, мучился и построил весьма много, в обоих порученных мне местах. Но что же теперь со мною делается: получено только денег сначала в марте пятьдесят тысяч, коими кое-как удовольствованы были поставщики и подрядчики. Взойдите, милостивый государь: возможно ль столь огромное здание строить столь малыми деньгами… Штукатуры с триста человек… ряжены по контракту за 8450 рублей, а выдано им только 2450 рублей, но, когда они получат шесть тысяч рублей, еще неизвестно. Сим бедным надо идти по домам своим — что они принесут женам и детям!…

Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принужден занять на себя еще пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем еще приступают, просят и мучить будут поставщики, да и все не отступают и не дают нигде мне прохода… моего терпения более нету: я принужден буду бежать из Москвы к вам; оставлю жену, детей в болезни, из коих сына одного уже и похоронил на сих днях.

За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.

В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала все уничтожить и разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.

Исследователи полагают, что истинными причинами отстранения Баженова стали его принадлежность к масонам и тайные контакты с цесаревичем Павлом. В 1784 году архитектор прошел обряд посвящения по поручительству Н.И. Новикова и выполнял роль посредника между московскими масонами и Павлом. Попутно Баженов зашифровал масонские эмблемы в декоре Царицынских построек, поэтому Царицыно называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Но в 1785 году императрице донесли о деятельности московских масонов, и она решила пресечь это на корню. Также в одинаковых дворцах для нее и цесаревича Павла Екатерина увидела намек на узурпацию российского престола. Но это лишь одна из тридцати версий случившегося.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 3991
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Жизнь усадьбы в советские и постсоветские времена

В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня усадьба — крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.

Первый Кавалерский корпус

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Второй Кавалерский корпус

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1665
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

Как добраться до Царицыно

Рядом с парком Царицыно находятся сразу две станции метро «Царицыно» и «Орехово». И если в случае с парком в Коломенском не так важно откуда начинать осмотр территории, то с Царицыно такой подход не пройдет. Как и в театр, который начинается с вешалки, в парк Царицыно лучше входить через главный вход, не полезете же вы в театр через черный ход, он тоже приведет куда надо, но как же красная ковровая дорожка?!

Центральный вход в парк Царицыно расположен рядом со станцией метро «Царицыно». От станции нужно пройти под железнодорожным мостом и вот мы на месте. А вот после осмотра всей территории уехать из Царицыно можно со станции «Орехово», она расположилась совсем рядом с выходом из парка. Территория парка настолько огромна, что после прогулки по парку и осмотра музейных экспозиций сил на возвращение к метро «Царицыно» может и не остаться.

Пройдя в ворота, будто оказываешься в сказке. Вход в парк отделяет нас от реальности и из суетливого мегаполиса переносит нас в XVIII век. Конечно это фигура речи и как клумбы не подстриги все равно не поймешь в какой век перенесла нас машина времени, это узнается потом, когда мы доберемся до дворцово-паркового ансамбля Царицыно. А пока приятный аперитив.

Перед нашим взором предстает красивая композиция в виде Среднего Царицынского пруда с маленьким насыпным островком в виде подковы, на котором расположился светомузыкальный фонтан. К фонтану ведут два моста, а вокруг самого фонтана установлены скамейки, чтобы вечером можно было с удобством наслаждаться красотой подсвеченных струй воды. В полуденный же зной находится на солнце очень трудно, а возле фонтана совсем нет зелени, зато тени деревьев хватает вокруг самого пруда.







Мы огибаем пруд справа, таким образом, что Средний Царицынский пруд остается слева, а справа становится видна гладь Верхнего Царицынского пруда.





В этой части пруда расположился маленький островок называемый Птичьим островом. Таких островков на Верхнем Царицынском пруду еще два, а сам пруд весьма большой, пройти вокруг него будет проблематично.

Верхний и Средний пруды разделены плотиной.



Дальше по улице Воздушной мы направляемся прямиком к самому интересному, к дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Чтобы попасть к дворцу Царицыно нужно пройти под Фигурным мостом, или взойти на него, для этого рядом есть лестница. Фигурный мост является одной из ранних построек в Царицыно, а его архитектором был Василий Иванович Баженов, который строил для императрицы Екатерины II и этот мост и весь дворцовый ансамбль.

Мост был поставлен на пересечении главных въездов в усадьбу Царицыно, таким образом его можно расценивать как ворота в усадьбу, а затейливая архитектура придает ему вид настоящего оборонительного сооружения с башнями и бойницами. До наших дней мост дошел практически в целости и сохранности, так что смотря на мост мы видим его именно таким, каким его замыслил и построил Баженов.







Слева от моста находится здание Третьего Кавалерского корпуса и храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.



Первая церковь на этом месте появилась в 1683 году, в последствии деревянное здание было заменено каменным. Последний раз храм перестраивали в 1765 году.

Чуть дальше расположен Большой мост через овраг. Строительство Большого моста осталось незавершенным Баженовым, императрица отстранила его от постройки своей резиденции раньше, чем мост был достроен. Достроили его только в XIX веке.

Если вернуться к Фигурному мосту и идти по нему направо, то огибая главный дворец, мимо Полуциркульного дворца и Оперного дома, мы выйдем к Виноградным воротам. Изначально ворота назывались Фигурными. Название Виноградные появилось в XX веке благодаря затейливому декору, напоминающему гроздь винограда, нависшему над пролетом ворот. Ворота служат условной границей между парковой зоной и архитектурным ансамблем. Еще они завершают сложившуюся перспективу между Большим и Средним мостами.

Ну а пройдя под Фигурным мостом мы оказываемся в амфитеатре архитектурного ансамбля Царицыно. Перед Большим дворцом расположено несколько фундаментов. Справа от дворца фундаменты Камер-Юнфарского корпуса.





А перед Большим дворцом Царицыно фундамент Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым в 1784 году и разобранного вторым архитектором Екатерининского дворца Казаковым в 1795 году.



Слева от Большого дворца Первый Кавалерский корпус, построенный все тем же Баженовым.

Но главной жемчужиной всего ансамбля несомненно является сам Большой дворец. Дворец с историей разрушения. Проект Царицынского ансамбля был одобрен, и в 1776 году началось грандиозное строительство растянувшееся на десятилетие. Проект шел тяжело, Баженову даже приходилось брать кредиты на свое имя, чтобы закончить строительство. Екатерина II осматривала постройки в 1785 году и ее вердикт оказался сокрушительным для Баженова. Дворец императрице не понравился категорически. Екатерина приказала разобрать дворец. Новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова, который принялся за строительство нового дворца. Строительство проходило тяжело и долго. Екатерина II скончалась в 1796 году, когда строительство Царицынского дворца было завершено на черновом уровне.

С этого момента и начинается история увядания Царицынского дворца. Ни одному из наследников престола дворец не приглянулся и царской резиденцией Царицыно так и не стало.



Большой дворец соединен с Хлебным домом галереей с аркой.





Перед Хлебным домом установлен памятник двум архитекторам, работавшими над строительством Царицынского архитектурного ансамбля Баженову и Казакову.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 5585
Источник: https://turisticum.ru/2016/caricino.html

Музей Царицыно

Здесь же расположен вход в музей Царицыно. Вход во внутренние помещения дворца осуществляется через подземные ходы, таким образом с улицы дворец полностью запечатан. На официальном сайте музея Царицыно можно почерпнуть всю нужную информацию связанную с графиком работы музея и цен на билеты.



В первом же зале музея установлен макет дворца, демонстрирующий то состояние здания, в котором оно досталось реставраторам. Заброшенный, нежилой, дворец напоминал острог. В 1816 году о нем так и отозвался писатель Николай Карамзин: «Дворец похож на темницу».

В Большом дворце располагается как постоянные экспозиции, так и временные. И если временные экспозиции фотографировать запрещено, то постоянные выставки фотографировать можно, само собой без вспышки и без использования штатива. В начале осмотра нас встречает зал с археологическими находками, обнаруженными на территории Царицыно.



Еще одна интересная выставка это «Серебряная кладовая» дворца. Здесь представлены ювелирные изделия начиная с XVI до XIX века знаменитых ювелирных мастеров и ювелирных мастерских.

Кроме экспозиций можно насладится просто прогулкой по отреставрированным помещениям дворца. Правда будет трудно представить как здесь жили и веселились, потому что здесь никогда не играла музыка и не прошел ни один бал.









А из окон дворца открываются чудесные виды на территорию перед дворцом.



Екатерининский зал самый роскошный зал Большого дворца. После реконструкции он стал главным залом дворца и был назван в честь идейной вдохновительницы строительства императрицы Екатерины II. Паркетный пол, хрустальные люстры, лепной декор делают Екатерининский зал восхитительным.



Главным украшением зала служит статуя императрицы из мрамора, весом 3 тонны. Эта статуя украшала зал Московской городской Думы и чудом уцелела после революции 1917 года.





Вдоволь нагулявшись по Большому дворцу, на детальный осмотр всех экспозиций дворца ушел не один час, мы перебрались в Хлебный дом. Хлебный дом получил свое название в XIX веке по горельефам на фасаде дома — каравай хлеба с солонкой. За спинами архитекторов Большого дворца видны горельеф и вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль).

Здание имеет форму куба с внутренним двором, куда должны были въезжать повозки с припасами еды. Завершить свой замысел Баженов не успел, по изложенным выше причинам, а стеклянный купол над Хлебным домом появился только в 2005 году, превратив внутренний двор в атриум.



Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2448
Источник: https://turisticum.ru/2016/caricino.html

В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки. Императрица проект одобрила

Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?

Все это время Баженов пытался вернуть расположение Екатерины и даже разработал новый проект. Но второго шанса архитектору не дали, и в январе 1786 его на год отстранили от должности для поправления здоровья. Для Баженова вторая после неосуществленного проекта Кремлевского дворца грандиозная неудача стала причиной душевного кризиса. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

В марте начали разбирать покои Екатерины и цесаревича Павла. А в конце 1780-х императрица потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. На завершении ансамбля настаивал лишь Григорий Потемкин. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, а в октябре 1791 года умер Потемкин.

В 1793 Екатерина II предприняла попытку достроить Царицыно и приказала наполовину построенный дворец уменьшить на один этаж. А в ноябре 1796 императрица скончалась. К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1426
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.

Третий Кавалерский корпус

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 657
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

История усадьбы

Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру.

Общий вид на усадьбу Царицыно

Новый владелец сразу же приступил к реконструкциям. Вместо обветшавшего храма в имении построили однокупольную каменную церковь, освященную в честь иконописного образа «Живоносный Источник». Кроме того, был разработан проект, и начато строительство дворца. Через короткое время в парковой зоне появилось необычное деревянное сооружение, выполненное в традициях китайской архитектуры.

Большой дворец

В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно». Работы по созданию новой резиденции она поручила самому знаменитому зодчему России — Василию Ивановичу Баженову.

На основании пожеланий императрицы он разработал два варианта проекта перестройки усадьбы, один из которых получил высочайшее одобрение.

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Прошло 10 лет. Екатерина II прибыла в усадьбу, когда строительные работы уже завершались. Сооружения знаменитого архитектора ей совершенно не понравились, и она отдала приказ об их демонтаже. Продолжить возведение усадьбы поручили архитектору Матвею Федоровичу Казакову, и он в течение последующих 10 лет занимался строительством нового дворца. Однако, императрица так и не жила здесь. Когда она умерла, строительство остановилось. В незавершенном виде через несколько лет здания начали превращаться в развалины.

Малый дворец

Почему же дворец постигла такая печальная участь? Как гласит древняя легенда, обиженный Баженов заплатил молдавскому колдуну-цыгану Ионэ золотом за то, чтобы тот наложил заклятие на усадьбу Екатерины II, забраковавшей его архитектурное творение.

И колдун после выполнения своей работы пообещал Баженову, что дальнейшие попытки по возведению дворца никогда не увенчаются успехом. И действительно, дворцовый комплекс с царским названием так и не был завершен.

Средний дворец (Оперный дом)

Времена перемен настали с переходом усадебного участка во владение императора Александра I. Ведение всех работ по его обустройству доверили Экспедиции Кремлевского строения, а главным начальником был назначен П.С. Валуев. И вновь работы проводились в течение десятилетия. Когда они были закончены, территория усадьбы Царицыно значительно преобразилась. Были приведены в порядок Английский сад и великолепные оранжереи, плотину и пруд восстановили, а в парке появились разнообразные павильоны, изящные мосты и выстроенные под старину гроты. За счет обустройства купален в прудах теперь можно было купаться.

В 1803 году здание Третьего Кавалерского корпуса превратилось в гостиницу. Здесь останавливались гости Москвы, желающие оценить красоту Царицыно. С того времени усадьба вновь вызвала интерес знатной и благородной публики, которая искала новые места для отдыха и развлечений.

Фигурные (Виноградные) ворота

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 3215
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил

Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью. Только Иван Еготов завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.

В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.

21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли. В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию.

В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1575
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Ландшафтный парк

Царицыно — не только памятник архитектуры, но и великолепный ландшафтный парк. Он отражает личные вкусы императрицы и дух XVIII столетия с его стремлением к иллюзиям, игре архитектурных форм. Парк выглядит очень романтично, местами даже загадочно. На его территории хорошо сохранились естественный рельеф и растительный мир (здесь есть редкие, нигде более не встречающиеся виды). Имеются здесь и отреставрированные здания и павильоны, воссозданные и очищенные пруды, набережные, причалы и плотины. Гуляя по парку, вы увидите многочисленные скульптуры. На Среднем Царицынском пруду в летнее время действует самый большой в Москве светодинамический фонтан.

В парке проходят ежегодные фестивали цветов, работают конный двор и лодочная станция, проводятся экскурсии на электрокарах и фотосессии в исторических костюмах. Интересны оранжереи музея-заповедника Царицыно, в которых представлены тропические растения, фруктовые деревья, пряные травы. Все экспонаты подобраны в соответствии с ассортиментом исторических оранжерей Царицыно в XVII в. Площадь оранжерейного комплекса составляет более 2700 кв. м.

Царицыно необычайно живописно. Оно поразит вас своей красотой и загадочной историей — и вы еще не раз захотите вернуться сюда!

© 2016-2019 moscovery.com

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1266
Источник: https://ru.moscovery.com/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE/

В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Началась научная реставрация усадьбы. А в 2004 году музей-заповедник перешел в ведение города, и в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка.

Это вызвало много споров и критики, особенно в отношении крыши, которая при Казакове напоминала «крышку гроба». Тем не менее, восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно стал очень популярным и с ноября 2007 года работает круглосуточно. Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 742
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Придворцовый пейзажный парк усадьбы

После осмотра дворцового комплекса можно прогуляться по Царицынскому парку. Работы по его разбивке начались еще в 1775 году. В то время парк засадили сибирскими кедрами и лиственницами. За ведение работ по обустройству паркового участка отвечал Баженов. В бывшей кантемировской усадьбе преобладали березы. Баженов не стал вырубать Березовую аллею усадьбы, а сделал ее главной осью своего ансамбля.

Памятник архитекторам Василию Бажену и Матвею Казакову

В усадебном парке с XI-XII веков сохранились курганы-могильники вятичей. Первые исследовательские работы по их изучению проводились в XIX столетии под руководством И.Е. Забелина. Дополнительные археологические раскопки прошли здесь в 1944 году. Специалисты нашли в курганах много необычных предметов, в числе, уникальных орудий труда. Позже эти находки стали основой археологической коллекции музея-заповедника.

Рейтинг достопримечательности

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 936
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve

В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей. О назначении остальных построек нам остается только догадываться, так как это нигде не описано

Три здания называются «Кавалерскими корпусами». Они появились в XIX веке, и уже тогда их назначение было неясным. Постройки раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом.

Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» имеет форму калача, а «Х» напоминает скрещенные линейки — масонский символ. Площадь Хлебного дома более 4 000 м2, так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.

Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Некоторые считают, что галерея связывала Кухонный корпус и дворец (например, для подачи блюд к столу), но в зданиях нет и никогда не было выходов на галерею.

В документах Баженова есть «Дворец напротив боку садового». Он же — «Средний дворец» или «Оперный дом». Последнее название появилось в XIX веке и связано, вероятно, с планировкой здания. Но несмотря на это, музыка там никогда не звучала. Лишь после реставрации в здании стали проводить концерты.

А вот Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика — около 200 м2.

Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.

Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1952
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno

Возникновение самой романтичной царицынской постройки продиктовано модой начала XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин. Но легенда связывает появление башни-руины с судьбой княжны Таракановой

Когда Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию за княжной, с ним поехал художник. На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и она распорядилась построить в Царицыно руину с бельведером по одному из набросков. Но на самом деле башню построили по проекту Еготова намного позже.

Беседку «Храм Цереры» также построил Еготов. Там поставили статую богини плодородия с серпом и снопом колосьев в руках. Сноп позолоченных колосьев также увенчал купол беседки. Отсюда второе название — «Золотой сноп». Статуя Цереры пропала в середине XIX века, а в 1927 году на ее месте поставили скульптуру из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она исчезла. Сейчас и беседка, и статуя восстановлены.

А павильон «Нерастанкино» Еготов поставил в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду также устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно.

Царицыно на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о парке и усадьбе Царицыно?

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1492
Источник: https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 32519
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://liveinmsk.ru/places/parki-i-usadby/tsaritsyno: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 13546 (42%)
  2. https://putidorogi-nn.ru/evropa/842-usadba-tsaritsyno-v-moskve: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 7249 (22%)
  3. https://turisticum.ru/2016/caricino.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 10458 (32%)
  4. https://ru.moscovery.com/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1266 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий