Вся правда об эмоциональном интеллекте: как открыть в себе гения

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

Подробный обзор

Причины, по которым люди испытывают сложности в общении

  • Нежелание и неспособность слушать. Это самая частая проблема в общении. Проявляется она следующим образом: человек откровенно скучает в момент разговора или же наоборот, беспардонно перебивает собеседника. Такое поведение очень раздражает и воспринимается другими как неуважение.
  • Неуверенность в себе. Огромным препятствием в общении становятся дискомфорт, невнятная речь, недостаточный словарный запас. Постоянно преследует страх того, что будет сказано все неправильно и не воспримется собеседником адекватно.
  • Категоричность. Неумение уступать, непоколебимая уверенность в собственной правоте и неспособность принимать чужую правоту лишь оттолкнут собеседника. Это не значит, что нужно во всем соглашаться с другими, лишь бы быть «хорошим», но деликатность и хорошие манеры еще никто не отменял.
  • Погружение в собственные проблемы. Если все разговоры перевести в русло своих переживаний, то вряд ли получится долго удерживать нить разговора. Поэтому стоит выбирать темы для общения, которые будут интересны всем.
  • Собеседник выше или ниже по уровню развития. Диалог будет интересным и непринужденным среди людей, уровень интеллекта которых равен. Если собеседник превосходит по развитию другого человека, то последний непременно начнет испытывать неуверенность, зато ему с большой долей вероятности будет интересно мнение более грамотного товарища.

Выявив причину, по которой вам общение дается с трудом, будет легче начать работу над собой и преодолеть коммуникативный барьер.

Тесты на определение левшества-правшества

  1. Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).

  2. Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).

  3. Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – Л, П.

  4. Определение величины лона ногтя большого пальца.

  5. На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.

  6. Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

  7. Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.

  8. Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

  9. Какой рукой причесывается.

10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.

Больше половины ответов П – правша, Л – левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция – скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Интеллект — это …

Основным отличием человека от животного всегда считалась разумность в широком смысле – то есть способность осознавать себя, адекватно воспринимать и анализировать окружающую действительность.

Это стало ключевым критерием при определении развитого интеллекта. Но что подразумевают ученые под этим довольно расплывчатым термином?

Несмотря на латинские корни («intellectus» трактуется как «разумение, восприятие, понимание»), сегодня это слово чаще используется в том смысле, что придала ему практика англоязычного употребления, подменившая слишком обобщенное понятие «intellect» более точечным и конкретным «intelligence» – «способность к познанию, разумность».

Читайте также:  Как грамотно пройти собеседование при приеме на работу

На это, видимо, и опиралась психология (это что?), определившая интеллект как широчайший набор умственных характеристик, начиная со способности к решению самых разнообразных задач и заканчивая умением управлять своими эмоциями, выстраивать общение (это как?), строить планы для достижения целей и т.д.

Интеллект — это ...

А поскольку такое определение подразумевает наличие социальных и эмоциональных составляющих, становится очевидным, что интеллект – это не только мышление, как обычно думает несведущий человек, а гораздо более широкая и устойчивая структура возможностей ума, что позволяет индивиду выживать и развиваться.

И именно психологи (а не философы или антропологи) представили наиболее логичные психометрические теории интеллекта, согласно которым в его структуру включается целый ряд познавательных способностей. Основные из них известны нам со школы – это прежде всего:

  1. память;
  2. мышление;
  3. ощущение;
  4. восприятие;
  5. представление;
  6. воображение.

Благодаря развитию этих способностей любой индивид вооружается возможностью знакомиться с миром, познавать его закономерности, делать определенные выводы и – основываясь на них – определять свои перспективы и ставить долгосрочные цели.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Популярные советы психологов: когда они во вред

Читая новости в соцсетях, можно встретить психологические рекомендации, которые собрали множество одобрений пользователей. Профессиональные психологи смотрят на них с осуждением, а иногда откровенным ужасом. 

Мы собрали 9 вредных советов от сетевых психологов и объяснения, почему следовать им не стоит.

Выкладывайтесь на полную, не останавливайтесь на пути к успеху

Целеустремлённость, конечно, хороша, но людям не стоит забывать об отдыхе. Стать самым успешным человеком на кладбище – не особо привлекательная перспектива. Медики приравнивают трудоголизм к расстройствам психики, нередко в сопровождении других диагнозов. Это же относится к людям, которые забывают о себе в заботах о других. Чтобы сохранить физическое и психическое здоровье, медики рекомендуют чередовать периоды активности и покоя. Позволяйте себе иногда расслабиться – отправиться в отпуск, посетить концерт любимой группы или просто посидеть с чашечкой чая.

Читайте также:  Виды рабочих конфликтов и способы их урегулирования

Не забывайте делать маленькие перерывы в течение дня

Обязательно меняйте работу каждые 5 лет

По мнению советчиков, подобные советы психологов спасут от профессионального выгорания. На самом деле смена работы подойдёт только тем, кто находится в поисках себя. Остальным ни к чему метания, тем более современные реалии предоставляют возможность профессионального роста практически в любой специальности. Карьеру легче сделать в одной организации, чем бегая по предприятиям в поисках тёплого места. Недостатком частой смены работы можно считать необходимость постоянно вливаться в новый коллектив Оставайтесь собой в любой ситуации

Это могут себе позволить только люди, которые постигли самих себя, что в принципе нереально. Совет вреден тем, что мешает избавляться от недостатков, которые есть у всех. А ведь постоянная работа над собой важна.

Только постоянная работа над собой даёт хорошие результаты

Всегда и всем говорите всё, что вы  думаете

Нынче модно слыть этаким прямолинейным человеком. Скажу, что думаю, даже если собеседнику будет неприятно или даже больно слышать мои слова. Настоящие советы психологов звучат иначе – иногда лучше солгать или промолчать. Ложь во спасение никто не отменял.

Привычка говорить всё, что думаешь, может привести к разрушительным последствиям

Меняйте отношение к ситуации, если не в силах повлиять на неё

Бывают случаи, когда изменить существующее положение действительно невозможно. Но, руководствуясь этим советом, люди могут упустить шанс, где ситуацию можно обратить в свою пользу. Иногда лучше действовать, чем пускать всё на самотёк из-за страха неудачи.

Право на “я подумаю об этом завтра” имеют разве что героини книг и фильмов, вроде Скарлетт О Хара

Переключайтесь на другое в неприятных ситуациях

С маленькими детьми это хорошо срабатывает, но во взрослой жизни такие люди не умеют справляться с негативом. В итоге стресс всё равно проявляется в переедании, импульсивных покупках или проблемах с алкоголем. Вместо отрицания того, что расстраивает, нужно искать источники негатива и работать с этой информацией.

Алкоголизм – болезнь, которая часто становится следствием подавления негативных эмоций

Не жалейте себя

Парадоксально звучит, но те, кто постоянно жалуется окружающим на проблемы, на самом деле не умеют себя жалеть. Они не в состоянии проявлять адекватные требования к себе и вовремя отдыхать, поэтому требуют сочувствия от других. Люди с образованием психолога предлагают направлять жалость к себе во благо, а не игнорировать естественную защиту организма.

Неумение себя вовремя жалеть приводит к постоянным жалобам на жизнь

Думайте только о хорошем, забывайте плохое

С одной стороны правильно не зацикливаться на проблемах, но с другой… Если не анализировать причины возникновения негатива, то ситуации будут повторяться. Разумнее будет соблюдать баланс между положительными и отрицательными эмоциями.

Чтобы не наступать постоянно на одни и те же грабли, их нужно найти и убрать с дороги

Не расстраивайтесь, если что-то идёт не так, как планировалось

Многим людям свойственно успокаивать себя и других “Ничего, в следующий раз точно повезёт”, “Да у тебя ещё сотня таких будет” или “На этой работе свет клином не сошёлся”. Проблемы вроде становятся меньше, не так обидно терять. В то же время человек сводит на нет свои достижения в профессии, выстраивании отношений и многом другом. Боязнь потерять что-то важное помогает правильнее выстраивать жизнь и верно расставлять приоритеты.

Наличие других вариантов трудоустройства не особо утешает при увольнении с должности, которой отданы силы

В следующий раз увидев эти вредные советы психологов в ленте социальной сети, не спешите делиться ими с друзьями. Оказать медвежью услугу всегда успеете. Лучше расскажите всем об этой статье, пользы будет больше.

Как узнать свой EQ

Сейчас психологические опросники для определения уровня EQ можно бесплатно пройти онлайн. Тесты в интернете выдают оценку способностей испытуемого с погрешностью, так что не стоит придавать большое значение их результатам. Людей с низким уровнем эмоционального интеллекта легко заметить: они часто ввязываются в ссоры и говорят обидные вещи, не понимая, что ранят чувства окружающих. Обладатели высокого EQ легко справляются с проявлением эмоций: не стесняются плакать, если растроганы или говорят «Я в ярости», когда готовы выйти из себя.

Если школьник хочет лучше контролировать эмоциональные реакции, разбираться в психологии поведения и находить подход к людям, EQ можно «прокачать».

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Расскажу один случай.

Я читал книгу. Вдруг в комнату вошла моя сестра и включила какой-то сериал. Я не сдержался и сказал: «Выключи планшет или я его сломаю!»

Она только прибавила звук. Я вышел из себя и начал кричать. Мол, она мешает читать, пусть уходит в другую комнату.

Через пару минут к нам пришла мама. Выключила компьютер, отобрала у сестры планшет и забрала мою электронную книгу. В общем оставила нас без гаджетов.

Если бы я прочитал книгу Дэниела Гоулмана, то использовал бы его советы и усмирил бы свои эмоции.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Ушёл бы в другую комнату или договорился без криков.

Но тогда я ещё ничего не знал об эмоциональном интеллекте и сорвался. От этого стало хуже всем.

Если у тебя высокий EQ, ты:

  • легко справляешься со стрессом;
  • успешно борешься с вредными привычками;
  • можешь сдерживать гнев;
  • умеешь управлять людьми и работать в команде;
  • не ноешь по любому поводу;
  • сохраняешь спокойствие в трудных обстоятельствах;
  • пользуешься популярностью среди других людей.
Читайте также:  Как наполниться женской энергией

Тест для оценки уровня эмоционального интеллекта

Для каждого утверждения ниже поставь себе оценку от 1 (самый высокий уровень) до 7 (самый низкий).

Первое измерение эмоционального интеллекта — понимание и выражение своих эмоций

  1.  В большинстве случаев я хорошо могу понять, почему у меня возникли определенные чувства.
  2.  Я хорошо понимаю свои эмоции.
  3. Я могу в большинстве ситуаций понять, что я чувствую.
  4. Я всегда могу определить, счастлив ли я.

Второе измерение эмоционального интеллекта — умение воспринимать и понимать чувства других

  1.  Я всегда могу по поведению друзей определить, что они чувствуют и испытывают.
  2. Я хороший наблюдатель за эмоциями других.
  3. Я восприимчив к чувствам и эмоциям других людей.
  4. Я хорошо понимаю что чувствуют люди рядом со мной.

Третье измерение эмоционального интеллекта — умение работать со своими эмоциями

  1. Я всегда ставлю себе цели и затем делаю все возможное, чтобы достичь их
  2. Я считаю себя компетентным в своей сфере человеком.
  3. Я умею мотивировать себя самостоятельно.
  4. Я всегда поощряю себя стараться изо всех сил.
Тест для оценки уровня эмоционального интеллекта

Четвертое измерение эмоционального интеллекта — умение использовать эмоции для максимальной эффективности

  1. Мое эмоциональное состояние зависит от меня и я могу справляться с трудностями рационально, нежели эмоционально.
  2. Я вполне могу контролировать свои эмоции.
  3. Я всегда могу успокоиться, если злюсь.
  4. Я хорошо контролирую собственные эмоции.

Теперь по результатам теста оцени свои сильные и слабые стороны. У тебя хорошо получается читать свои эмоции? Или, может быть, ты хорошо умеешь отслеживать и понимать, что чувствуют другие? Трудно ли тебе использовать свою эмоциональную силу для того, чтобы максимально использовать свои возможности?

Ответы, которые ты дал сейчас — очень важны для дальнейшей работы с твоими сильными и слабыми сторонами.

Люди с высоким уровнем эмоционального интллекта гораздо чаще удовлетворены своей работой, чем те, у кого показатели ниже. Те, кто показывают хороший результат в своей работе не только обладают хорошим уровнем эмоционального интеллекта, но и используют его в работе каждый день (кроме того, в семье они строят гармоничные и счастливые отношения, основанные на доверии).

И напротив, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, которые оказывались на должности, где эти способности использовались мало, показывали результаты хуже, а чаще всего находили себе другую работу.

Итак, ты уже подсчитал результаты теста и теперь хочешь знать, как же улучшить свои показатели.

признаков высокого IQ

Главные составляющие интеллекта – это способности к математическим вычислениям, ориентации в пространстве, распознаванию изображений, вербальному общению, запоминанию информации и выполнению задач с помощью моторики.

Каждая из перечисленных способностей важна при определении уровня умственного развития. При этом нужно учитывать, что есть люди, способности которых развиты только в одной сфере, например, в области решения математических задач. Однако чаще всего у людей наблюдаются признаки высокого интеллекта сразу в нескольких областях.

Человека, результаты тестирования которого высокие, можно называть интеллектуал. Такие люди отличаются от других по ряду признаков. К этим признакам относится:

1. Длительная и устойчивая концентрация внимания. Многочисленные эксперименты показали, что люди с высоким IQ не замечают «фоновый шум», то есть игнорируют помехи при выполнении поставленных задач.

2. Адаптивность, то есть умение быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку. Эта черта демонстрирует высокий уровень социального интеллекта.

3. Любознательность. Интеллектуальное мышление у людей с высоким IQ проявляется с детства в виде попытки максимально подробно изучить окружающий мир. С годами эта черта сохраняется, позволяя человеку постоянно развиваться и узнавать новое.

4. Самодостаточность. Это способность легко переносить одиночество, получать удовольствие от отдыха в обществе самого себя.

5. Хорошее чувство юмора. Большинство интеллектуалов – люди с хорошим чувством юмора, умеющие понимать тонкие шутки и откровенный сарказм. В данном случае речь идёт не о шутках на уровне отечественных комедий, а о качественном юморе, близком к философии.

признаков высокого IQ

6. Эмпатия. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции других людей, является одним из главных признаков высокоразвитого эмоционального интеллекта.

7. Ассоциативное мышление. При поступлении в школу многие дети проходят примитивное тестирование, в ходе которого оценивается их умственное развитие. При этом им обязательно задают задачи вроде «Что общего между ёлкой и ежом?». В данном случае неважно, каким будет ответ. Главное, чтобы ребёнок смог его аргументировать. Это показывает, насколько развит его интеллект и креативность.

8. Самоконтроль. Способность контролировать свои эмоции позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения. Это обязательная черта характера любого интеллектуала.

9. Умение признавать пробелы в своих знаниях и получать новый опыт. По-настоящему умный человек осознаёт, что даже в профессиональной сфере не обладает абсолютным знанием. Поэтому интеллектуалы безостановочно учатся и стремятся к получению нового опыта посредством внедрения инноваций.

10. Мечтательность. Умение предаваться размышлениям о будущем, фантазировать и представлять что-то новое, является важной чертой для интеллектуала.

Перечисленные интеллектуальные качества — это только основные признаки высокого интеллекта. Есть также и другие черты, вроде стремления к порядку или умения планировать свою работу.

Нужно понимать, что высокий интеллект — это не всё, что нужно для успеха. Однако развитые умственные способности облегчают жизнь человека и открывают перед ним множество возможностей. Именно поэтому умные люди чаще работают на высокооплачиваемой работе и в целом чувствуют себя счастливее других.