Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве: взгляд со всех сторон

Всемирно известная статуя Рабочий и колхозница в Москве — аллегорический памятник, прославляющий союз пролетариата и колхозного крестьянства, точно передающий дух и динамику эпохи социалистического строительства в СССР. Композиция, созданная в 1937 году для Парижской выставки, стала культовым произведением советского монументального искусства.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 347
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Создание памятника

Памятник создан по концептуальному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана. Пластическое воплощение проекта реализовано трудами известного скульптура Веры Игнатьевны Мухиной. Динамичная композиция, объединяющая мужскую и женскую фигуру с поднятыми в руках орудиями труда — серпом и молотом, возвышается над ступенчатым зданием, служащим пьедесталом.

Павильон достигает в длину 66 м и поднят ввысь на 34 м. Фасад украшает сохранившийся подлинный герб СССР, созданный специально для парижской выставки. Внутри опорного сооружения расположены выставочные залы.

Скульптурная группа высотой в 24,5 м выполнена из нержавеющих листов стали, укрепленных на специальном каркасе методом точечной сварки. Визуально представляется, что фигуры сплетены в единый монолит. На самом деле композиция создана из 5 тыс. деталей. Общий вес грандиозного памятника составляет около 185 т.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 892
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Исторические факты возникновения

История нам рассказывает, что для экспозиции в Париже выставочного комплекса «Современное искусство», нужен был монумент, который предполагалось установить в зале экспозиции Советского союза. Сам зал для выставки возводил и создавал советский архитектурный автор Б.М.Иофан, который в процессе строительства уже вынашивал замысел будущего экспоната выставки. Именно рабоче-крестьянским символом он был вдохновлен, и предложил эту идею для воплощения.

Идея эта родилась у скульптора при осмотре греческих изваяний, «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская» — как символов победы над господством тиранов и господ. В Советском союзе создали конкурс, в нем участвовали со своими работами видные советские авторы-скульпторы. И проектный эскиз В.И.Мухиной был выбран, как наиболее соответствующий духу тогдашней современности.

Первоначальным этапом к подготовке создания колоссального проекта, стала гипсовая фигура макета, созданная Мухиной при Институте машиностроения и металлообработки, который предоставил экспериментальный цех для работ.

Выставка «современное искусство» состоялась в Париже, в 1937 году, и по завершении ее статую демонтировали. Однако, композиция была значительно повреждена, и при перевозке некоторые детали безвозвратно испорчены. И лишь спустя 2 года, при новом возведении монумента, поврежденные части были заменены на новые, но уже не в первоначальном виде — общий вид скульптуры выглядел иначе, чем оригинал.

1939 года ознаменовался в бурно развивающейся Советской стране завершением строительства и открытием шлюза «Рыбинский». В честь такого глобального события для страны, планировалось установить грандиозную скульптуру «Рабочий и Колхозница» у шлюза. Однако, в связи с еще не завершенными работами над гидростанцией, статую было решено установить на возвышении, возле Северного входа на Выставку достижений Народного хозяйства. А на гидростанции «Рыбинская» была воздвигнута скульптура «Волга».

Установка скульптуры проводилась в спешном порядке — было запланировано приурочить ее к торжественному открытию павильона ВДНХ, что сказалось на высоте возвышения для скульптуры. Он оказался в 3 раза меньше, чем тот, что был установлен под скульптуру в Париже.

Архитектор и автор проекта Мухина яростно боролась против такого решения — по ее словам, весь замысел композиции просто сводился на нет, из-за нарушения пропорций. Но изменений не последовало. Долгие годы великолепная скульптура просуществовала на низком и не соответствующем размерами постаменте.

В 70-ые годы прошлого столетия монумент отреставрировали. И не прошло и 10-ти лет, как было принято решение найти для монумента другое местоположение. Местоположение выбирали на конкурсной основе, в ходе которого можно было бы выбрать будущее расположение монумента в столице. Были варианты установить его на Крымском валу, у Государственной картинной галереи, но идея осталась не исполненной.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2908
Источник: https://wikimoskva.ru/articles/skulptura-rabochij-i-kolxoznica-v-moskve/

Где находится

Монумент возведен на подъездной аллее к Северной входной группе московского экспозиционного центра, раскинувшегося на проспекте Мира. На момент установки памятника здесь располагался Главный вход на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, позднее названной «Выставкой достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

Экспозиционный комплекс в Останкинском районе Москвы входит в число 50 крупнейших мировых выставочных центров. Территориально ВДНХ относится к Северо-Восточному административному столичному округу.

Площадь масштабной выставки заполнена яркими памятниками советской эпохи различного архитектурного и художественного решения. У каждого шедевра есть свой адрес. Памятнику монументального искусства федерального значения Рабочий и колхозница присвоен номер 123 Б по проспекту Мира.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 814
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Перестройка монумента

2000-ые годы стали для скульптуры «Рабочий и Колхозница» временем перестройки и обновления. Ее разобрали на основные элементы, все поверхности монумента были тщательно вычищены и покрыты специальным антикоррозийным слоем, специально созданным сотрудниками Всероссийского НИИАМ.

Реконструкция также затронула и основание памятника — были сделаны основательные укрепления каркасной платформы.

Монументальный комплекс оснастили абсолютно другим основанием, включающим в себя и помещение под музей, созданный специально по истории комплекса. Музейное помещение состоит из 4-ех отделов, в которых выставлены экспозиции, макетные фигуры и фотографии из истории скульптуры, ее проектные образцы.

Сам постамент был выполнен в пропорциях, близких к тем, которые были у постамента под монумент на выставке в Париже. Единственным отличием было то, что с задней стороны его было значительно меньше места, так как выделенная территория не позволяла выстроить с размахом.

В 2009 году, в ноябре месяце, грандиозный монумент снова был установлен, с помощью подъемного крана, и торжественно открыли его уже в декабре этого же года. Все реставрационные работы, разборка и новое установление оказались достаточно дорогими — на все было истрачено бюджетных средств на сумму 2,9 миллиарда рублей.

При этом, музейные экспозиции монумента были временно закрыты, так как планируется объединить их с общими музейными экспозициями ВДНХ. А свободное помещение музея используется руководством Выставки достижений Народного хозяйства как временные выставочные павильоны для работ известных художников и скульпторов.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1613
Источник: https://wikimoskva.ru/articles/skulptura-rabochij-i-kolxoznica-v-moskve/

Как добраться

Ближайшая к месту расположения выставочного комплекса станция метрополитена носит одноименное название — «ВДНХ». Для того, чтобы увидеть знаменитый памятник, нужно от выхода из метро пройти по проспекту Мира примерно 800 м, минуя главную входную группу выставки. Скульптура открывается взору с левой стороны улицы.

Станция метро Транспорт Время в пути
ВДНХ Пешая прогулка 13 мин.
ВДНХ Автобус 544, 244 до остановки «ул. Бориса Галушкина» 5 мин.
ВДНХ Монорельс – до остановки «Выставочный центр» 7 мин.
Блок: 4/10 | Кол-во символов: 516
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Использование изображения

Изображение легендарной скульптуры «Рабочий и Колхозница» в Советские годы было знакомо каждому жителю СССР по первым кадрам фильмов, снятых на киностудии Мосфильм. Изображение скульптуры прочно ассоциируется со всеми фильмами этой киностудии. Но интересно то, что эмблема Мосфильмом стала использоваться только с 1946 года.

Обширное воспроизведение монумент получил и на почтовых марках. Наибольшее количество марок имело именно изображение «символа идеологии и духа». Можно с уверенностью сказать, что марки с этим изображением были повсеместно, вплоть до конца 80-ых годов XX века.

Существует исторический факт, что правительство Албанской республики выпустило серию почтовых марок с изображением монумента. И медаль «Лауреат Выставки достижений Народного хозяйства» снабжена изображением этого монументального памятного комплекса.

Монумент также можно считать и кинозвездой, так как неоднократно режиссеры и постановщики нашей страны во разные периоды жизни страны использовали его для съемок художественных и мультипликационных фильмов.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1070
Источник: https://wikimoskva.ru/articles/skulptura-rabochij-i-kolxoznica-v-moskve/

Отзывы о музее «Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»»

Отлично!!!

Очень интересная выставка Ульяновского музея. Вежливые и компетентные сотрудники.

Отлично! Проходят интересные выставки, удобное простраство, доступно для маломобильных посетителий. Вежлевый персонал!

Здание, построенное по проекту, Иоффе, за который был получен Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Но при строительстве современного здания было учтено всё, что только можно в смысле удобства: лифты, пологий пандус с первого по последний этаж: можно прийти и с детской коляской и её не придётся таскать по лестнице!

Интерьер первого этажа — помпезно-советский — а-ля метро: мраморные стены и полы, массивные деревянные двери, латунные ручки. Верхние этажи (выставочные залы) — абсолютный минимализм, на фоне которого экспонаты выходят на первый план.

Экспозиции посвящены советскому дизайну и советской архитектуре, что вполне понятно. Для рождённых в СССР — интересно увидеть предметы из детства — некоторые забытые, но до боли узнаваемые и милые. Для нового поколения — интересный взгляд в прошлое и забавные аналогии (шоколад Алёнка выглядит так же как и сейчас))).

Посетителей очень мало — никто не толкается и не загораживает экспонаты. Льготным категориям — билет 20 ре. Дошкольники — бесплатно. В некоторых залах можно бесплатно фотографироваться.

В общем — есть смысл посетить ради интереса к истории и достижениям собственной страны!

Отправляясь в этот музей я надеялся испытать хоть долю того, что испытывали посетители советского павильона на выставке в 37 году. Не испытал…

Очень скудно. Если коротко — вот Вера Мухина — она сделала статую. А вот Борис Иофан — он сделал сам павильон. А еще вот тематическая выставка (я попал на каких-то полуголых баб на картинах сомнительного качества).

Практически ни слова о том, кто и как делал статую (а на самом деле был задействован авиазавод с кучей инженеров, слесарей, ченкащиков и т.п.). Как ее доставляли на выставку, как собирали-разбирали. Одно дело отлить статую в бронзе и совсем другое дело отчеканить ее из листов нержавейки так, чтобы они еще все подходили друг к другу.

Гораздо интереснее, если бы в этом павильоне хотя бы частично была воссоздана выставка 37 года с теми экспонатами и атмосферой, царившей в тот период.

Я посетил выставку в новогодние праздники бесплатно, но платить там реально не за что. Экспозиция нулевая. Видно что не приложена ни грамма усилий, чтобы что-то накопать и сделать музей реально интересным.

Сделано все красиво и на от**бись.

Наша Статуя Свободы

Интересный музей. На 1-ом этаже добротно представлена история создания культового архитектурно-скульптурного ансамбля для советского павильона на выставке в Париже — рекомендую начать с просмотра 20-минутного фильма. Попутно можно ознакомиться с жизнью истинного автора проекта — Бориса Иофана, о котором мало кто знает (победитель конкурса на строительство Дома на набережной и не реализованного Дворца Советов), а также со скульптором Верой Мухиной, которая прошла путь от производства кооперативных календарей, обёрток для конфет и этикеток для консервных банок до главного памятника энтузиастам и романтикам страны героев, мечтателей и учёных, автора надежды и молодости, триумфально шагающих в небо. Обратили на себя внимание фотографии двухярусного троллейбуса (где оно — это чудо света?!!) и парашютная вышка в ЦПКиО (вероятно, первый экстремальный аттракцион Советского Союза).

На других трёх этажах размещаются тематические выставки, которые тоже бывают весьма любопытными. Однако чувство гордости за советский павильон 1937 года, который геополитически правильно стоял прямо напротив павильона фашистской Германии — никакими другими выставками не перебьёшь. Кто знает, может, войну мы начали идеологически, в сердцах творческой интеллигенции и парижан, выигрывать уже тогда, в 37-ом?..

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3833
Источник: https://www.afisha.ru/msk/museum/8831/

История

Разработка проекта

На французской выставке демонстрировались достижения в области искусства и техники. Молодому советскому государству было важно заявить о себе, показав успехи первого в мире социалистического государства и преимущества нового строя. Павильон СССР по плану устанавливался напротив павильона Германии.

Статуя Рабочий и колхозница — проект будущего произведения.

Грандиозное российское сооружение должно было затмить немецкий проект, демонстрируя всеми возможными художественными, техническими, монументальными способами идеологическое превосходство социализма над националистической диктатурой.

По итогам проведенного в СССР архитектурного конкурса победил лаконичный и образный проект Бориса Иофана. Его идея заключалась в создании триумфального здания с динамичной скульптурной композицией, стремительно летящей вперед подобно крылатой победе — Нике. Непревзойденная по легкости и динамике статуя «Ники Самофракийской» выступила одним из прообразов нового творения.

Еще одним источником вдохновения стала античная статуя Крития «Тираноборцы».

Архитектора привлекла общая линия двухфигурной композиции, монолитное сплетение борцов против тирана Гиппарха с поднятыми к небу мечами. Такое решение подходило для аллегорического воспроизведения победы в Октябрьской революции 1917 года 2-х классов — пролетариата и крестьянства.

Фигуры рабочего юноши и крестьянской девушки с высоко поднятой эмблемой советской страны — серпом и молотом — олицетворение союза хозяев нового государства. Закрытый конкурс пластического воплощения идеи выиграла с некоторыми замечаниями работа Веры Мухиной. Обнаженные наподобие античных скульптур тела юноши и девушки драпировались тканью.

Развевающееся полотно создавало композиционное равновесие и служило связующим элементом с выставочным павильоном. Комиссия предложила фигуры «одеть». В новой редакции эскиз был утвержден к исполнению.

Символизм и художественная ценность

Вера Игнатьевна подчеркивала, что главной ее целью было передать через пластику творческий порыв, свободу мысли, способность на подвиг ради общей цели. Композиция созвучна лучшим мировым работам, в аллегорической форме воспевающим культ республиканского демократического государства. Яркий пример этого направления в монументальном искусстве — американская статуя Свободы.

Два исполинских труженика в общем движении вперед и ввысь — призыв народа к единству и трудовым победам, воплощение главной коммунистической догмы — нерушимости союза рабочего класса и крестьянства. Широкая раскрытая мужская ладонь символизирует власть трудового народа над страной. Из приоткрытых ртов юноши и девушки словно льется гимн, прославляющий идею всепобеждающего труда.

Женская фигура с непокрытой головой, короткой стрижкой и атлетическими формами одета не в рабочую форму, а городской сарафан. Собирательный образ советской девушки ассоциируется одновременно с модной в то время идеей феминизма и мощной, плодородной основой.

Орудия производства в молодых, рабочих руках трактуются не только, как эмблема государства, но и как символ мирного труда, успехов отечественной промышленности и колхозного хозяйства.

Изготовление и монтаж

Базовый каркас изготовил завод «Стальмост», элементы внешней оболочки — экспериментальный завод при Институте машиностроения. Для большей эффектности в производстве скульптуры решили использовать тонкие стальные листы, отражающие свет и изменяющие цвет монумента в зависимости от суточной освещенности. Идею предложил профессор Петр Николаевич Львов.

Хромированная сталь обладает лучшими отражающими способностями по сравнению с классической бронзой и медью. Профессор выступил также автором новой технологии обшивки с помощью точечной контактной сварки. Эту методику применили и при сборке статуи на выставке. Завод работал напряженно, в несколько смен, более 3-х месяцев. В монтажных работах участвовало более 150 человек.

Для сборки задействовали кран высотой в 35 м. Самым трудным в процессе производства оказалось изготовление 30-метрового стального шарфа весом около 5 т, который должен был без всякой опоры развиваться вокруг гигантов и создавать нужную композиционную горизонталь.

В период производства этой детали директор завода написал донос с предположением, что придуманный скульптором шарф может сломать статую. В дополнение он сообщил, что с некоторых ракурсов в складках сарафана колхозницы проявляется лик «врага народа» Троцкого. Партийное руководство на донос не отреагировало, и статую с парящим полотнищем благополучно завершили.

Работу приняла правительственная комиссия с одобрения главы государства Иосифа Сталина, лично осмотревшего готовую скульптуру.

Последовал приказ демонтировать монумент для перевозки во Францию. Его разделили на 65 огромных фрагментов и в 28 грузовых вагонах транспортировали в Париж. По пути часть скульптурных элементов пришлось еще раз разрезать, так как состав не проходил в узкий железнодорожный туннель рядом с польской границей.

Под личным руководством автора монтажные работы провели в рекордный срок: павильон длиной более 150 м возвели на площади возле Эйфелевой башни за 11 дней. Фасады здания облицевали мрамором, входную группу оформили барельефами. Акцентный элемент на входе — общесоюзный герб и символика 11 республик, которые на тот момент входили в состав СССР.

Статуя Рабочий и колхозница, установленная на 34-метровой высоте, словно парила над выставкой, затмевая стоящий напротив непрезентабельный германский павильон с железным орлом на крыше.

Выставка в Париже

На открывшейся 27 мая выставке гиганты Мухиной произвели фурор. Восторгу парижан не было предела. Статуе не раз аплодировали. Известные французские писатели и художники неустанно выражали свое восхищение, а простые горожане приходили к павильону по несколько раз в день, чтобы посмотреть на скульптуру при разном освещении.

Статуя Рабочий и колхозница поражала не только монументальностью и пластикой, но и цветовыми переливами: на восходе летящая композиция была нежного красного цвета, днем отливала серебром, а на фоне закатного парижского сиреневого неба сверкала золотом.

Экспозиция удивила парижан не меньше монументальной громады. В одном из выставочных залов демонстрировалась карта СССР, на которой драгоценными камнями указывались места добычи природных ископаемых, индустриальные объекты, а столичные республиканские города украшали большие рубиновые звезды.

Советское представительство получило 593 награды за достижения отдельных предприятий, инженерные находки и изыскания советских ученых. Работа Веры Игнатьевны Мухиной удостоилась главного приза. Памятник стал монументом триумфа советского искусства, увековечив имена его создателей в истории.

От французов поступило предложение о выкупе восхитившего их объекта, начался сбор средств, но правительство СССР отказалось продавать статую. Несмотря на победное участие советского представительства в международном проекте, по возвращению на Родину директор советского павильона Иван Межлаук и большинство участников рабочей группы были репрессированы и расстреляны.

Возвращение в Москву

После окончания выставки скульптора не допустили к демонтажу, потому что Вера Игнатьевна остановилась в Париже у своей подруги, а не проживала вместе со всей делегацией. В демонтаже статуи участвовала новая бригада, не знакомая с особенностями конструкции. Статую разрезали автогеном на части и транспортировали на открытых железнодорожных платформах в Москву.

По приезду выяснилось, что варварский демонтаж привел к повреждению всех скульптурных деталей, за исключением мужской головы и руки. В течение 8 месяцев статую восстанавливали, используя для облицовки более плотные стальные листы. Каркас изменили наполовину.

Выбор постоянного места размещения монумента вызвал споры. Просьбы Мухиной установить ее работу на идеальном с художественной точки зрения месте на Ленинских горах отклонили. Было решено, что яркий образец монументального искусства станет отличным украшением открываемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Статуя в скором порядке была установлена на низкий постамент в 10 м, который скульптор критично назвала «пеньком». В результате композиция Рабочий и колхозница потеряла динамику, исчезло ощущение мощного порыва.

Несколько десятилетий создатель шедевра безуспешно боролась за установку статуи на пьедестал изначального проекта, чтобы вернуть монументу нарушенные пропорции и выразительную устремленность. Памятник без ухода и реставрации постепенно ветшал и к концу XX века пришел в критическое состояние.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 8478
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Статуя Рабочий и колхозница сегодня

Реставрация

Реставрационные работы, начатые в 2003 году по решению столичных органов власти, проводились поэтапно в течение 6 лет. Общий объем затрат составил около 3 млрд. руб. На первоначальном этапе скульптуру демонтировали, разобрав на 40 элементов. Детали исследовали методом спектрального анализа и выявили, что десятая часть конструкции подлежит полной замене, остальные элементы можно восстановить.

Реставраторам пришлось заново проводить все расчеты в связи с тем, что документация изначального проекта не сохранилась.

Новые детали изготовили из современных материалов с высокой стойкостью к коррозии. Важным этапом восстановительных работ стал процесс очистки. За 7 десятилетий грязь от выхлопных газов, осадков, птичьего помета образовала на стальных фигурах большие и плотные сталактиты. Для их растворения был использован специально созданный активный токсичный состав.

После чистки все элементы обработали инновационной пастой, повышающей в несколько раз сопротивление материалов воздействию агрессивной внешней среды. Статуя Рабочий и колхозница базируется в новой редакции на тройном, более технологичном каркасе.

Современная опора вдвое тяжелее прежней конструкции, поскольку реставраторы заложили в нее нагрузку на сильные порывы ветра. Скульптурной группе вернули визуальную динамику, установив на самую высокую ступень павильона, копию изначального авторского сооружения.

Споры о правообладании

Изображение знаменитого произведения не раз фигурировало в рекламных компаниях различных предприятий. Сын скульптора, Всеволод Замков, в 1999 году подписал договор с производителем табачной продукции «Ява» и разрешил использовать узнаваемый символ в рекламных целях.

Одновременно одна из столичных юридических компаний от его лица подала иск в суд на несколько предприятий (в том числе, «Мосфильм») за свободное использование изображения скульптуры в качестве товарного знака. Компенсацию по иску предполагалось перечислить на реставрацию памятника.

Суд в рассмотрении дела отказал. Как выяснилось, Вера Игнатьевна подписала официальное разрешение на использование киностудией ее работы, поэтому в претензии наследника не было основания.

Партия «Справедливая Россия» пыталась запретить в судебном порядке КПРФ использовать в агитационных целях символ советской эпохи. Однако суд не усмотрел никакого нарушения закона об авторских правах в действиях Коммунистической партии.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2428
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Интересные моменты

После того, как скульптуру установили в Москве, после выставки в Париже, автор и архитектор сооружения Мухина, назвала ее «пенек». Все дело в том, что изначально постамент для монумента был очень массивным и высоким, но перевести из Парижа его не удалось. А в Москве, около входа в ВДНХ был установлен очень низкий, маленький постамент, который просто рушил весь композиционный замысел.

Увидев установленную уже скульптуру, Мухина пришла в ужас, и пыталась протестовать, но все ее попытки не привели ни к каким результатам.

В российском городе Бикин существует уменьшенная копия монумента «Рабочий и Колхозница» — она выполнена в гипсе, и намного меньшего размера.

Простояв 60 лет, монумент пришел в ужасное состояние, но никаких решений по реставрации никто не планировал принимать, и тогда была устроена показательная акция, чтобы были приняты меры к спасению скульптуры — на фигуры монумента были надеты одежды, в цветах российского флага, и находились в таком состоянии 3 дня.

На сегодняшний день скульптура приобрела свой первоначальный облик — постамент наконец установлен приемлемого размера, сама скульптура отреставрирована и вычищена. И несмотря на все перипетии судьбы, продолжает восхищать своих посетителей красотой и мощью композиции.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1269
Источник: https://wikimoskva.ru/articles/skulptura-rabochij-i-kolxoznica-v-moskve/

Значение памятника в культуре

Шедевр социалистического реализма — официальная эмблема «Мосфильма». Вера Игнатьевна сделала по договоренности с руководством студии гипсовую копию монумента, которая стала использоваться на заставках. Скульптурное изображение нередко появляется в кинофильмах. Впервые зрители увидели узнаваемый объект в картине «Подкидыш» 1939 года.

Советский символ увековечен на медали «Лауреат ВДНХ СССР», юбилейных монетах 1967 года, пластинках, почтовых марках. Первая советская почтовая марка стандартной серии с изображением гигантов была выпущена в 1938 году. Нарисованная статуя фигурирует на почтовой марке албанского выпуска.

Модели памятника установлены в различных российских городах. Значимость гениального творения, поразившего в свое время даже избалованных эксклюзивными работами парижан, переоценить невозможно. Мощный образ победы, сплоченности, творческого порыва остается постоянным источником вдохновения поэтов, художников, скульпторов, режиссеров.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 988
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Видео о статуе Рабочий и колхозница

Наша марка. Монумент рабочий и колхозница:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 79
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 27656
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.afisha.ru/msk/museum/8831/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3833 (14%)
  2. https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 14542 (53%)
  3. https://wikimoskva.ru/articles/skulptura-rabochij-i-kolxoznica-v-moskve/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6860 (25%)
  4. https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/rabochii-i-kolhoznica: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2421 (9%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий