Манеж в Москве: фото

Московский Манеж имеет богатую историю. Это историческое здание в стиле ампир, построенное в 1817 г. в честь пятой годовщины победы русской армии в войне 1812 г. против наполеоновской Франции. Сейчас комплекс приспособлен для проведения масштабных культурных проектов, здесь проходят выставки современного искусства и фотографии.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 331
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B0/

Содержание

Описание Манежа

План московского Манежа в XIX веке

Прямоугольное в плане одноэтажное здание московского Манежа является образцом архитектуры классицизма. Строение длиной 166 м, шириной 44 м и высотой около 15 м было очень крупным для своего времени. Первоначальная площадь Манежа составляла 7424,67 м². Торцовые фасады здания украшены аркадой из семи арочных проёмов с полуколоннами и увенчаны гладкими фронтонами без декора. К боковым стенам примыкают полуколонны тосканского ордера, между которыми в арочных проёмах помещены сводчатые окна. Под фронтонами торцевых фасадов, а также в средней части боковых стен расположены тройные деревянные ворота. Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне — одному из четырёх входов в Кремль. Внутреннее пространство Манежа хорошо освещено дневным светом за счёт окон, образующих около трети площади стен. Укрупнённость пропорций Манежа, колонны, пилоны и сдержанная колористическая гамма подчёркивают монументальность здания.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 988
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Выставки

Начиная с 1957 года, в здании было проведено огромное количество выставок. Некоторые из них произвели настоящий фурор. Скандально известная выставка авангардистов подверглась суровой критике со стороны Н. Хрущева, посетившего Манеж 1 декабря 1962 года. Глава государства в выражениях не стеснялся. Результатом визита стало появление разгромных статей в СМИ, что положило начало борьбе с непонятым представителями власти направлением искусства.

В 1978 году в Центральном выставочном зале Манежа было представлено 400 работ Ильи Глазунова. Всего за тридцать дней посмотреть на картины пришло около полумиллиона посетителей. Интерес подогревался, в том числе, запрещенными темами, затронутыми художником в некоторых своих произведениях.

Выставка о православной Руси и истории Романовых, прошедшая в 2013 году, оказалась настолько увлекательной и востребованной, что организаторам пришлось несколько раз продлевать сроки ее показа. Она включала не только реальные экспонаты, но и использование для подачи материалов мультимедийных устройств.

Выставочный зал не имеет собственных экспозиций. Представленные на его площадях коллекции периодически меняются.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1165
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639

Время работы Манежа

Центральный выставочный зал Москвы открыт ежедневно, кроме понедельника с 12:00 до 22:00. Вход посетителей прекращается за полчаса до закрытия учреждения.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 177
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639

Изначально здание Манежа построили в стиле классицизм: торцовые фасады украшали гладкие, без декора, фронтоны и аркады из семи арочных проемов с окнами и дверьми

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1825 году в архитектуру Манежа решили добавить декоративные элементы. Тогда Осип Бове украсил фасады и интерьер здания лепными деталями в виде военных атрибутов римских легионеров. При этом москвичи и гости города охотно наблюдали за смотрами войск.

Еще случилось, батюшка, поутру сего дня в сумасшедшем доме быть, экрезегаузе на мостовой. Окошек в нем много, ни кроватей, ни столов, ни полок. Я шел мимо и спросил, чей это дом. Мне сказали, по-московски Агурцын квас. Я ето не понял, однако догадался, что ето сумасшедший дом, потому что на ету пору целой полк с ума сошол, ходит по всему дому взад и вперед, нечево не говорят, все застучат ружбями так страшно, другие со шпагами кричат, караул…

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 903
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/manezh

Здание Манежа

Объект изначально задумывался как экзерциргауз — крытое пространство для проведения строевой подготовки кавалеристов, смотров и парадов. Помещение должно было вмещать до двух тысяч военных, с возможностью их свободного маневрирования верхом на лошадях.

Автором проекта назначили российского подданного испанского происхождения — архитектора, инженера и строителя А. Бетанкура. Манеж возвели за 8 месяцев под руководством российского инженера французского происхождения Л. Карбонье. В этот период привлекалось от 500 до 700 рабочих одновременно.

Одноэтажное здание прямоугольной формы имело размеры 166 на 44 метра. Его высота составляла 15 метров, а площадь — более 7,4 тысячи квадратных метров. Уникальность конструкции заключалась в отсутствии внутренних столбов. Деревянные фермы длиной 45 метров опирались лишь на несущие стены. Для их изготовления использовались вековые лиственницы.

Поспешность возведения Манежа через год привела к появлению трещин в теле двух стропильных ферм. Одной из причин называли жару, но исследователи уверяют, что виной могли стать ошибки в расчетах и недостаточное количество самих ферм. Конструкция была усилена по проекту Р. Бауса в 1823–24 гг.

С наружных торцов здания имелись аркады, украшенные полуколоннами и фронтонами. Поверхности боковых фасадов визуально разделялись полуколоннами, между которыми установили большие сводчатые окна, дающие хорошее дневное освещение. Вход в здание был организован с каждой из четырех сторон.

К отделке приступили через несколько лет после торжественного открытия экзерциргауза. Работы были закончены в 1824–25 гг. Проект О. Бове предусматривал в качестве декора установку лепных деталей и горельефов, стилизованных под военные доспехи и атрибуты. Но бо́льшая часть задумок так и осталась на бумаге из-за недостатка финансирования. К зданию Манежа чуть позже была пристроена Ротонда. В советскую эпоху ее разобрали.

Чтобы уберечь деревянные конструкции от грызунов и насекомых, О. Бове распорядился рассыпать на чердаке полуметровый слой махорки. В годы ВОВ ее выкурили, но достаточно крепкий «аромат» ощущался еще на протяжении как минимум трех десятков лет.

Ремонт здания выполнялся в самом начале ХХ столетия. А в 1930-е годы просевшие балки подперли колоннами, нарушив, тем самым, открытую планировку пространства. В 1953-м были организованы масштабные реставрационные работы с демонтажем всех гаражных конструкций и восстановлением настенных барельефов. Это была подготовка к открытию выставочного центра в 1957 г.

Вынужденная реконструкция 2004–05 гг. позволила увеличить выставочную площадь Манежа почти вдвое (за счет подземного этажа) и организовать дополнительные парковочные места рядом со зданием, что немаловажно в условиях расположения объекта в центре Москвы. Строение оборудовали эскалаторами и прозрачными ограждениями, установили лифты и стеклопакеты, усовершенствовали системы пожаробезопасности, вентиляции и кондиционирования. Работы выполнялись по проекту П. Андреева, сумевшего воссоздать внешний вид фасадов по чертежам О. Бове, а также возродить уникальные фермы Бетанкура с использованием современных строительных материалов и технологий.

Сегодня в здании Московского Манежа размещены не только выставочные площади, но и рестораны, кафе, зоны отдыха и конференц-зал. Споры по поводу искажения замысла Бетанкура в сторону «новодела» ведутся по сей день, но страсти, бушевавшие в начале восстановительной реконструкции здания, утихли.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 3456
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639

Использование Манежа

В царское время

Первое время после открытия в Манеже размещались конюшни и проводились военные смотры, парады и учения. Но поскольку император большую часть времени проводил в Петербурге, и основные военные мероприятия организовывались там, уже с 1830-х годов в московском Манеже стали регулярно устраиваться концерты и выставки. Например, в 1867 году композитор Гектор Берлиоз совместно с пианистом-виртуозом Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тысяч зрителей. В 1865—1867 годах в здании проходила этнографическая выставка, демонстрировавшая повседневный быт народов России с помощью фигур из папье-маше, одетых в национальные костюмы. По некоторым данным, выставку посетил император Александр II, однако выставляемые фигуры ему не понравились, и он вскоре покинул Манеж. В 1872 году в Манеже проводилась Политехническая выставка, а в 1879-м — антропологическая.

Здание также использовалось для народных гуляний на Пасху, Масленицу, Рождество. В остальные дни в Манеже проходили конные состязания, уроки верховой и велосипедной езды. В 1894-м в Манеже прошло прощание с покойным императором Александром III.

При Советском Союзе

Вид со стороны Кутафьей башни, 2009 год

Вид со стороны Манежной площади, 2006 год

После революции в помещении Манежа устроили казарму. Затем Манеж служил гаражом для правительственных автомобилей.

По расхожей версии, во время работы Осипа Бове над внешним оформлением здания московский генерал-губернатор рекомендовал украсить фронтоны скульптурой, но архитектор отказался, оставив фронтоны гладкими и белыми. В советское время эта история трактовалась как пример успешного восстания художника против власти.

К 1920-м годам состояние здания ухудшилось: его балки просели практически на метр. В 1930 году, во время первой серьёзной реставрации здания, их укрепили металлическими листами и колоннами, которые, однако, нарушили изначальную открытую и просторную планировку внутреннего пространства.

В 1941 году в здание попадала немецкая фугасная бомба, но не причинила ему особого вреда. В 1953 году в Манеже вновь начались серьёзные реставрационные работы под руководством архитектора и реставратора Д. Н. Кульчинского: были демонтированы эстакады и ремонтные ямы для автомобилей, восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Работы вели строители московского метрополитена во главе с инженером Василием Полежаевым.

С 1957 года Манеж стал постоянно использовался для проведения выставок, концертов и других публичных мероприятий. В 1960-е в нём прошла известная авангардистская выставка «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность», которую 1 декабря 1962 года посетил и раскритиковал Никита Хрущёв. В 1967 году Манежу был присвоен статус Центрального выставочного зала столицы. С 1967 по 1981 год в Манеже было проведено более 110 художественных выставок и побывало порядка 22 миллионов посетителей.

В 1990-х годах

С образованием Российской Федерации роль Манежа не изменилась. В 1990-е в здании регулярно проводилась Московская международная художественная ярмарка «ART-МИФ», символизировавшая возрождение авангардистского арт-рынка в постсоветской России. В 1990-м в Манеже состоялась выставка «Авангард 20/90». С 1996 года Центральный выставочный зал является ежегодным организатором художественной ярмарки «АРТ-Манеж». На выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс «Юный безбожник»: он разрубил топором православные иконы, после чего на него завели уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3596
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Но вскоре площадку в центре города стали использовать в других целях: как выставочный зал и помещение для благотворительных вечеров, народных гуляний и концертов

Например, в 1865-1867 годах в Манеже проходила этнографическая выставка, где показывали повседневный быт народов России. Выставляли фигуры из папье-маше в национальных костюмах. Выставку посетил Александр III, назвал эти фигуры уродами и удалился.

В 1867 году здесь выступал композитор Гектор Берлиоз. Также в Манеже проходили цирковые представления, терские казаки демонстрировали искусство джигитовки, цыганские оркестры выступали с концертами. Проводились тут и популярные в то время благотворительные лотереи, когда за тысячу рублей участник выигрывал бокал шампанского и улыбку лотерейщицы, а деньги шли на помощь нуждающимся.

А в 1899 году в Манеже прошел карнавал клуба циклистов — велосипедистов. Кстати, искусству управления велосипедом обучали здесь же. Среди учеников был уже немолодой Лев Толстой. Дело у него шло тяжело, и виновата в этом была одна прекрасная особа.

У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую: мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но — тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось несколько раз. Теперь я стараюсь посещать Манеж в те часы, когда, я надеюсь, ее там нет.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1444
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/manezh

Московский Манеж

Объект был возведен в 1817 году при императоре Александре I, в ознаменование пятой годовщины победы над французскими войсками в Отечественной войне. Место было выбрано на территории сгоревшей при пожаре 1812 года городской деревянной застройки, в частности — купеческих лавок. Комиссия по ликвидации последствий спланированного поджога, созданная в Москве в 1813 году, приняла решение не восстанавливать на пепелище прежние строения, а создать новый, единообразный архитектурный ансамбль в классическом стиле.

В течение нескольких лет Манеж использовался для строевой подготовки и военных парадов, но спустя шесть лет после внезапной кончины Александра I здание переформатировали. С 1831 года здесь начали организовывать различные выставки и народные гуляния на Рождество, Масленицу и Пасху. Вскоре дело дошло до балов и концертных программ. В архивных документах есть записи о том, что в 1867 году в Московском Манеже выступал оркестр с хоровым сопровождением из 500 человек. Мероприятие посетило около 12000 зрителей.

В стенах здания во второй половине XIX века проводилось несколько грандиозных выставок, в том числе:

  • этнографическая;
  • политехническая;
  • антропологическая.

Кроме того, Манеж использовался для верховой езды, соревнований по конному и велосипедному спорту. В конце XIX столетия сюда сгоняли бунтующих студентов-революционеров, а в начале ХХ века здесь был открыт кинотеатр.

Пришедшие к власти большевики решили переоборудовать строение под казарму, но с ростом парка правительственных автомобилей пришлось рассмотреть вопрос об отселении военных в целях использования громадного помещения под гараж. Здесь вырыли смотровые ямы и установили эстакады.

Инсталляция на выставке Росатом в Манеже, © Marina VR

Выставки в Манеже начали проводить с 1957 года. Через 10 лет, в 1967 году, комплексу присвоили официальный статус Центрального выставочного зала Москвы.

В результате грандиозного пожара, случившегося в 2004 году, от здания остались лишь массивные стены. Уникальная деревянная кровля и бо́льшая часть выставленных здесь художественных работ были уничтожены. На следующий день власти Москвы объявили о начале работы над проектом восстановления объекта. После реконструкции Центральный выставочный зал торжественно открыл свои двери в апреле 2005 года.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 2292
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639

В советское время Манеж служил гаражом для правительственных машин. Из-за этого конструкции здания износились, и внутри появились металлические опоры

В 1957 году зданию Манежа опять вернулись выставочные функции. Эстакады для автомобилей взорвали, стены очистили от масляной маскировочной краски военного времени, восстановили по уцелевшему образцу рельефы с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем.

В 1962 году здесь прошла выставка художников-авангардистов, на которой Никита Хрущев подверг жесткой критике творчество авторов. Результатом стала кампания против абстракционизма и формализма в СССР.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 605
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/manezh

В 2004 году Манеж практически сгорел дотла. Но за год его восстановили

Московские власти давно поговаривали, что площадь здания нужно увеличить за счет подземных этажей. Искусствоведы и архитекторы были против, но пожар все решил за них. Пламя уничтожило уникальные деревянные конструкции Бетанкура. И хотя Манеж восстановили (добавив подземный этаж), а фермы выставили напоказ, это только копии бревен XIX века.

Сейчас здесь опять работает Центральный Выставочный зал «Манеж».

Мини-путеводитель по Александровскому саду

Выставочный зал «Манеж» на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к рассказу об истории и строительстве здания Манежа?

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 670
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/manezh

Как добраться до Центрального Манежа в Москве

Ближайшие станции метро:

  • линия 1 — «Охотный ряд»;
  • линия 1 — «Библиотека им. Ленина»;
  • линия 4 — «Александровский сад».

До остановки «Метро «Библиотека им. Ленина» можно доехать на автобусах № 144, Н2, Н11, М1, М2, М3, М6, М27.

В Москве можно воспользоваться мобильными службами такси Uber, Gett, Яндекс.Такси, Maxim, Такси-Класс, Standard, TaxiContact, Макси и пр.

Центральный манеж: видео

Наталия✨

Удобное расположение!

Yael

Великолепная скульптура Анастасии Парибратовой… вдохновлена

Смотреть отзывы на

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 829
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639

Литература

  • Будылина М. История постройки Манежа в Москве // Архитектурное наследство : журнал. — М., 1952. — № 2. — С. 236—249.
  • Васькин А. А., Гольштадт М. Г. От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. — М.: «Спутник+», 2009. — 397 с. — ISBN 978-5-9973-0100-2.
  • Васькин А. А., Гольдштадт М. Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. — М.: «Компания Спутник+», 2002. — 101 с. — ISBN 5-93406-348-0.
  • Векслер А. Г. Манеж и Манежная площадь Москвы: горизонты истории. — М.: Вече, 2012. — 143 с. — ISBN 978-5-9533-4664-1.
Блок: 9/9 | Кол-во символов: 592
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Другие интересные места Москвы

135 туристов было здесь

Московский Кремль — исторический, культурный и религиозно значимый комплекс в центре Москвы, древняя…

134 туристa были здесь

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы. Сюда стекаются гости города со всех концов столицы. Прежде всего…

93 туристa были здесь

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и …

70 туристов было здесь

Царь-пушка в Москве — знаменитый памятник артиллерии и литейного дела, одна из главных достопримечательностей…

69 туристов было здесь

Царь-колокол в Московском Кремле — один из выдающихся памятников литейного искусства XVIII века. Находится…

68 туристов было здесь

67 туристов было здесь

Мавзолей В. И. Ленина является одной из главных достопримечательностей и имеет особое историческое значения для страны. В…

57 туристов было здесь

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного…

56 туристов было здесь

Останкинская телебашня — главная теле- и радиовещательная башня страны, располагается у телецентра «…

51 турист был здесь

Лобное место — это один из немногих памятников Средневековья, сохранившихся в столице до наших…

33 туристa были здесь

Крымская набережная протянулась вдоль правого берега Москвы-реки. Начинается она от Крымского моста и продолжает…

33 туристa были здесь

Усадьба Кусково — уникальный памятник XVIII века в Москве, сочетающий в себе ансамбль зданий и …

28 туристов было здесь

Измайловский Кремль — это культурно-развлекательный комплекс в древнерусском фольклорном стиле. Он стал одной из самых…

26 туристов было здесь

Московский планетарий — один из самых крупных в России и Европе. Находится он возле Садового…

24 туристa были здесь

Московский цирк на Цветном бульваре появился в 1880 году, став одним из первых в России стационарных…

20 туристов было здесь

17 туристов было здесь

Усадьба Измайлово, также известная как Измайловский остров или Городок имени Баумана, — бывшая царская усадьба династии…

16 туристов было здесь

Большой Московский цирк — одно из любимейших мест взрослых и детей в столице. Среди других цирков…

12 туристов было здесь

Новый Арбат получил свое имя в честь соседней улицы Арбат, но до 1994 года был частью проспекта Калинина (ныне Воздвиженка)….

10 туристов было здесь

Московская консерватория имени Чайковского существует с 1866 года. На сегодняшний день это…

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 2816
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 21515
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0): использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 5176 (24%)
  2. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/26639: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 11107 (52%)
  3. https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B0/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1610 (7%)
  4. https://liveinmsk.ru/places/muzei/manezh: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 3622 (17%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий