Особняк Маргариты на Остоженке (Дом Кекушева)

Один из самых зрелищных фонтанов ВДНХ, самый большой читальный зал в Европе и многое другое — рассказываем, на какие недавно отреставрированные памятники стоит обратить внимание.

Увидеть, как выглядели особняки XIX века, старейшие храмы или советские фонтаны будто сразу после постройки, стало реальным. В Москве возвращают исторический облик объектам культурного наследия: с 2011 года специалисты отреставрировали 1247 объектов, а с начала этого года восстановили уже 36 памятников. 

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 486
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

История

Владелец усадьбы Лев Кекушев, 1907 год

В 1875 году владельцем участка числился И. И. Доброхотов, при котором землю занимал классический особняк с мезонином. Декор дома был характерен для послепожарной застройки Москвы, и когда в 1900-м территорию выкупил архитектор Лев Кекушев, он подал прошение в городскую управу о сносе обветшалых строений. По традиции того времени новоприобретённую собственность записали на имя его жены Анны Ионовны. Из-за большой занятости архитектора проект новой усадьбы, представленный в городскую управу, подготовил его помощник Василий Сергеевич Кузнецов. Когда власти одобрили задумку в простых модерновых формах, Кекушев приступил к строительству дома по собственным чертежам. Они были разработаны ещё в 1899 году по заказу Саввы Мамонтова, из-за банкротства которого задумку не реализовали.

Вскоре после завершения строительства в 1903 году дом выставили на продажу из-за финансовых затруднений хозяина. Вскоре Кекушеву удалось рассчитаться с кредиторами, но уже в 1906-м архитектор расстался с женой и выехал из дома. Через два года особняк продали, в дальнейшем он был отмечен в документах как «дом Смитского». После Октябрьской революции усадьба перешла в ведение Бюро по обслуживанию иностранцев, которое позднее реорганизовали в ГлавУпДК при МИД России. После 1920-х годов с фасада демонтировали массивную скульптуру льва, а также кроноподобное лепное завершение крыльца, устои ворот и отдельные элементы рельефа. Архитектор Алексей Очнев полагает, что оригинальный декор был выполнен из гипса и мог обветшать к тому моменту. В этот же период изменили общее цветовое решение дома, реконструировали хозяйственные флигеля. C 1960-х годов здание занимал военный атташе Объединённой Арабской Республики, позднее в его стенах расположилось оборонное ведомство посольства Египта.

Во время реконструкции 2014—2018 годов восстановили оригинальное убранство особняка. Работы проходили под руководством архитекторов Алексея Очнева и Георгия Орлова. Реставраторы восстановили черепицу, выполненную из сплава титана и цинка, расчистили рельефный декор и открыли заложенные ранее окна, отремонтировали деревянную парадную лестницу, обновили потолочные балки гостиной. Подвалы дома укрепили от воздействия сточных вод, отремонтировали инженерные системы и стропильные конструкции. На крыше дома установили бронзовую статую льва, воссозданную по старым фотографиям. Её длина составила 4 метра, высота — 3,2 метра. Позднее проект реконструкции был признан лучшим на конкурсе «Московская реставрация — 2018». Отреставрированное здание снова заняли дипломатические представительства, но оно открыто для посещений в рамках программы «Дни исторического и культурного наследия».

По мнению ряда искусствоведов, именно особняк Кекушевой упоминается в романе «Мастер и Маргарита» как дом главной героини. Теория связана с третьей дочерью архитектора Кекушева, которая родилась в усадьбе на Остоженке. Позднее она вышла замуж за друга Михаила Булгакова художника Сергея Топленинова.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3005
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%9A%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

Фонтан «Золотой колос» на ВДНХ

Это один из самых зрелищных фонтанов ВДНХ: 66 струй воды, 30 из которых — 25 метров в высоту. До реставрации «Золотой колос» не работал порядка 30 лет.

Построили и установили фонтан в 1939 году. Он сделан из бетона и стали и отделан медью. После Великой Отечественной войны «Золотой колос» демонтировали, а на его месте установили новый фонтан.

Реставрацию начали в 2016 году. Фонтан отделали золотой смальтой из глушеного цветного стекла. Привели в порядок и Каменский пруд, над которым возвышается «Золотой колос». Его впервые почистили, вынули 18 тысяч кубометров ила и глины, обновили мостик для кормления рыб.

Подробнее о фонтане «Золотой колос»

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 684
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Архитектура

Собственный особняк Кекушева считается одним из выдающихся образцов московского модерна. Асимметричная композиция усадьбы имела сходство с формой классических европейских замков. Здание представлено разновеликими объёмами, смысловым центром ансамбля является гранёная башня с шатром. В подоконных филёнках третьего этажа её декорировали тёмной лепниной с изображением орлов, которая контрастировала со светлым цветом стен. Скульптура льва, венчающая трапециевидный щипец центрального ризалита, также отсылала к западноевропейской архитектуре. Декор напоминал скульптуру Рудольфа Вейера, венчающую платину в Нюсдорфе, и свидетельствовал об авторстве архитектора. Сложная пластика разновеликих окон является отличительной чертой авторского стиля Кекушева. Так, массивное окно полуподвала выложено из отдельных камней и служит отсылкой к ранним формам ренессанса.

При разработке экстерьера Кекушев использовал рациональный подход и отказался от недолговечных элементов: стены облицевали розовой керамической плиткой, украсили цинковыми орнаментальными деталями, обрамления окон оформили контрастной светлой штукатуркой. Стены декорировали рельефом с растительным узором, выполненным в технике штукатурной лепнины. Цокольный этаж и небольшую лестницу крыльца выполнили из гранита. Эти поверхности создавали сложный цветовой и фактурный контраст фасадов. Во дворе в единой стилистике возвели конюшню и каретный сарай.

Здание включало пятнадцать комнат, выстроенных вдоль композиционного ядра — парадной лестницы. Её кованые перила декорировали стилизованными изображениями подсолнуха и лунника, символизирующими жизненный цикл человека. Площадку между первым и вторым этажами освещало массивное двухъярусное окно, рядом с ним скамейками огородили зону для детских игр и чтения. Верхние этажи занимали гостиные и хозяйские спальни, первый отвели под столовую, кабинет хозяина дома и буфетную, откуда позднее оборудовали дополнительную лестницу в подвал. Для удобства подачи блюд в помещении обустроили специальный лифт. Рядом с буфетной находилась просторная зала, соединявшаяся с открытым балконом дворового фасада. Позднее террасу переоборудовали в закрытый зимний сад. Гостиные второго этажа разделили трёхчастными деревянными дверьми с массивной стеклянной вставкой, что позволило визуально создать эффект единого пространства. Кессонный потолок комнат декорировали деревянными балками, холл также оформили деревянными панелями. Характерной чертой модерна считается объединение внешнего и внутреннего пространства. В доме Кекушевой этот приём использован в кабинете хозяина, где из окна хорошо виден Зачатьевский монастырь, который становится частью композиции.

  • Экстерьер особняка Кекушевой
  • Лепной декор, 2013 год

  • Лепной декор, 2010 год

  • Парадный вход, 2013 год

  • Лепной декор, 2013 год

  • Оформление окон, 2013 год

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2891
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%9A%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

Читальный зал Ленинки

Читальный зал № 3 Российской государственной библиотеки (ранее — Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина, улица Воздвиженка, дом 3/5) — самый большой в Европе. Это зал гуманитарных наук, он находится на втором этаже внутреннего корпуса. Его площадь — 1208 квадратных метров, высота потолков — 10 метров.

Как прошла реставрация главного читального зала РГБ

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 391
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Каменная церковь Петра Митрополита

Церковь Петра Митрополита (улица Петровка, дом 28, строение 10) — памятник ренессансной архитектуры, главный собор Высоко-Петровского мужского монастыря, одного из старейших в Москве (основан в XIV веке).

Церковь построили по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового в 1514 году, а назвали в честь основателя монастыря — митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра. Постройка имела форму восьмигранной башни со шлемовидной главой.

Специалисты отремонтировали и укрепили фундамент, дорожки и ступени крыльца главного входа, выложенные крупной гранитной плиткой. Стены укрепили специальным раствором, оштукатурили и покрасили в красный цвет. Кроме того, реставраторы восстановили уникальную живопись на фасадах церкви, а также воссоздали по старым образцам и установили двери и окна.

Как восстанавливали главный собор Высоко-Петровского монастыря

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 895
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Дом на Остоженке

На момент постройки готического здания на Остоженке у Льва Кекушева уже имелся собственный доходный дом, а этот небольшой, но изящный «замок» он возвел рядом с ним, для своей жены. Поэтому дом еще принято называть особняком Анны Кекушевой.

Архитектор с женой и детьми. /Фото:Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Асимметричное здание, напоминающее европейский замок Средних веков, олицетворяет многогранность и амбициозность зодчего. Разные объемы и формы, оригинальные оконные проемы и их декорированные обрамления, лепнина, мозаика, шатровая башня, необычное сочетание цветов – все это делает дом не похожим ни на один другой в Москве и очень романтичным. Весьма удачно и сочетание кирпича, штукатурки и орнаментных вставок. Довершил картину огромный лев работы австрийского мастера Отто Вагнера, установленный на высоком фронтоне уличного фасада.

Внутри здания все было устроено очень рационально и, по тем временам, модно: в центре – парадная лестница, на первом этаже – гостиная, зал и кабинет Кекушева, в мансардных частях дома – спальни. Всего в доме было 15 комнат.

Интересно, что этот проект изначально предназначался для будущего дома Саввы Мамонтова, который должен был строиться в районе Тверского бульвара (удачная совместная работа Кекушева с В.Кузнецовым). Однако по причине банкротства купца грандиозные планы реализовать не удалось. «Не пропадать же такой интересной идее! – подумал Лев Кекушев и использовал проект для строительства собственного дома, дополнив его новыми великолепными деталями.

В 1903 году строительство было завершено. Считается, что в этой работе Кекушев как мастер модерна реализовал все свои наработанные годами возможности и раскрыл весь талант.

О том, как складывалась жизнь и карьера архитектора после строительства особняка, известно лишь фрагментарно. По некоторым данным, у него произошел драматичный разрыв с любимой супругой, после которого они несколько раз пытались снова воссоединиться, но тщетно. Что касается его проектов, то после революционных событий 1905 года популярность модерна в архитектуре стала сходить на нет, что повлекло за собой и закат карьеры Льва Кекушева.

По поводу его архитектурных проектов, созданных позже 1912 года, толком ничего неизвестно. Последней его работой значится старообрядческая больница и склад на Преображенском валу, после чего его имя перестали упоминать в газетах. По одним данным, зодчий умер в 1913 году. По другим – с 1913 по 1917 годы он находился в психиатрической клинике, где и скончался.

В 60-х годах прошлого века в этом доме-замке располагались военные атташе Объединенной Арабской Республики, затем – Оборонное ведомство египетского посольства. Увы, за время своего существования здание утратило большую часть своего декора и внутренних интерьеров, однако в конце прошлого года были завершены работы по воссозданию первоначального облика этого уникального здания.

Специалисты обновили лепной, штукатурный, металлический декор, восстановили орнаменты. По итогам проведенной работы дом даже стал лауреатом городского конкурса «Московская реставрация» сразу в нескольких номинациях.

В декабре 2017-го на здании снова появился медный лев. Дело в том, что через некоторое время после постройки (скорее всего, уже после смерти архитектора) царь зверей исчез, и точных данных об обстоятельствах пропажи у современных историков нет. Воссоздать скульптуру современным реставраторам удалось по единственной сохранившейся в архивах фотокарточке.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3446
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42307/

Литература

  • Вострышев М. И. Вся Москва от А до Я. — Москва: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Нащокина М. В. Кекушев. — Москва: Директ-Медиа, 2015. — 69 с.
  • Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. — Москва: «ВЕГА», 2012. — 415 с.
  • Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — Москва: Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 373
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%9A%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

Ансамбль паровозного депо на станции Подмосковная

Комплекс (2-ой Амбулаторный проезд, дом 8 А) возвели в 1901 году во время строительства Московско-Виндавской железной дороги (сейчас — Рижское направление Московской железной дороги). Он находится на севере столицы недалеко от станции метро «Сокол». Подмосковная в начале ХХ века несколько лет служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (сейчас Вентспилс), а затем в Ригу.

Административный корпус, где после реставрации открылся музей, представляет собой одноэтажное бревенчатое строение с башенкой. Специалистам удалось сохранить оригинальные образцы декора и отделки помещений и планировку. Элементы, которые появились во время переоборудования в конце ХХ века, демонтировали.

Также в ансамбль входят водонапорная башня, дом начальника станции, несколько служебных построек и веерное депо с поворотным кругом — образец передовых инженерных технологий начала ХХ века.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 954
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Малый театр

Малый театр (Театральный проезд, дом 1) находится в бывшем доме купца Варгина, который перестроили в первой половине XIX века. Здание относят к эпохе классицизма, его композиция сложилась в три этапа — с 1821 по 1871 год. Два главных фасада, выходящие на Театральную площадь и в Театральный проезд, выполнены по проектам известного архитектора Осипа Бове. В 1838–1839 годах архитектор Константин Тон кардинально перестроил театр: сохранив фасады Бове, он добавил новый флигель в Неглинном проезде и вписал зрительный зал и сцену во внутреннее пространство. После пристройки декорационного сарая по проекту архитектора императорских театров Александра Никитина в 1871 году композиция главного фасада по Театральной площади стала симметричной.

Впервые театр реставрировали с 1939 по 1948 год. Тогда перестроили сцену, изменили конструкции и интерьеры зрительного зала, внесли изменения в планировку и декоративную отделку фасадов здания, а также отделку парадных залов и артистической части.

Возвращать памятнику облик XIX века начали в 2011 году. Специалисты восстановили зрительный зал и лестницы, расширили фойе, углубили подвалы, воссоздали интерьеры на втором и третьем этажах, отремонтировали гримерки и коридоры.

Каким стал Малый театр

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1255
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Дом Веры Мухиной

Двухэтажное здание (Пречистенский переулок, дом 5 А) построено в 1947 году. Здесь в свои последние годы жила и работала Вера Мухина, советский скульптор-монументалист. Зал мастерской украшает витражное окно во всю стену, на крыше дома установлен треугольный световой фонарь. Фасады украшены карнизами, сандриками над окнами, фронтоном и круглыми медальонами.

Реставрация длилась около двух лет. Особое внимание уделяли восстановлению первоначального вида мастерской, искаженной многочисленными ремонтами и перестройками с 1953 по 2000 год.

Специалисты установили современную пожарную сигнализацию, поменяли систему отопления и электрику, выровняли и покрасили стены, отреставрировали потолочные карнизы. В жилой части дома отреставрировали деревянную лестницу, а в мастерской — витражное окно и прозрачный стеклянный купол. В порядок привели и фасады: очистили от грязи и пыли, сняли растрескавшуюся штукатурку, выровняли и покрасили в желтый цвет, а декоративные элементы на стенах — в белый. Также укрепили фундамент здания.

Конструктивизм с элементами классики: реставрация дома Веры Мухиной завершена

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 1124
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Парк Горького: ажурная беседка и арка главного входа

Ансамбль главного входа в Парк Горького относят к стилю сталинский ампир. Арку, циркумференции, кованую ограду с чугунными декоративными элементами и два фонаря построили в 1955 году по проекту архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова. До этого центральный вход был деревянным.

Реставрацию арки закончили летом 2015-го. Тогда конструкции вернули исторический облик и укрепили ее, отреставрировали крышу и сделали на ней смотровую площадку. Внутри работает музей, посвященный парку.

В 2016-м началась реставрация циркумференций (улица Крымский Вал, дом 9, строения 1–2) — двух боковых крыльев главного входа. За два года специалисты восстановили их фасады и интерьеры. Шесть из 42 кассовых окон остались открытыми.

Как выглядит отреставрированный вход в Парк Горького

В 2018 году после реставрации открылась и белая ажурная беседка. Она находится недалеко от главного входа в парк, со стороны Пушкинской набережной. Беседка появилась в начале 1950-х годов, тогда здесь собирались поэты, писатели и художники.

Каркас беседки сделан из металла, а снаружи украшен резными деревянными панелями из сосны. Реставраторы обновили каркас, залили пол бетонной смесью, отремонтировали ступени и воссоздали утраченный декор. По историческим фотографиям и документам с точностью восстановили первоначальный облик: сетчатый узор, восемь лир над арками беседки, декоративный гипсовый элемент на потолке, небольшую вазу из бетона на крыше. Для ажурной резьбы использовали сосновую древесину, для настила на полу — лиственницу.

На потолке в два ряда установили мощные энергосберегающие светильники и оборудовали влагозащитные розетки. К ним можно будет подключать музыкальное оборудование, микрофоны и усилители звука.

Сейчас обновленная беседка открыта для посетителей. Летом здесь устанавливали рояль и проводили акустические концерты.

Какой стала знаменитая ажурная беседка

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 1915
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Здание газетного почтамта

Конструктивистское здание (улица Мясницкая, дом 40, строение 16) построили в 1931 году по проекту архитектора Касьяна Соломонова, заказчиком выступил Наркомат почт и телеграфов. Оно должно было сформировать и зафиксировать градостроительный узел на пересечении нового поперечного переулка между Мясницкой улицей и переулком Огородной слободы. Однако от архитектурного замысла отошли — построили только южную часть со значительными изменениями в планировке, объеме и деталях. Например, сделали два входа вместо одного и не выполнили скругление углов.

Во время реставрации восстановили ленточное остекление по архивным документам, демонтировали современные пристройки, укрепили перекрытия, стены и проемы. Также провели реставрацию стен, балкона на главном фасаде на третьем этаже, воссоздали внутреннюю отделку и покрытие полов. Фасады очистили и покрасили в соответствии с оригинальной идеей. Почтамту не только вернули исторический облик, но и оборудовали для современного использования — как административное здание.

Как выглядит весь ансамбль старого московского почтамта

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 1103
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/

Дом с писателями

Это доходный дом (Плотников переулок, дом 4/5) московского застройщика и доктора коммерческих наук Германа Бройдо. Четырехэтажное здание с подвалом построено в 1907 году по проекту архитектора Николая Жерихова в стиле неоклассицизм. Фасады украшают 19 барельефов, от двух до четырех в каждой композиции, — фигуры, изображающие покровителя искусств бога Аполлона, Николая Гоголя, Александра Пушкина и Льва Толстого в античных одеждах. Сейчас дом жилой.

Реставрацию фасадов проводили впервые с момента постройки. Местами штукатурка отслоилась, а где-то была утрачена, краска растрескалась, частично разрушилась кирпичная кладка. Кроме того, некоторые фигуры на фризе остались без лиц или полностью разрушились из-за пришедших в негодность креплений.

Специалисты укрепили кирпичную кладку, покрасили стены, отреставрировали элементы декора и воссоздали уникальный лепной фриз по архивных документам и фотографиям всех фигур. Для этого использовался тот же материал, что и в 1907 году.

Как начинали реставрацию Дома с писателями

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 1044
Источник: https://www.mos.ru/news/item/52412073/
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 22193
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%9A%D0%B5%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6269 (28%)
  2. https://kulturologia.ru/blogs/220219/42307/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6073 (27%)
  3. https://www.mos.ru/news/item/52412073/: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 9851 (44%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий