Несостоявшийся памятник Михаилу Булгакову — освещаем по полочкам

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Памятник Михаилу Булгакову — советскому писателю и драматургу, театральному режиссёру и актёру установлен в ряде городов и стран.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 231
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%83_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%83

Примечания

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.

Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.

Категория:

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 249
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%83_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%83

НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА И ДРУГИЕ

Михаил Афанасьевич Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года — «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». И первым его постоянным адресом стала Большая Садовая улица, дом 10, квартира 50. Разумеется, это была ужасающая коммуналка, населённая сильно пьющими пролетариями, но особого выбора в начале двадцатых не было. В дневнике за 1923 год Булгаков именовал это жилище «гнусной комнатой гнусного дома» — и именно здесь были написаны очень многие его произведения. Кстати, в соседней квартире обитала женщина, ставшая прообразом Аннушки. Сама квартира запечатлена в рассказах «Псалом», «Самогонное озеро», «№13 дом Эльпит-Рабкоммуна», пьесе «Зойкина квартира», но главное, конечно, — в романе «Мастер и Маргарита». Здесь и происходил бал Воланда.

Именно эта квартира стала первым и единственным «официальным» (то есть государственным) мемориальным музеем Булгакова в России. Остальные открыты энтузиастами.

На первый взгляд музей, созданный Фондом Булгакова, — типичный мемориальный «музей-квартира». Но он отнюдь не исчерпывается экспозицией, посвящённой московскому периоду жизни писателя: здесь проводятся литературные вечера, концерты классической музыки, существует дискуссионный клуб и действует проект «Пятое измерение нехорошей квартиры», рассчитанный на… слепых.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1314
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/art6176.htm

 Дом 302-бис — это дом №10 на Большой Садовой, где жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной, когда приехал в столицу осенью 1921 года. Четыре года они прожили в квартире №50, а затем полгода – в квартире №34.

Здание было сооружено в 1903 году по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Юдицким и Милковым в стиле позднего московского модерна, а после Октябрьской революции оно стало рабочим домом-коммуной.

Нехорошая квартира располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже, здесь и поселились Воланд и его приспешники по прибытию в Москву после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х годов.

В этом же доме в квартире №48 этажом ниже жила Аннушка-чума. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей — дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, дядя Берлиоза.

Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в квартире №35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в квартире №11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки.

Дом имеет интересную историю: в нем располагались мастерские художников Якулова, Рябушкина и Кончаловского, сюда часто приходили Суриков, Шаляпин и Конёнков. Еще до приезда Булгакова в Москву этот дом притягивал людей со сложной судьбой: в нем бывала Фанни Каплан и здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.

Блок: 3/13 | Кол-во символов: 1520
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ

В то м же доме №10 по Большой Садовой, но на первом этаже, находится культурно-просветительский центр (или музей-театр) «Булгаковский дом». Это некоммерческий проект, открытый за три года до музея. В центре есть постоянная электронная экспозиция и проводятся временные выставки, устраиваются творческие вечера и семинары, функционирует театр. Кроме того, центр проводит ночные экскурсии по булгаковской Москве и театрализованные экскурсии — по сути, интерактивные спектакли. Таков, например, цикл ночных экскурсий «Триночие среди оживших персонажей» — в музее оживают герои самых разных произведений Булгакова, и у зрителя-участника есть шанс не только понаблюдать за ними, но и помочь им.

Сравнительно недавно этот дом (и особенно подъезд, в котором располагается квартира) был местом хипповских тусовок и носил название «бесы»

Более того: центру принадлежит стилизованный ретро-трамвай 302-бис, который развозит посетителей по булгаковским местам.

Этот музей пользуется заметно большей популярностью, чем официальный, и неудивительно — здесь и экспозиция богаче, и дополнительных возможностей больше, и оформление интереснее.

ДОМ ТУРБИНЫХ

Хотя большая часть произведений Булгакова — фантастические, есть у него и вполне реалистичные книги. Самая знаменитая из них, роман о гражданской войне в Киеве, известна почти так же, как «Мастер и Маргарита».

В Киеве родился и прожил первую половину жизни сам писатель. И вполне логично, что первый мемориальный музей был открыт именно на родине Булгакова в 1989 году.

Семья Турбиных, пятьдесят один день из жизни которой описан в романе «Белая гвардия», жила в доме №13 по Алексеевскому спуску (ныне Андреевскому). Автор щедро отдал Турбиным собственный дом — сам он во время описываемых событий жил по тому же адресу.

Музей именуется «литературно-мемориальным», имеет примерно три тысячи экспонатов, из которых «булгаковских» всего около пятисот. Основная экспозиция делится на две части — связанная с Булгаковым и связанная с Турбиными. Раз в месяц в музее устраиваются журфиксы с классической музыкой. Здесь есть вещи самого Булгакова, тогда студента и начинающего врача: стол, за которым он писал свои первые вещи, семейные фотографии, чернильница, канделябр, учебники, практические пособия. А вторая часть экспозиции — непосредственно дом Турбиных. Печка с Николкиными надписями, гитара, комната, где умирал Алексей Турбин, — с той самой одинокой лампадкой…

Дом 13 по Андреевскому спуску, он же дом Турбиных

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2522
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/art6176.htm

ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ

С памятниками самому Булгакову дело обстоит как-то очень сложно. Их то разрешают, то запрещают, то ставят, то демонтируют… Деньги на эти памятники зачастую возникают из воздуха — точнее, от анонимных меценатов, сами памятники всё время переставляют с места на место, и даже надгробие Булгакова на Новодевичьем кладбище, говорят, раньше «принадлежало» Гоголю. С памятниками другим писателям такого не бывает — они стоят где поставили. Но кое-чему всё-таки удалось уцелеть в первозданном виде.

Первый памятник Булгакову был установлен в 2007 году в Киеве, неподалёку от мемориального музея «Дом Турбиных». Между прочим, поставлен он на личные средства. Скульптор Николай Рапай говорил, что нашёл только одну фотографию улыбающегося Булгакова, поэтому результат и вышел такой… напряжённый. Крошечная копия этого памятника была подарена мэром Киева мэру Москвы осенью 2013 года — куда она делась, неизвестно. Возможно, мирно стоит в запаснике музея Булгакова (или в кладовке загородного дома мэра), возможно, нашла себе приют в каком-нибудь далёком дворике спального района, а возможно, таинственно исчезла — как, например, несостоявшийся московский памятник писателю.

В доме обитает кот, имя которого очевидно любому посетителю

На том же доме №13, ещё до открытия музея, была повешена мемориальная доска. Если её можно считать памятником, то это и есть самый первый памятник Булгакову.

Летом 2013 года в Киеве был объявлен конкурс на проект ещё одного памятника Булгакову — его планируется установить на Воздвиженской, 10 (в этом доме будущий писатель родился). Требование к памятнику только одно — этот арт-объект «должен быть привязан к местности», в остальном творцы совершенно свободны. Посмотрим, что получится.

Самая странная история, конечно же, вышла с памятником, который планировали установить на Патриарших прудах.

Конкурс на проект памятника начался ещё в 1988 году, и выиграл его Александр Рукавишников (автор памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище). Для установки нового памятника было выбрано место первой встречи героев «Мастера и Маргариты» с Воландом.

Первый удачный эксперимент прошёл на родине писателя

Памятник должен был представлять собой целый комплекс скульптур, демонстрирующих и московскую, и ершалаимскую части романа. Планировались Иешуа, идущий по воде (круглый прудик не должен был замерзать зимой), смотрящий ему вслед Булгаков, Понтий Пилат с собакой и Левий Матвей, вся свита Воланда, Мастер с Маргаритой…

Центром композиции предполагался двенадцатиметровый примус (!) Почему-то он вызвал ужасное негодование общественности и, главное, депутатов. Его называли символом чертовщины и возражали против установки такого в центре города. Очень странный и хлипкий аргумент, согласитесь. Даже после того, как предполагаемый примус был уменьшен до трёх-четырёх метров, согласие на установку получить не удалось.

Сделали все по указке этих… скажем так, жителей. И что получилось? Парк для заключённых концлагеря: бордюрчики из полированного гранита, фонарики с узорами, решёточка…

Мнение Александра Рукавишникова о дизайне парка

Какое-то время предполагалось разделить памятную композицию на отдельные скульптуры и установить их по всему району Патриарших для создания «Булгаковской тропы», но и этот проект канул в небытие. Правительство предложило установить памятник на Воробьёвых горах, тоже достаточно «Булгаковском» месте, но против этого возразила православная церковь. Дескать, рядом располагается Андреевский монастырь, и такое соседство ему не нужно.

И что в нём дьявольского?

В результате композиция так и не была создана. И другого памятника Булгакову в Москве тоже не будет — конкурс был выигран Рукавишниковым, и нового проводить не планируют. Так что москвичам придётся пока удовлетвориться гипсовой моделью того Булгакова, который должен был смотреть в спину Иешуа (им можно полюбоваться в «Нехорошей квартире»).

К счастью, в других городах, тоже связанных с Булгаковым и его творчеством, ситуация с памятниками обстоит несколько лучше.

В Вязьме, городе, где Булгакову довелось пожить и поработать по основной специальности (именно этот опыт описан в «Записках юного врача»), установлен специфический памятный знак под названием «Тень Булгакова». На цементном основании действительно лежит тень, вырезанная из металла, и прикреплена табличка с цитатой «Счастье, оно как здоровье. Пока оно есть, его не замечаешь». Планируется дополнить эту композицию факсимиле Булгакова и тенью кого-то из его героев. Скорее всего, вездесущего Бегемота…

Городская администрация утверждает, что «нечто весомое, но в то же время неуловимое как нельзя лучше соответствует определению пребывания литературного мистика ХХ века в древнем смоленском городе». Перевод фразы с бюрократического на русский: кажется, сносить или передвигать не планируют.

Кот Бегемот со своим создателем

Ещё один город, связанный с Булгаковым — Владикавказ. Михаил Афанасьевич прожил там два года. Работал он заведующим театральной секцией подотдела искусства, а жил в доме №9 по улице Маяковского, которая тогда называлась Слепцовской. Там-то и установлен памятник. В нём использованы самые известные образы из творчества Булгакова: во-первых, фраза «рукописи не горят», здесь трансформировавшаяся в «крылышки» из рукописей, а во-вторых, разумеется, кот.

ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМИ

Летом 2012 года на Патриарших прудах появился дорожный знак, запрещающий разговаривать с незнакомцами. На знаке изображены три силуэта: Воланд, Коровьев и кот Бегемот. Именно здесь начинается действие «Мастера и Маргариты», а первая глава романа носит название «Никогда не разговаривайте с неизвестными».

Впрочем, автор идеи Александр Виленский булгаковскую фразу изменил — у него получилось «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Согласовывать установку знака с властями никто не стал, но ГИБДД обещала его не демонтировать.

К сожалению, сейчас этот знак всё-таки убран, и судьба его неизвестна.

Честно говоря, веша ть где попало знаки, так похожие на дорожные, действительно не стоит

ДРУГИЕ ГЕРОИ

«Собачье сердце» — вещь безусловно фантастическая, но говорят, что основана она на вполне реальных событиях и у всех её героев были прототипы. Знаменитый хирург Филипп Филиппович Преображенский (его прототипы — целый ряд известных врачей, включая, возможно, Бехтерева и Павлова) пересаживает человеческий гипофиз бродячей собаке, в результате чего пёс приобретает человеческий облик. А заодно и черты характера, свойственные бывшему хозяину гипофиза и очень неприятные. В Харькове, во дворе ресторана-трактира «Шарикоff», поставлен памятник профессору Преображенскому и Полиграфу Полиграфовичу Шарикову — так стали звать пса, когда он сделался человеком. Правда, учитывая гастрономические пристрастия Шарикова, заходить в такой ресторан страшновато — он не гнушался убивать на обед кошек, питаться на помойках и есть краковскую колбасу по рецепту двадцатых годов.

А в Житомире недавно открыли памятник одному из героев романа «Белая гвардия» — Лариосику (он был родом из Житомира, и в Житомире же родился его прототип, Николай Николаевич Судзиловский). Лариосик изображён с чемоданом, письмом и клеткой с попугаем — именно в таком виде он заявился в дом Турбиных в 1918 году, имея целью поступить в Киевский университет. Одновременно с памятником появилась и примета: если дотронуться до конверта, который Лариосик держит в руке, и загадать желание, оно непременно сбудется.

Друг друга они не жаловали, но стоят рядом

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 7555
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/art6176.htm

БЕГЕМОТ И ЕГО ЗНАКОМЫЕ

Из всех прекрасных книг, написанных Булгаковым, больше всего народной любви (и внимания скульпторов) досталось роману «Мастер и Маргарита». Причём в первую очередь не гениальному Мастеру и не прекрасной Маргарите, а коту Бегемоту.

В мифологии Бегемот — демон обжорства и чревоугодия, пробуждающий в людях звериные наклонности, виночерпий Сатаны, способный принимать формы кота, слона, собаки, лисицы и волка. У Булгакова он не виночерпий, но шут, большую часть времени действующий в образе огромного чёрного кота «с отчаянными кавалерийскими усами». Видимо, это самый обаятельный персонаж романа — именно ему посвящено большинство памятников и даже иллюстраций. Правда, на памятниках он обычно не одинок — в противном случае Бегемота было бы сложно отличить от простого уличного кота.

В Харькове, в неприметном дворике неподалёку от российского консульства, прячутся статуи множества известных людей. Пастернак, Ахматова, Высоцкий… и в том числе Михаил Афанасьевич Булгаков. Он сидит на скамейке в компании одного из своих героев — огромного жирного кота. Антропоморфного и даже в галстуке. Именно кот, а отнюдь не писатель — центральный персонаж композиции.

Надо, правда, отметить, что все эти скульптуры созданы студентами Харьковской государственной академии дизайна и искусств, а не маститыми художниками. Не исключено, что искусствоведы сочтут изваяния далёкими от идеала, но простому зрителю наглый кот, скорее всего, понравится.

Минимум дважды Бегемот изображён в компании бывшего регента Коровьева, с которым они частенько вместе проказничали.

В Москве, в Марьиной Роще, на улице Советской армии, во дворе, застроенном пяти- и семиэтажками двадцатых годов, расселись на скамейке Коровьев и Кот, выполненные из искусственного мрамора. А ещё в этом дворе стоит ретро-трамвайчик по имени «Аннушка» — видимо, тот самый, что обезглавил Берлиоза. Внутри него, правда, скрываются мусорные баки.

У дверей «Булгаковского дома» (который культурно-просветительный центр) посетителей тоже встречает Бегемот в компании с Коровьевым. Здесь Бегемот изображён с примусом. Эта композиция — фрагмент несостоявшегося ансамбля, который теперь разбросан по всей Москве.

Возможно, это единственный в мире памятник, установленный в квартире

Изрядная часть скульптур осталась их автору, Александру Рукавишникову. Часть их отвезена на дачу, часть стоит в Москве, во дворе мастерской на улице Большая Молчановка. Разглядеть их трудновато: двор заперт, да ещё и весь зарос кустами боярышника. Но всё-таки через решётку видна длинная машина, за рулём которой сидит грач. Именно он доставил Маргариту на бал Сатаны.

Скульптура Мастера и Маргариты раньше стояла в этом же дворе (как и Коровьев с Бегемотом), но потом их поставили перед галереей «Дом Нащокина», где проходила выставка «Адам и Ева». Конечно, она посвящена не только первым мужчине и женщине, но и вообще всем историям любви на земле, — и Мастер (в больничной пижаме) с Маргаритой (в плаще на голое тело) заняли там достойное место. Кстати, атрибутирована скульптура как «Фрагмент запрещённого в 2003 году памятника М.А. Булгакову».

Что же касается Бегемота, он, как известно, страшно виноват перед кошками всей страны. После исчезновения Воланда из Москвы чёрные коты стали козлами отпущения, если можно так выразиться. Около сотни котов убили, а штук пятнадцать — притащили в милицию, иногда сильно изуродованных (интересно, какой защиты от чертовщины искали эти граждане в милиции?). Один из таких случаев произошёл в Армавире, где несчастного кота приволокли в милицию со связанными зелёным галстуком передними лапами, постоянно пиная, чтобы заставить кота идти вертикально (исследователи говорят, что Булгаков недолюбливал Армавир, поскольку скрывался там от белых в течение полугода, — вот и отомстил городу так замысловато).

Эта не самая приятная сцена увековечена в монументальной форме — в Армавире стоит памятник бдительному гражданину и несчастному коту. Тоже в каком-то смысле герои Булгакова.

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО

Стены теплоцентра, расположенного во дворе дома №13 по улице Советской Армии в Москве, расписаны целой серией граффити по мотивам «Мастера и Маргариты». Их автор — тот же скульптор, который создал «живущий» в этом же дворе памятник Коровьеву и Бегемоту: Любовь Миросенко. К сожалению, народ носит вносит в картины свои коррективы…

Подъезд, в котором находится «нехорошая квартира», полностью покрыт настенной живописью разного уровня мастерства. Кое-что осталось с тех времён, когда это был ещё не государственный музей, а место паломничества неформалов.

Ещё один печальный Булгаков на скамеечке

И, наконец, третье скопление граффити-иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» находится в Киеве, прямо напротив музея Булгакова. Это полноценные и не самые простые иллюстрации к роману, выполненные художником Присяжнюком.

«Прочитал сочинение Мастера» и нарисовал такое…

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 4925
Источник: http://old.mirf.ru/Articles/art6176.htm

Патриаршие пруды

С Патриарших прудов начинается действие романа «Мастер и Маргарита»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Патриаршие пруды – непростое и очень примечательное место в произведении Булгакова. Писателю очень нравились пруды и во всех версиях романа Воланд появляется именно здесь, на Патриарших.

Когда-то здесь было болото, на котором паслись козы с Козьего двора, а эти животные в народе ассоциировались с чертом и поэтому Козье болото пользовалось у местных жителей дурной славой.

Также существует легенда, по которой в глубокой древности в этих болотах язычники приносили жертвы своим богам.

И хотя в XVII веке патриарх Иоаким освятил эту местность и приказал вырыть здесь три пруда, еще долгое время Патриаршие пруды сохраняли славу места, связанного с нечистой силой.

В сквер у Патриарших прудов до сих пор приходят поклонники романа «Мастер и Маргарита» и пытаются найти скамейку, где майским вечером Берлиоз завел беседу с неизвестным в сером костюме.

Здесь Берлиоз попал под трамвай, который поворачивал с Ермолаевского переулка на Бронную, но в действительности трамвайных рельсов, описанных в романе, здесь нет и никогда не было.

Правда, на этом месте Вы можете увидеть экскурсионный трамвай с надписью «302 –БИС», следующий по Булгаковским местам столицы, поездку на котором организует музей Булгаковский дом.

Блок: 6/13 | Кол-во символов: 1416
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Несостоявшийся памятник Михаилу Булгакову

В Москве памятника Михаилу Булгакову нет, хотя в 1999 году по инициативе президента страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита был проведен конкурс на проект памятника писателю на Патриарших прудах. Лучшей была признана работа Александра Рукавишникова, в соответствии с которой предлагалось создать скульптурный ансамбль, состоящий из нескольких скульптур — Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, кота Бегемота и Азазелло, Коровьева и Понтия Пилата, Мастера и Маргариту, а также 12-ти метрового бронзового примуса-фонтана.

Однако, из-за возражений местных жителей и деятелей культуры работы по созданию ансамбля были остановлены.

Скульптуры, созданные Рукавишниковым много лет пылятся во дворе его мастерской, расположенной позади дома книги на Новом Арбате. Поклонники Булгакова смогут на них посмотреть через забор, а если повезет, то и сфотографировать их.

В 2007 году памятник Булгакову, выполненный из бронзы, был установлен в городе Киеве по Андреевскому спуску, 13, рядом с Домом-музеем писателя. Скульптура изображает писателя в натуральную величину, сидящим на скамейке.

Блок: 7/13 | Кол-во символов: 1164
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Особняк Маргариты на Спиридоновке

К особняку Маргариты на улице Спиридоновка от Патриарших прудов можно пройти по Большому Патриаршему переулку. Здесь расположено одно из красивейших зданий столицы, построенное архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Особняк был построен по заказу Саввы Тимофеевича Морозова для его любимой молодой жены Зинаиды Григорьевны. В настоящее время в здании располагается Дом приемов МИД России.

Вместе с тем, с уверенностью нельзя сказать, что Маргарита проживала именно здесь, поскольку в столице нет зданий, абсолютно точно совпадающих по описанию Булгакова. Но дом на Спиридоновке больше всего похож на особняк Маргариты.

Вместе с тем, некоторые исследователи романа отдают предпочтение другому примечательному зданию, где могла проживать Маргарита, — это особняк на Остоженке.

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 852
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Особняк Маргариты на Остоженке

На Остоженке, 21 находится дом Кекушева, построенный в 1900-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым для себя и своей семьи.

Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн и было украшено трехметровой скульптурой льва на фронтоне, что являлось визитной карточкой архитектора. К настоящему времени многие детали особняка Кекушева утрачены, в том числе скульптура льва и горельефы орлов над окнами последнего этажа башни, а также веранда левой части дома и оформление подъездов.

Но по сравнению с особняком Морозова этот дом имеет гораздо меньше совпадений в описании Булгакова – здесь нет даже дворика, в глубине которого должен располагаться особняк Маргариты.

В настоящее время здание занимает Посольство Египта.

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 821
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Дом Грибоедова — Литературный институт

В доме Герцена по Тверскому бульвару, 25 сейчас располагается Литературный институт, а в 1920-х годах находилось несколько литературных организаций — МАПП — Московская ассоциация пролетарских писателей и РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей. Этот дом описан писателем как Дом Грибоедова, в котором размещался МОССОЛИТ, возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом.

В то время в цокольном этаже здания действительно работал ресторан с открытой летней площадкой, вход в который был свободный, а не по массолитовским пропускам. Именно сюда пришёл Иван Бездомный в поисках иностранного профессора и здесь был связан полотенцами и отправлен в клинику Стравинского. По роману это строение загорелось после “обильного и роскошного, но крайне непродолжительного” обеда Коровьева и Бегемота и как сказано в романе «здание сгорело дотла».

Блок: 10/13 | Кол-во символов: 890
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского – это самое знаменитое здание московского модерна, построенное по проекту архитектора Федора Шехтеля.

Здание расположено на Малой Никитской, дом №6 и, как мы помним, именно в этом месте, у Никитских ворот свита Воланда разделилась.

Сейчас в особняке Рябушинского расположен музей-квартира М. Горького.

Блок: 11/13 | Кол-во символов: 350
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Последняя квартира Булгакова

Последняя квартира Булгакова находится в Нащокинском переулке, 14, это был первый писательский кооператив, в который он переехал в феврале 1934 года.

Про свою квартиру Булгаков писал: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я».

Булгаков был счастлив, что вернулся в любимые места, между Арбатом и Пречистенкой. Работая над романом «Мастер и Маргарита», он подпитывался арбатским воздухом, которым было так насыщено это великое произведение.

Работа над романом «Мастер и Маргарита» продолжалась более 12 лет, за которые было создано несколько вариантов рукописей, на одной из них сохранилась булгаковская пометка: «Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 год».

Подвал мастера

Блок: 12/13 | Кол-во символов: 1024
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205

Театр Варьете и сад Аквариум

В романе «Мастер и Маргрита» описывается сеанс черной магии, который проходил в театре Варьете. Судя по описанию, это здание театра Сатиры, расположенное на Триумфальная площади в доме №2, построенное в 1911 году. В 1926-1936 годах в этом доме размещался московский мюзик-холл.

Здесь и находился кабинет финдиректора Римского, который «во втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним… в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада», то есть сад «Аквариум», в котором сейчас нет многих построек, в том числе и “голубого домика”, где избивали администратора Варенуху.

Экскурсия по местам романа «Мастер и Маргарита» поможет Вам понять это не разгаданное до конца произведение и узнать лучше его героев. Вы также поймете атмосферу Москвы, которая является не декорацией, а полноправным участником происходящих в романе событий.

Стоимость экскурсии:

Экскурсионная программа 

Количество

С гидом в автобусе*

18+2

1090

25+2

950

30+2

820

40+3

730

*     В стоимость входит сопровождение гида-экскурсовода

Для данной экскурсии стоимость автобуса в пределах МКАД составит

18+2

25+2

30+2

40+3

5040

7250

7500

7800

ВНИМАНИЕ!

Для групп, выезжающих из Подмосковья и близлежащих регионов, возможна доставка группы к месту начала экскурсии по железной дороге  в выделенном вагоне электрички. Стоимость и условия предоставления данной услуги уточняйте у менеджера.

Примечания:

  • Указанные цены не являются офертой и могут изменяться в зависимости от удаленности школы от места проведения экскурсии и конкретного сезона организации мероприятия.
  • В период праздничных дней и сезона высокой востребованности туристических услуг,  на транспортное обслуживание действуют специальные цены,  подлежащие индивидуальному расчету.
  • Автобусные перевозки организованных групп школьников осуществляются в соответствии с  Постановлением  Правительства РФ № 1177 от 17.12.13г. (с изменениями на 30.12.2016) , Приказом МВД России от 30.12.2016 N 941 «Об утверждении Порядка подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами» с  предоставлением полного пакета документов.
  • Компания «Мир школьных экскурсий» гарантированно осуществляет подачу уведомления в ГИБДД.
  • Указанные цены на транспортное обслуживание рассчитаны по среднему тарифу и действуют в пределах МКАД. Подача транспорта в районы, расположенные за её пределами, подлежит индивидуальному расчету и оплачивается дополнительно.
  • Любая экскурсия может быть организована с учетом транспорта заказчика.
  • Экскурсия может быть организована для любого количества человек, стоимость рассчитывается индивидуально.

В стоимость экскурсии входит:

  • Доставка до места проведения экскурсии и обратно на комфортабельном автобусе;
  • Экскурсионное обслуживание.

Полезная информация об экскурсии:

  • Минимальный возраст посетителей — 14 лет;
  • Экскурсии проводятся по будням и выходным.
Блок: 13/13 | Кол-во символов: 3022
Источник: https://scooltravel.ru/ishop/product/205
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 27855
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://old.mirf.ru/Articles/art6176.htm: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 16316 (59%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%83_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%83: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 480 (2%)
  3. https://scooltravel.ru/ishop/product/205: использовано 9 блоков из 13, кол-во символов 11059 (40%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий