Брюллов К, п, ?всадница»

«Вса́дница» — картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852), написанная в 1832 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( 212). Размер полотна — 291,5 × 206 см (по другим данным, 293 × 209,8 см).

Картина была написана в Милане по по заказу графини Юлии Самойловой. В том же 1832 году полотно экспонировалось в миланской Академии изящных искусств Брера, где оно было высоко оценено зрителями и критиками. В своих отзывах итальянцы сравнивали Брюллова с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком и писали, что им до сих пор не приходилось видеть «конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством».

После этого полотно находилось в собрании Юлии Самойловой, и в течение почти сорока лет о нём практически ничего не было известно. В 1872 году, за три года до смерти разорившейся Самойловой, в Париже была организована распродажа её имущества. На аукционе «Всадница» была куплена одним из комиссионеров, затем полотно попало в Петербургское общество для заклада движимых имуществ, а оттуда в 1893 году его приобрёл Павел Третьяков.

Долгое время считалось, что на картине была написана сама Юлия Самойлова. Впоследствии искусствоведы пришли к выводу, что в качестве наездницы была изображена воспитанница Самойловой Джованнина, а моделью для маленькой девочки послужила Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини и приёмная дочь Самойловой.

Искусствовед Ольга Лясковская писала, что создание «Всадницы» явилось «значительным шагом вперёд в достижении новых, поставленных художником задач». По словам искусствоведа Магдалины Раковой, «Всадница» является «типичным примером портрета-картины», в котором всё «задумано как апофеоз красоты и жизнерадостной юности, как апофеоз безмятежности ощущения жизни», и всё это заключено в двух действующих лицах — молодой наезднице и маленькой девочке.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 1836
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

Содержание

История

Окончив в 1821 году Академию художеств и получив большую золотую медаль, в 1822 году Карл Брюллов отправился в зарубежную поездку. Вместе с ним был его брат — архитектор Александр Брюллов. В качестве пенсионеров Общества поощрения художников братья сначала посетили Германию, а затем, в 1823 году, прибыли в Италию, где поселились в Риме.

В первые годы пребывания в Италии Карл Брюллов работал над жанровыми сценами из итальянской жизни, создавая такие полотна, как «Итальянское утро» (1823), «Итальянский полдень» (1827) и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827). С 1825 по 1828 год по заказу русского посольства в Риме он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля. В 1827 году Карл Брюллов побывал на раскопках Помпей, где ему пришла мысль написать картину, посвящённую гибели этого города. С 1827 года он работал над этюдами и эскизами, а в 1830 году приступил к созданию окончательной версии большого многофигурного полотна «Последний день Помпеи», работа над которым продолжалась до 1833 года.

«Всадница» и другие картины в экспозиции Третьяковской галереи (фотография Карла Фишера, 1898)

В 1827 году в Риме Брюллов познакомился с графиней Юлией Самойловой — это произошло в художественном салоне княгини Зинаиды Волконской. Впоследствии Самойлову и Брюллова связывала многолетняя близкая дружба. Именно по заказу Самойловой была создана картина «Всадница»: Брюллов написал её в Милане в 1832 году — в тот период, когда он всё ещё работал над «Последним днём Помпеи». В том же году «Всадница» была выставлена в миланской Академии изящных искусств Брера. Полотно вызвало большой интерес, на него было много откликов, которые собрал и перевёл художник Михаил Железнов — ученик Брюллова и его первый биограф. В своих отзывах итальянцы сравнивали автора «Всадницы» с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. Писатель и журналист Дефенденте Сакки называл Брюллова «гениальным живописцем» и утверждал, что ему до сих пор не приходилось видеть «конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством». Поэт Феличе Романи писал: «То, чем мы, безусловно, восхищаемся в этом действительно новом для нас по жанру и сюжету произведении, это свобода, смелость и лёгкость в его исполнении».

После этого полотно находилось в собрании Юлии Самойловой. По всей видимости, оно украшало интерьер её итальянской виллы — о том, что его видели у Самойловой в гостиной, сообщали некоторые современники, в частности, поэт Василий Жуковский. В течение почти сорока лет о картине ничего не было известно. Следующее упоминание о полотне относится к 1872 году, когда в Париже за три года до смерти разорившейся Самойловой была организована распродажа её имущества. На аукционе «Всадница» была приобретена комиссионером Ж.-Ф. Дюлу (Дюлю), который помимо полотна Брюллова также купил одну работу Владимира Боровиковского. Ходили слухи, что он сделал это по просьбе Павла Третьякова; в некоторых источниках приводится текст письма, полученного Третьяковым от неизвестного лица: «На днях я приехал из Парижа. Уезжая, был на аукционе графини Самойловой, где Дюлю купил будто бы для Вас две картины: Брюллова за 4050 франков и Боровиковского за 3400 франков. Уведомляю Вас, как хорошего человека, ибо знаю Дюлю как слишком коммерческого человека». В 1893 году картина была приобретена Третьяковым через Петербургское общество для заклада движимых имуществ за 2000 рублей.

С тех пор полотно оставалось частью третьяковского собрания. В начале XXI века картина «Всадница» выставляется в зале № 9 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 3580
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

«Всадница» — картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых. Впервые картина была выставлена в 1832 году в галерее Брера в Милане. Далее полотно находилось у самой графини. 

Блок: 2/28 | Кол-во символов: 292
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Описание

Сюжет и композиция

Портрет исполнен художником в виде жанровой сцены. Молодая девушка, восседая на вороной лошади, после утренней прогулки подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Маленькая нарядно одетая девочка, выбежавшая из дома, чтобы встретить свою старшую подругу, восхищённо смотрит на неё, прижавшись к металлическим перилам террасы. Мохнатая собака лает, кружась под ногами коня. Взволнованность сюжета усиливает пейзаж с накренившимися от ветра деревьями и тревожно бегущими по небу облаками.

Наездница представлена художником молодой и красивой, а лошадь служит «как бы пьедесталом её красоте». Длинная изгибающаяся вуаль создаёт своеобразный ореол вокруг головы девушки. Всадница одета в модный элегантный костюм, предназначенный для верховой езды. Он включает в себя длинную белоснежную юбку и голубую шёлковую блузу, рукава которой узки в предплечьях, но становятся широкими ниже локтя. Хрупкая талия девушки стянута корсажем. Тёмный головной убор оттеняет «мягкую нежность румяного лица, упругих белокурых локонов и лучезарных голубых глаз».

Маленькая черноволосая девочка, стоящая на террасе, одета в розовое платье, кружевные панталоны и зелёные башмачки. Её губы приоткрыты от восхищения, карие глаза полны эмоций, а жест её рук напоминает аплодисменты. Рядом с девочкой находится левретка — в Италии эти собачки считались «непременным атрибутом богатых аристократических семей».

Вороной конь, изображённый на картине, вызвал восхищение у посетителей выставки 1832 года. Один из рецензентов писал: «Хотя можно думать, что картина предназначена сохранить черты лиц двух девочек в столь юном их возрасте, когда они так часто изменяются, однако же лошадь, которая занимает большую часть пространства картины, почти исключительно приковывает к себе внимание зрителей, и, может быть, не дерзко было бы сказать, что живописец также предпочёл её всему остальному и сосредоточил в ней свои познания и старание». Предполагают, что конь принадлежал к породе «орловская верховая», выведенной на конном заводе графа Алексея Орлова-Чесменского.

Фрагменты картины «Всадница»

Девочка с левреткой

Наездница на лошади

Собака у ног лошади

Модели

В первые годы после того, как картина вошла в собрание Третьяковской галереи, она фигурировала в описях и каталогах под названием «Всадница». Однако, начиная с 1909 года, её название было заменено на «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» (это название использовалось в 1909—1916 годах). Одной из причин, по которой картину стали считать портретом Самойловой, была надпись «Samoylo…», сделанная художником на ошейнике собаки, находящейся рядом с лошадью.

В изданной в 1940 году монографии о творчестве Брюллова искусствовед Ольга Лясковская провела сравнительный анализ изображения всадницы с женскими образами на «Портрете графини <span class=»nowrap»>Ю. П. Самойловой</span> с воспитанницей Джованниной Пачини и арапчонком» (1834, Хиллвуд, Вашингтон), а также с этюдом «Портрет Джованнины» (1832, масло), хранившемся в Киевском музее русского искусства. На основании этого сравнения Лясковская пришла к выводу, что моделью для всадницы была Джованнина: по её словам, «прелестная незнакомка есть та же девушка-подросток, которая, может быть, в первый раз надела длинную амазонку и красуется на коне перед незримыми зрителями». Впоследствии искусствовед Эсфирь Ацаркина высказала мнение, что этюд «Портрет Джованнины» был написан не самим Брюлловым, а одним из его учеников, делавшим копию с большого портрета.

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком»

Ю. П. Самойлова

Джованнина

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Пачини»

Ю. П. Самойлова

Амацилия

В вышедшей в 1956 году книге, посвящённой портретному творчеству Брюллова, искусствовед Магдалина Ракова высказала предположение, что маленькая девочка, изображённая на полотне «Всадница», — другая воспитанница графини Самойловой, Амацилия Пачини. Это предположение было основано на сравнении с «Портретом графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842, Государственный Русский музей). По словам Раковой, между девочкой в картине «Всадница» и Амацилией в портрете из Русского музея «существует несомненное сходство, ощущаемое в линиях овала лица, в форме глазниц, бровей, в рисунке губ», а «разница в возрасте между ними вполне может исчисляться теми семью-восемью годами, которые отделяют второй портрет от первого». Это заключение было подтверждено в монографии 1963 года Эсфирью Ацаркиной.

И Джованнина, и Амацилия были воспитанницами графини Юлии Самойловой. Родившаяся в 1828 году Амацилия была дочерью композитора Джованни Пачини, друга Самойловой. Мать Амацилии умерла при родах, и Самойлова взяла девочку на воспитание. Предполагалось, что Джованнина была родственницей Амацилии и тоже носила фамилию Пачини (по некоторым данным, Джованнина была племянницей Джованни Пачини, то есть двоюродной сестрой Амацилии, и разница в возрасте между ними составляла около восьми лет). Однако журналисту Николаю Прожогину удалось найти в одной из публикаций ссылку на нотариально заверенную дарственную Самойловой, в которой она завещала свой дом «сироте Джованнине Кармине Бертолотти, дочери покойного Дона Джероламо и Госпожи Клементины Перри», которую графиня «взяла к себе». Таким образом, вопрос о происхождении Джованнины требует дальнейших исследований.

Существует ещё одна версия, упомянутая в публикациях историков Ивана Бочарова и Юлии Глушаковой, согласно которой на картине Брюллова изображена не Джованнина, а увлекавшаяся верховой ездой певица Мария Малибран (1808—1836). Этой версии придерживаются сотрудники итальянского театра «Ла Скала», в котором хранится старая литография с изображением «Всадницы», а также датируемая XIX веком записка некоего И. Прадо, утверждающая, что на картине изображена Малибран. Тем не менее современные российские искусствоведы считают общепризнанным тот факт, что на картине Брюллова изображены воспитанницы графини Самойловой Джованнина и Амацилия.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 6106
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

В 1893 г. картина «Всадница» Брюллова попала в Третьяковскую галерею. 

Блок: 3/28 | Кол-во символов: 74
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Еще до того, как на свет появилась картина «Всадница», Брюллов уже имел всеобщее признание. Образ прекрасной наездницы художник решает воплотить в жизнь под конец своего пребывания в Италии, когда графиня Самойлова заказывает у него портрет приемных дочерей. Недолго думая, художник принимает смелое решение – изобразить старшую воспитанницу, Джованину, верхом на коне, как до этого решались изображать только полководцев и титулованных особ. Младшая же, Амалиция, стоит в стороне, наблюдая завершение конной прогулки.

Блок: 4/28 | Кол-во символов: 520
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

В 1896 году «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так. На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини – воспитанницы графини Юлии Самойловой. Художник назвал свою картину «Джованин на лошади». В Италии есть гравюры этой картины, которые считаются портретом певицы Малибран, которая достаточно знаменита и приходится сестрой Полине Виардо

Блок: 6/28 | Кол-во символов: 523
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Блок: 7/28 | Кол-во символов: 2
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Картина передает сцену прогулки. Запечатлен момент возвращения домой, когда Джованин подъезжает к крыльцу верхом на вороном коне. Композиция Брюллова «Всадница» наполнена динамизмом – все в ней находится в движении, замер буквально на секунду, для того, чтоб художник смог запечатлеть. Конь вороной бьет копытом, разгоряченный после прогулки, а собака, с именным ошейником, бросается ему под копыта, радостно встречая Джованин.

Блок: 8/28 | Кол-во символов: 429
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Блок: 9/28 | Кол-во символов: 4
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

На полотне также изображена маленькая сводная сестра Джованин – Амалиция. Одета она в розовое платьице и зеленые туфельки. Но больше всего привлекает внимание ее восторженный взгляд, каким она смотрит на свою сводную сестру Джованин.

Блок: 10/28 | Кол-во символов: 235
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Блок: 11/28 | Кол-во символов: 4
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Готовая работа была представлена на всеобщее обозрение в 1832 году, и вызвала неоднозначную реакцию критиков. Многие осуждали картину, указывая на застывшее, безжизненное лицо всадницы. Также, некоторые критики указывали на слишком свободную позу наездницы, из-за чего терялось ощущение скорости и динамики. Один из них сказал: «Она либо не замечает бешеной скорости езды, либо слишком самоуверенная, чтобы натянуть поводья и пригнуться, как это сделал бы умелый всадник».

Блок: 13/28 | Кол-во символов: 474
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Но, несмотря на критику, основная часть публики приняла картину положительно, назвав ее шедевром. После того, как общественности была представлена картина «Всадница», Брюллов занял место рядом с такими легендами, как Рубенс и Ван Дейк. (ну это вряд ли — мое примеч.) Зрителей просто покорил масштаб картины и мастерство кисти художника. Что же касается выражения лица Джованины – сам творец объяснял это особой задачей, которую он в то время ставил перед искусством. Сначала картина была отдана в коллекцию Самойловой, но когда графская семья разорилась, полотно сменило владельца. В 1896 году ее выкупили для галереи имени Третьякова.

Блок: 15/28 | Кол-во символов: 637
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388

Что же видит зритель, рассматривающий полотно? В первую очередь это скорость, движение, оживленность, которые художник передал как нельзя лучше. Эти черты заметны практически во всех персонажах: взмыленной лошади, которая явно не хочет останавливаться, восторженной девочке на балконе, и лохматой собачке, оживленно лающей на всадницу. Кажется, что даже спрятавшаяся за девочкой собака сейчас сорвется с места и устремится за лошадью. Может быть, она это и сделала бы, если бы всадница не остановила коня. И только сама наездница сохраняет спокойствие: кажется, ее совершенно не заботит окружающий мир, в мыслях она где-то далеко…

Блок: 17/28 | Кол-во символов: 632
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Блок: 18/28 | Кол-во символов: 4
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Самое интересное, что можно увидеть на картине – это, пожалуй, именно маленькая Амалиция. В каждом движении, оживленном лице и восторженных глазах малышки, можно прочитать восторг, смешивающийся с ожиданием. Девочка ждет, когда станет такой же взрослой, как сестра, сможет оседлать вороного коня, и так же величаво пронестись на нем перед восторженными родственниками.

Блок: 19/28 | Кол-во символов: 372
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Картина полна радости от встречи после недолгого, но все-таки отсутствия. От наблюдения за ней, замирает дух и зритель будто сам окунается в эту радостную атмосферу, изображенную на полотне русского художника Карла Брюллова, который смог так искренне и честно передать атмосферу, царившую на тот момент в поместье графини.

Блок: 22/28 | Кол-во символов: 326
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388


Картина «Всадница» по праву считается образцом портретной живописи 19 века. Брюллов сумел создать идеально правильные пропорции, непревзойденное буйство красок, и отлично проработать детали. На данный момент картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Блок: 25/28 | Кол-во символов: 258
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388
Кол-во блоков: 36 | Общее кол-во символов: 16757
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0): использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 3580 (21%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0): использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 7942 (47%)
  3. https://artchive.ru/karlbryullov/works/25412~Vsadnitsa_Portret_Dzhovaniny_i_Amatsilii_Pachini_vospitannits_grafini_Ju_P_Samojlovoj: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 449 (3%)
  4. https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post405446388: использовано 16 блоков из 28, кол-во символов 4786 (29%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий