Федотов П, а, ?сватовство майора»

Осенью 1849 года, вскоре после того, как в залах Императорской Академии художеств открылась очередная трехлетняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым. Его небольшое по размерам полотно «Сватовство майора» стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.

Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах. (Рацея — длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: «…Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: «Господа, позвольте пройти автору!» Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: «Честные господа…» Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота…»1

СЮЖЕТ

Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты. Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский Майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы. Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери!

Да, перед нами самый настоящий бурбон — офицер, выслужившийся из нижних чинов. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик — подпоручик — поручик — штабс-капитан — капитан — майор), дослужиться и до «густых» штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.

В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по «заслуженным воинским чинам»: как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. «Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый — на пленной турчанке, во второй — на моей матери. Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся. Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые»2.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Какова же, как принято сейчас говорить, мотивация у действующих лиц федотовского полотна?

Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак… Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала — с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами… Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор — это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира. У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст… Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.

Все не столь однозначно с Купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, — вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб…

Дочь — существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили — за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.

Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»3.

Впрочем, не надо быть экспертами, чтобы предположить: и Купец, и Майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

«Сватовство майора» — типично российская история. Государственное устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку. Если, конечно, не злоупотреблял должностью…

Вспомним «Севастопольские рассказы» Толстого. Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, узнав, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей. (Разница между этими ценами была весьма ощутимой, «экономия» составляла более 30% и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч — во время войны. Никто не считал это грехом, поэтому и доходы подобного рода называли безгрешными.). Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя. Каждый из офицеров, получавших не более двух-трех сотен рублей в год, мечтал о дне, когда сам станет командовать батареей, и только юный прапорщик поспешно заявил: «я это считаю неблагородно». И тогда пожилой капитан, прослуживший два десятка лет «в нужде постоянной», наставительно заметил Володе: нет никакого греха в том, что офицеру дают возможность «за его службу кусок хлеба под старость нажить». Прапорщику «ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал»4.

Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на государственной службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь. А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу. Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания…

«Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить»5.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 8292
Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html

Что такое Артхив

Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.

Возможности Артхива

Об Артхиве

© Arthive, 2020

Приложения и сервисы

весь артхив

Художники и картины

Продажа работ

Социальная сеть

Публикации и знания

Арт-сообщества

Популярное в поиске

© Arthive, 2020

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 449
Источник: https://artchive.ru/pavelfedotov/works/26313~Svatovstvo_majora

Эту «Рацею» — объяснение картины в стихах — Павел Федотов декламировал на выставках. (наведите курсор на картину, чтобы прочесть стихотворные пояснения Федотова)

«Третьяковская галерея». Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848.

_____________________

Четыре неподтвержденных факта из жизни Федотова

Однажды лейб-гвардии Финляндский полк, в котором служил обер-офицером Павел Федотов, стоял в глухом финском городишке. Обычно денщик подавал на ужин постные щи или кашу, но с некоторого времени вдруг расщедрился — стал угощать своего барина то курицей, то бутылкой вина.

— Откуда такая роскошь? — спросил Федотов.

— Вы, ваше благородие, иногда петь изволите так благозвучно. И на гитаре играете. А народ здешний — темный, охочий до развлечений. Слушают вас, нравится им. Ну а те, кто хочет слушать поближе — под самым вашим окном, — дают мне немного «на чай»!

2

Вскоре после выставки картины «Сватовство майора» к художнику пожаловал отставной седовласый майор.

— Батюшка! — вскричал почтенный вояка. — Только что видел вашу картину! Понять не могу, как это вам удалось так правдиво все отобразить. Ведь это я, чтобы поправить свои обстоятельства, женился на купеческой дочке. И теперь очень счастлив. А вы наше счастье так замечательно нарисовали! Спасибо!

Далее в комнату к остолбеневшему живописцу внесли корзину, устланную бархатом, с шампанским и дорогими закусками. Павел Федотов не стал объяснять обличительного смысла своего произведения, а только сказал:

— Весьма рад за вас, майор! Прошу к столу!

3

Стать «Женихом» для своей самой знаменитой картины живописец предложил старому товарищу по полку. «Невеста-купчиха» тоже была быстро найдена. Оставался «батюшка-купец», которого Павел Федотов все никак не мог себе вообразить. Ему хотелось купца московского, с «бородой, завещанной от предков», а не петербургского, по-европейски лощеного. И однажды он встретил необходимую персону, прогуливающуюся по Аничкову мосту.

Художник проводил его до дома, потом нашел случай познакомиться. Для закрепления отношений Федотову и позволено было сделать портрет — по прошествии целого года!

4

Живописец очень скрупулезно подыскивал не только натурщиков, но и каждый предмет, который намеревался писать: их он одалживал у друзей, или покупал.

Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

— Что за роскошество! — удивился, зная, как беден художник. (При выходе Федотова в отставку император Николай I пожаловал ему пособие — 100 рублей ассигнациями в месяц. Бутылка шампанского стоила 12 рублей ассигнациями, бутылка вина — 2 рубля 50 копеек.)

— Уничтожаю «натурщиков»! — объяснил Федотов, указывая вилкой на скелетики от съеденных селедок, после чего налил и другу шампанского.

25 февраля 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась масштабная выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200летию со дня рождения». На выставке представлено около 40 живописных и 130 графических произведений художника.

Примечания

1. Жемчужников Л.М. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1971. С. 109-110.

2. Цит. по: Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml

3. Кирсанова Р. М. Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту. М., 2006. С. 60 (Серия: Очерки визуальности).

4. Толстой Л.Н. Севастополь в августе 1855 года // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 тт. Т. 2. М., 1960. С. 202, 203.

5. Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3630
Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html

Творчество

Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.

Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.

Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).

Признание

В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни.

Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.

Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.

В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение; художник бросает все дела и едет помочь родным. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных.

Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».

В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.

«Анко́р, ещё анко́р!» — неоконченная последняя картина Федотова (1851—1852)

Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваться меценаты, ранее благоволившие ему. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 5594
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

А вот еще одно наглядное толкование картины, которое прислал наш читатель. (наведите курсор на картину, чтобы увидеть пояснения)

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 132
Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html

Болезнь и смерть

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1657
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Военные чины

  • 1830 — младший унтер-офицер
  • 1832 — старший унтер-офицер
  • 1832 — фельдфебель
  • 1833 — прапорщик
  • 1836 — подпоручик
  • 1838 — поручик
  • 1841 — штабс-капитан
  • 1844 — капитан (часто встречающееся в литературе ошибочное утверждение, что Федотов вышел в отставку в чине штабс-капитана, проистекает от незнания правил чинопроизводства в Русской императорской армии. При выходе в отставку офицер, исправно нёсший службу и отмеченный начальством, всегда получал следующий чин)
Блок: 6/11 | Кол-во символов: 471
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Значение творчества

Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.

Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура.

По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Сама идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.

Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 2364
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Работы Федотова в филателии

  • Почтовые марки СССР, 1976 год
  • Картина «Разборчивая невеста»

  • Картина «Свежий кавалер»

  • Картина «Завтрак аристократа»

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 185
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Литература

  • Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения (СПб., 1893)
  • Шкловский В. Б. Повесть о художнике Федотове. — М.: Молодая гвардия, 1965.
  • Гнедич П. П. Рассказ «Горькое горе» (1880 г.)
  • Кирсанова Р. М. Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту (2006)
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 237. — 454 с.
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 442
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 26957
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://artchive.ru/pavelfedotov/works/26313~Svatovstvo_majora: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 449 (2%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 14454 (54%)
  3. https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 12054 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий