Перов В, г, ?никита пустосвят, спор о вере»

«Никита Пустосвят. Спор о вере» — крупноформатная картина русского художника Василия Перова (1834—1882), написанная в 1880—1881 годах. Принадлежит собранию Государственной Третьяковской галереи ( 407). Размер картины — 336,5 × 512 см. Картина не была закончена из-за болезни и смерти художника, который скончался от чахотки в 1882 году. В том же году полотно было приобретено у наследников Перова Павлом Третьяковым.

На картине изображён драматический момент «спора о вере» — исторического события времён московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном. Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом, и левой части, где изображены власть имущие — царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие.

Современники высоко оценивали ряд фигур на полотне, особенно в правой его части, которая была более проработана художником. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина „Никита Пустосвят“ представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы». В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также отмечался историзм, пронизывающий всю образную структуру полотна.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 1819
Источник: https://www.wikizero.com/ru/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5

Эскизы и этюды

В. Г. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере (эскиз, бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см, 1880, ГТГ)

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Согласно приведённой информации, бо́льшая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть — в московской коллекции А. И. Балк. Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи — «Никита Пустосвят. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15,3 × 23 см, 1880).

В списке, составленном Николаем Собко, также упоминался живописный эскиз для картины «Никита Пустосвят», датированный 1881 годом и находившийся «у г. Сорокоумовского, в Москве» (по-видимому, имелся в виду один из представителей известной купеческой династии Сорокоумовских).

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1018
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5

Литература

  • «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина. — 1996. — № 10. — С. 40—43.
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. — 1988. — № 24. — С. 212—238.
  • В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлиха, 1893. — 80 с.
  • Зименко В. М. Василий Григорьевич Перов. 1834—1882. — М.—Л.: Искусство, 1948. — 43 с.
  • Кеменов В. С. В. И. Суриков: Историческая живопись, 1870—1890. — М.: Искусство, 1987. — 567 с.
  • Королёва С. Василий Григорьевич Перов (Великие художники, том 17). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-202-8.
  • Леняшин В. А. Василий Григорьевич Перов. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 248 с.
  • Василий Григорьевич Перов. — М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1959. — 60 с. — (Мастера русского искусства).
  • Лесков Н. С. О картине «Никита Пустосвят» // Художественный журнал. — 1887. — № 11. — С. 293—295.
  • Лясковская О. А. В. Г. Перов: Особенности творческого пути художника. — М.: Искусство, 1979. — 174 с.
  • Нестеров М. В. Давние дни: воспоминания, очерки, письма. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 559 с.
  • Новицкий А. П. Перов Василий Григорьевич // Русский биографический словарь: Павел преподобный — Петр (Илейка) / под наблюдением А. А. Половцова. — СПб.: типография И. Н. Скороходова, 1902. — Т. 13. — С. 551—560. — 745 с.
  • В. Г. Перов. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 112 с.
  • Собко Н. П. Перов Василий Григорьевич // Словарь русских художников с древнейших времён до наших дней (XI—XIX вв.). — СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1899. — Т. III, вып. 1 (П). — Стб. 73—173 — 258 с.
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — М., 1962. — Т. 13 (книга VII).
  • Стасов В. В. Избранные сочинения / . — М.: Искусство, 1937. — Т. 1.
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. В. Г. Перов. — М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1934. — 355 с.
  • Историческая картина в русской живописи. — М.: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г. / Н. П. Собко. — СПб.: Издатель М. П. Боткин, 1882. — 304 с.
  • Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / . — Москва: Искусство, 1978. — 399 с.
  • Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / . — М.: Искусство, 1953. — 458 с.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2921
Источник: http://wikipedia.green/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 5758
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1018 (18%)
  2. http://wikipedia.green/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 2921 (51%)
  3. https://www.wikizero.com/ru/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82._%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80_%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1819 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий