Левитан И, и, ?над вечным покоем»

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 417
Источник: https://arts-dnevnik.ru/levitan-nad-vechnym-pokoem/

Читать далее →

Музей техники Вадима Задорожного: фото

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов и военной техники), расположенный близ усадьбы Архангельское в Красногорском районе Московской области, основан в 2001 году.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 235
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%92%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Читать далее →

Геологический музей им, вернадского в москве

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2019; проверки требуют 2 правки.

Государственный геологический музей имени В. И. Вернадского РАН (ГГМ РАН) — геологический музей Российской академии наук в Москве, просветительский центр в области геологии и горного дела.

Основные направления работы — популяризация науки, просвещение и концертная деятельность. Музей оказывает услуги по проведению конференций, встреч, концертов и выставок.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 527
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%90%D0%9D

Читать далее →

Федотов П, а, ?сватовство майора»

Осенью 1849 года, вскоре после того, как в залах Императорской Академии художеств открылась очередная трехлетняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым. Его небольшое по размерам полотно «Сватовство майора» стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.

Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах. (Рацея — длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: «…Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: «Господа, позвольте пройти автору!» Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: «Честные господа…» Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота…»1

СЮЖЕТ

Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты. Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский Майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы. Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери!

Да, перед нами самый настоящий бурбон — офицер, выслужившийся из нижних чинов. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик — подпоручик — поручик — штабс-капитан — капитан — майор), дослужиться и до «густых» штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.

В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по «заслуженным воинским чинам»: как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. «Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый — на пленной турчанке, во второй — на моей матери. Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся. Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые»2.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Какова же, как принято сейчас говорить, мотивация у действующих лиц федотовского полотна?

Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак… Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала — с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами… Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор — это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира. У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст… Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.

Все не столь однозначно с Купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, — вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб…

Дочь — существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили — за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.

Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»3.

Впрочем, не надо быть экспертами, чтобы предположить: и Купец, и Майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

«Сватовство майора» — типично российская история. Государственное устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку. Если, конечно, не злоупотреблял должностью…

Вспомним «Севастопольские рассказы» Толстого. Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, узнав, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей. (Разница между этими ценами была весьма ощутимой, «экономия» составляла более 30% и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч — во время войны. Никто не считал это грехом, поэтому и доходы подобного рода называли безгрешными.). Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя. Каждый из офицеров, получавших не более двух-трех сотен рублей в год, мечтал о дне, когда сам станет командовать батареей, и только юный прапорщик поспешно заявил: «я это считаю неблагородно». И тогда пожилой капитан, прослуживший два десятка лет «в нужде постоянной», наставительно заметил Володе: нет никакого греха в том, что офицеру дают возможность «за его службу кусок хлеба под старость нажить». Прапорщику «ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал»4.

Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на государственной службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь. А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу. Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания…

«Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить»5.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 8292
Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html

Читать далее →

Перов В, г, ?портрет ф, м, достоевского»


Портрет Ф.М. Достоевского, написанный Перовым по заказу Третьяковской галереи, был окончен в 1872 году. Писал его художник с вдохновением, полностью посвящая себя поставленной задаче, ведь великий русский писатель был близок ему по духу, идейно и религиозно. Но, несмотря на творческий подъём, в работе над портретом Перов спотыкался о самокритичность к себе и грандиозность личности Достоевского. Преодолев все трудности, Василий Перов создал поистине выдающийся портрет, основанный не только на максимальной внешней схожести, но и на правдивом отображении сущности человека, его характера.

На картине художник изобразил писателя на темном фоне, цветовой гаммы как таковой нет, все средства художник направил на то, чтобы показать внутренний мир Достоевского, не отвлекаясь на внешние мелочи. Зрителю показан писатель немного сверху и сбоку. Устремленный в одну точку внимательный взгляд, небольшой поворот головы, напряженная поза со сцепленными руками на колене — все говорит о том, что писатель крайне сосредоточен и внутренне напряжен. Композиция работы очень замкнута и направлена только на то, чтобы отгородить писателя от всего внешнего, ненужного. Окружающая обстановка на картине просто отсутствует, художник даже практически скрыл кресло, в котором сидит Достоевский.

Год написания картины: 1872.

Размеры картины: 99 x 80,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: реализм.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 1421
Источник: https://opisanie-kartin.ru/perov-vasilij/portet-dostoevskogo/

Читать далее →

Геологический музей: фото

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото: Геологический музей им. В.И.Вернадского

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 408
Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8256

Читать далее →

Третьяковская галерея — режим работы 2019 и цена билетов, как добраться и официальный сайт

Приобщение к культуре и искусству в современной жизни происходит через посещение разных развивающих учреждений, например, музеев. Одним из самых известных музеев Москвы является Третьяковская галерея. Здесь собрана наиболее обширная коллекция работ отечественных творцов XI – XXI веков.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 288
Источник: https://tretyakovskaja.ru/cena-bileta/

Читать далее →

Тропинин В, а, ?кружевница»

Василий Тропинин создает картину “Кружевница”, которая получила положительные отзывы как от зрителей, так и от критиков. Продемонстрировав взору людей портретный жанр нового типа, автор мастерски детализировал образ крепостной рукодельницы и элементы ее труда.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 261
Источник: https://litfest.ru/pokartine/kruzhevnitsa.html

Читать далее →

ЦДХ — режим работы 2019 и цена билетов, как добраться и официальный сайт

Приобщение к культуре и искусству в современной жизни происходит через посещение разных развивающих учреждений, например, музеев. Одним из самых известных музеев Москвы является Третьяковская галерея. Здесь собрана наиболее обширная коллекция работ отечественных творцов XI – XXI веков.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 288
Источник: https://tretyakovskaja.ru/cena-bileta/

Читать далее →

Геологический музей Вернадского: режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского, входящий в ведение Российской академии наук, занимается просветительской деятельностью в сфере изучения геологических процессов, популяризацией наук о строении, происхождении и развитии Земли, освещением вопросов, связанных с освоением и использованием недр нашей планеты. Сотрудники проводят научные исследования, организовывают различные мероприятия, оказывает поддержку в осуществлении экспериментальных проектов.

Здание музея расположено в историческом центре столицы РФ, недалеко от Кремля, Центрального Манежа, Александровского сада, Государственного исторического музея и других знаменитых достопримечательностей города.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 690
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/12602

Читать далее →