Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве — разъясняем подробно

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов (вид с Соборной площади Кремля)

Вид со стороны Троицкой площади

Патриа́ршие пала́ты и це́рковь Двена́дцати апо́столов — комплекс зданий на территории Московского Кремля, расположенный к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 526
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1832
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-sobor-dvenadtsati-apostolov-moskovskogo-kremlya

Архитектурные особенности

Упрощённая схема второго этажа: 1 — Лестница, вход; 2 — Приказные палаты (жилая комната); 3 — Приказные палаты (кабинет); 4 — Крестовая (Мироваренная) палата; 5 — Печь для приготовления мира; 6 — Малые сени; 7 — Парадные сени; 8 — Трапезная; 9 — Церковь Собора Двенадцати апостолов; 10 — Иконостас

В настоящее время Патриаршие палаты представляют из себя двух-трёхэтажное здание (в одном месте сохранился остаток четвёртого этажа — Петровская палатка), парадным фасадом выходящее на юг, на Соборную площадь. В состав здания включена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов с двусветными окнами. Под церковью — две проездные арки. К северному фасаду пристроена галерея на столбах.

На первом этаже здания располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы, на втором — палаты: парадная Крестовая, Столовая, приказные, парадные сени, трапезная, церковь Двенадцати апостолов. На третьем этаже располагались личные покои патриарха и домовая церковь апостола Филиппа.

К архитектурному декору здания относятся пилястры у проездных арок, килевидные фронтоны окон первого этажа, аркатурный пояс второго и третьего этажа. Второй этаж отделён от первого сильно выступающим карнизом, что характерно для московской архитектуры XVII века. Белокаменный портал церкви на уровне второго этажа свидетельствует о существовавшей когда-то обходной галерее вокруг здания. Украшения здания часто повторяют детали оформления соседних строений Соборной площади.

На восточную сторону выходят апсиды церкви.

Северный фасад (выходивший на двор палат) оформлен скромнее. Арочная галерея украшена узорчатыми изразцами.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1621
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1583
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-sobor-dvenadtsati-apostolov-moskovskogo-kremlya

После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами

Кремль: мини-путеводитель по территории

Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы — подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.

Патриаршие палаты на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о Патриарших Палатах или церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле?

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 811
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/patriarshie-palaty

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Кувшин XVII века

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию — в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам — в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные — около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею — сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков — очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное — рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина — дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина — чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название — Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 4840
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets

Внутреннее убранство / интерьер

В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Помимо экспонатов, включённых в экспозицию музея, в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви сохранились фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, но иконостас (также XVII века) — не оригинальный (перенесён из Вознесенского монастыря). В Крестовой (Мироваренной) палате на своём месте находятся мраморная печь для мира с резной золочёной сенью XIX века и изготовленная по заказу Екатерины II двухсоткилограммовая серебряная кадь для мира.

Экспозиция музея

В экспозиции музея представлены художественные изделия, подлинные культовые и бытовые предметы — личные вещи патриархов и членов царской семьи, образцы шитья, книги, иконы, посуда, ювелирные изделия, часы. Изделия выполнены как русскими, так и зарубежными мастерами (немецкими, турецкими и др.).

Среди наиболее примечательных экспонатов (помимо упомянутых печи для мироварения, кади для мира, иконостаса) — алавастр, золотое кадило (вклад царя Фёдора Алексеевича), потешный кубок в виде коронованной персоны, подвесная пелена с изображением митрополита Ионы, часы патриарха Филарета, нефритовая чаша (подарок царю Михаилу Фёдоровичу), позолоченный серебряный кубок из Нюрнберга, богато украшенное Евангелие, конный портрет царя Алексея Михайловича, иконы Андрея Первозванного и Феодора Стратилата.

Экспонаты сгруппированы по тематике.

  • В Крестовой палате выставлены образцы традиционной посуды — блюда, стопы, стаканы, чарки, братины, посольские дары, одежда патриархов, богослужебная утварь, ювелирные изделия, часы.
  • В Трапезной представлено художественное шитьё.
  • В церкви Собора Двенадцати Апостолов расположена экспозиция икон.
  • В Приказных палатах представлен интерьер жилых покоев XVII века богатого русского дома — изразцовая печь, мебель (сундуки, стол, шкафы); во второй комнате палат воспроизведён интерьер кабинета с книгами, шахматами, глобусом, принадлежностями для письма.
  • Экспозиция ювелирных украшений — пуговиц, запонов и т.п.

  • Часы XVII века

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2136
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15967
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-sobor-dvenadtsati-apostolov-moskovskogo-kremlya: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3415 (21%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1621 (10%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2662 (17%)
  4. https://liveinmsk.ru/places/muzei/patriarshie-palaty: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3429 (21%)
  5. https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 4840 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий