Храм за Москвой рекой: изучаем подробно

У этого топонима есть и другие значения, см. Замоскворечье.

Замоскворе́чье — исторический район в Москве, расположенный на территории Центрального административного округа на противоположной от Кремля стороне Москвы-реки.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 225
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD)

В долине реки Сетунь на западе Москвы появится храм со стеклянным фасадом и подсвеченным крестом. Архитекторами выступили Саид Джабраилов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Валерий Лизунов с Анжелой Моисеевой из Archpoint, ответственного за интерьеры модных московских ресторанов — Selfie, Zodiac и White Rabbit

Кто‑то называет храм минималистичным и футуристичным, а некоторые усмотрели в необычном для Москвы (да и в целом для России) проекте фаллические символы. Что все это значит и зачем городу современная церковь — отвечает один из ее авторов.

Основатель и главный архитектор бюро Archpoint

При проектировании нам необходимо было придерживаться традиций. Наша церковь достаточно консервативная, и все очень боятся каких‑либо отступлений от общепринятых правил и канонов. При этом мы хотели приблизить храм к ценностям молодого поколения, чтобы они шли туда не как в бабкину избу.

Провели много подготовительной работы: изучили примеры псковского, новгородского и владимирского храмостроения, посмотрели, какие современные храмы строятся у нас в России и за рубежом. Общая форма была согласована сразу, а вот проработка и оттачивание архитектурного образа и планировочных решений заняли время. Нужно было продумать всю инфраструктуру таким образом, чтобы в храме было удобно находиться. Его здание должно восприниматься людьми как комфортное пространство.

Инициатором и заказчиком проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона. Дело в том, что мы давнее время являемся прихожанами Новодевичьего монастыря. Все верующие — как одна большая семья. Думаю, именно поэтому нам предложили заняться проектом.

Отец Иона поставил задачу — создать не обычный храм, а с элементами современной архитектуры. Звучали такие слова, как «современный», «прогрессивный», «новый». Необходимо было сделать алтарную часть и клиросМесто для певчих в церкви на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. открытыми (как в греческих храмах), чтобы прихожане во время богослужения видели, что происходит.

Также нужно было продумать бытовую историю — например, предусмотреть гардеробы. В наших храмах есть проблема — негде раздеться в холодное время года, и все вынуждены класть одежду на подоконники или еще куда‑то. Сейчас под храмом запланирован большой подклет с гардеробной, кабинетами, классами для воскресной школы, трапезной. Сейчас свечи очень быстро коптят своды и стены храмов — в нашем проекте предусмотрено создание централизованной системы вентиляции, чтобы этого не происходило.

Храм должен поражать воображение человека и давать ощущение единения с Богом. Чтобы свет задавал правильное настроение, мы предусмотрели прозрачный алтарь. Русские церкви почти не отапливались, окна всегда были маленькими — так боролись с холодом. Сейчас такой проблемы нет, и храмы можно делать более светлыми и просторными.

По ходу советов с вышестоящими церковными чинами проект претерпевал постоянные изменения. Мы много раз переделывали фасады, меняли алтарную часть, формы главок. Был страх, что все это будет отвергнуто. Тем не менее первоначальная идея формы и декоративных элементов сохранились и в итоге была одобрена. А в отделке фасадов и освещении будут использованы передовые материалы.

Не превратится ли посещение храма в парад селфи в инстаграме? Я так не думаю. В храмы ходят не для того, чтобы засветиться или показать, что мы тут были. Тут другие цели и задачи. Современный храм нужен Москве для того, чтобы воссоздать связь поколений. Ведь церковь — это не свод десяти заповедей: «Не укради», «Не убий» и так далее. Это гораздо тоньше и глубже. И то, что наши дети этого недополучают, — большая проблема.

Подробности по теме

На «Маяковской» есть парк с тарзанками, петанком и вековыми липами. Вы про него не знаете

На «Маяковской» есть парк с тарзанками, петанком и вековыми липами. Вы про него не знаете

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 4124
Источник: https://daily.afisha.ru/cities/12510-bozhestvennyy-progress-ili-zachem-moskve-sovremennyy-hram-na-vereyskoy-ulice/

Полянка и Якиманка

На первый взгляд, Якиманка ничем не отличается от современной улицы в спальном районе. Однако, присмотревшись, можно заметить церковь Иоанна Воина (ул. Большая Якиманка, 46) — замечательный памятник «петровского барокко». Строительством руководил архитектор Иван Зарудный, автор знаменитой «Меншиковой башни» (храм Архангела Гавриила на Чистых прудах). У двух этих храмов есть схожие черты: лепнина, волюты, балконы с балюстрадами, круглые окна-люкарны. В 1928 году в церковь был перенесён барочный иконостас XVIII века из снесённой церкви Трёх святителей у Красных ворот.

Напротив храма Иоанна Воина находится двухэтажный каменный терем с крещатыми сводами, башенками, шатрами и изразцами. Его хозяином был Николай Игумнов, богатый ярославский купец, решивший в 1895 году построить себе особняк в духе дивного узорочья XVII века. Тогда псевдорусский стиль был очень популярен — вспомним здания Исторического и Политехнического музеев, Музея Отечественной войны 1812 года, Верхних торговых рядов (ГУМ). Сейчас в особняке находится посольство Франции.

Полянке повезло больше, чем Якиманке: её не расширяли и практически не ломали. Здесь сохранилась одна из самых красивых московских церквей, иконы для которой писал в XVII веке легендарный Симон Ушаков, — храм Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, дом 29А). Она построена в духе дивного узорочья; её украшают поливные изразцы, шатровая колокольня, «пена кокошников». После реставрации на колокольню храма подняли куранты, которые каждый час вызванивают «Спаси Господи люди твоя».

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1554
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/

Район Кадаши и Лаврушинский переулок

Обойдя церковь Григория Неокесарийского по Старомонетному переулку, можно увидеть купола церкви Николы в Толмачах. Пройдя в сторону храма по Большому Толмачёвскому переулку, можно увидеть ворота усадьбы Демидовых (Большой Толмачёвский переулок, дом 3) — магнатов российской металлургии. Известный философ Владимир Соловьёв называл этот дом «барским оазисом среди купеческого Замоскворечья». Ограда дома отлита из чугуна на одном из демидовских заводов в XVIII веке. Само здание, украшенное барельефами и круглыми медальонами, — замечательный памятник московского классицизма конца XVIII века. Сегодня здесь находится библиотека.

От дома Демидовых начинается Лаврушинский переулок, известный на весь мир благодаря Третьяковской галерее. Рядом стоит огромный серый сталинский дом (Лаврушинский переулок, дом 17), построенный в 1937 году для советских писателей на красной линии будущего замоскворецкого участка бульварного кольца. Здесь жили И. Ильф, Е. Петров, Б. Пастернак, К. Паустовский, А. Барто и многие другие. Обязательно загляните в арку: во дворе дома писателей сохранились старинные каменные палаты XVII века.

Сердце Лаврушинского переулка — Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10). Её главное здание располагается в собственном доме Третьяковых, который они подарили городу. Нарядная пристройка, напоминающая сказочный терем, появилась в 1902-1904 гг.; её возвёл архитектор А. Калмыков по проекту В. Васнецова. Также в Лаврушинском переулке находится Инженерный корпус, где проходят временные выставки.

В пяти минутах ходьбы от Третьяковки находится храм Воскресения в Кадашах (2-ой Кадашевский переулок, дом 7, стр. 4) — шедевр московской архитектуры. Украшенные белокаменной резьбой наличники, гребешки и порталы контрастируют с кирпичной кладкой стен и создают ощущение лёгкости, столь характерное для храмов «нарышкинского барокко» (другой яркий представитель этого стиля — храм Покрова в Филях). С колокольни храма, высотой более 43 метров, открывается великолепный вид на Кремль и Замоскворечье. При церкви работает музей истории Кадашевской слободы.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 2112
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/

Улицы Большая и Малая Ордынка

Большая и Малая Ордынка – две древние улицы Замоскворечья, по которым когда-то шла дорога в Золотую Орду. Сегодня это тихое место, сохранившее немало старых церквей и особняков. Недалеко от Третьяковской галереи находится храм Иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость (ул. Большая Ордынка, дом 20), шедевр московского классицизма. Над его постройкой работали знаменитые архитекторы Василий Баженов и Осип Бове. Первый построил колокольню и трапезную, второй — сам храм, выполнив его в виде ротонды с окаймляющим лепным фризом. Первоначальное убранство сохранилось почти полностью.

Чуть дальше по Большой Ордынке храм святителя Николая в Пыжах (ул. Большая Ордынка, дом 27 а8/стр. 1). Пыжи — это стрелецкая слободка, названная так по фамилии полковника Богдана Пыжова. Церковь Николая на Ордынке — прекрасный образец московского «дивного узорочья» XVII века с характерными для этого стиля резными наличниками, декоративными кокошниками и шатровой колокольней.

В двух шагах от Никольской церкви находится Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, дом 34). Её основала великая княгиня Елизавета Фёдоровна — вдова убитого террористами в 1905 году московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Послушницы обители, не постригаясь в монашество, служат людям: помогают больным, нищим, бездомным. В центре находится храм Покрова, похожий на средневековые церкви Новгорода и Пскова — редкий памятник модерна в церковном зодчестве. Храм расписывал известный художник М. Нестеров (автор «Видения отроку Варфоломею).

Прогулка по Ордынке будет неполной без посещения дома-музея великого русского драматурга XIX века А.Н. Островского. Он родился в 1823 году в небольшом деревянном доме (ул. Малая Ордынка, дом 9/12). Такие дома строили после пожаров войны 1812 года купцы и небогатые дворяне. Сегодня здесь открыт музей писателя — настоящий островок старинного Замоскворечья с деревянными лестницами, обитыми красным бархатом стульями и скрипучими половицами.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1983
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/

Пятницкая улица

В старину Пятницкая была главной торговой улицей Замоскворечья. Своё название она получила от церкви Параскевы Пятницы, которую считали покровительницей торгового сословия. Храм снесли в 1935 году, сейчас на этом месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

В самом начале Пятницкой направо отходит уютный Черниговский переулок. Он сохранил две святыни: церковь Михаила и Фёдора Черниговских (Черниговский переулок, дом 3) и церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (ул. Пятницкая, дом 4/2, стр. 1). Первая церковь была построена в 1572 году на месте, где, по преданию, москвичи встретили мощи убитых в Орде за веру князей-мучеников, Михаила и Фёдора Черниговских, и перестроена в камне в 1675 году. Это еще один прекрасный образец московского «дивного узорочья».

Внимание туриста неизменно привлекают прекрасные вазоны и лепнина колокольни храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, которая выходит на Пятницкую улицу. Название говорит о том, что в XVI веке, когда итальянский архитектор Алевиз Новый построил здесь первый храм, эти места ещё не были обжиты и здесь шумели сосны.

Самой необычной считается церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, дом 26, стр. 1). У этой тогда ещё деревянной церкви в 1612 году русское ополчение Минина и Пожарского разгромило польско-литовские войска — началось освобождение города. В 1756-1769 гг. было построено грандиозное барочное здание храма с трапезной и колокольней. Кто создал этот шедевр — доподлинно неизвестно. Разные историки приписывают авторство П. Трезини, И. Яковлеву и К. Бланку. Внутри храма сохранился оригинальный барочный иконостас и росписи, снаружи — кованая ограда.

В конце Пятницкой улицы расположился известный «дом со львами» — особняк семьи Рекк (ул. Пятницкая, дом 64). Его построил С. Шервуд (сын В. Шервуда, автора здания Исторического музея) в 1897 году в духе эклектики. Левая часть, украшенная кариатидами и круглыми окнами-люкарнами, восходит к барокко; правое крыло с выходящим на улицу коринфским портиком и львами — к позднему классицизму или ампиру.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2072
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/

Новокузнецкая

Здесь много жилых домов, аптек, супермаркетов; ходит единственный в Замоскворечье трамвай — атмосфера живого московского квартала. В середине улицы находится дом, который, из-за его необычной формы, москвичи прозвали «пьяным» (ул. Новокузнецкая, дом 13, стр. 1). Это экспериментальный 13-этажный жилой дом архитектора В. Яворского. Здесь снимали известнейшую советскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию».

На углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка можно увидеть, как выглядели обычные московские районы 150 лет назад. Здесь стоит купеческий дом (ул. Новокузнецкая, дом 26, стр. 1). Его первый этаж выстроен из кирпича – тут купцы устраивали свои лавки и склады, а второй из дерева — жилой. Подобных полукаменных домов в купеческой Москве XIX века было очень много, сегодня же их почти не осталось.

Напротив стоит приметный голубой особняк (ул. Новокузнецкая, дом 27/6, стр. 1). До революции 1917 года он принадлежал К. Бахрушину — представителю знаменитой московской династии купцов и меценатов. Дом с пышной лепниной, мраморными лестницами и аккуратным садом был построен в 1895-1896 гг. К. Гиппиусом. Сейчас в особняке находится городская прокуратура.

Самый знаменитый бахрушинский дом стоит немного в стороне от Новокузнецкой улицы (ул. Бахрушина, дом 31/12). Построенный в последние годы XIX века, он похож на старинный замок. Здесь находится Театральный музей, который А. Бахрушин создал в собственном доме.

Государев сад и Замоскворечье на «Петровом чертеже» 1597 года (карта ориентирована на Восток, Кремль находится в центре, Замоскворечье слева от него)

© 2016-2020 moscovery.com

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1624
Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 13694
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.moscovery.com/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 9345 (68%)
  2. https://daily.afisha.ru/cities/12510-bozhestvennyy-progress-ili-zachem-moskve-sovremennyy-hram-na-vereyskoy-ulice/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 4124 (30%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B5_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD): использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 225 (2%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий