Вид на Московский кремль с Большого Каменного моста — распишем во всех подробностях

Хотя, если верить некоторым историческим источникам, еще раньше был построен мост через Неглинку. Однако, поскольку сегодня Неглинка отведена под землю, этот факт можно не принимать во внимание.

Свое первое название мост получил от церкви Всех Святых, которая находилась на левом берегу реки.

Фото 1. Всехсвятский мост у стен Кремля на картине А.В. Васнецова

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 356
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/mosty/bolshoj_kamennyj_most_v_moskve/37-1-0-537

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682—1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня — Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва, ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3—4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу — «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся». В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! — пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. — Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 4948
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

История

Ранее через Москву-реку существовал наплавной мост из скрепленых друг с другом бревен. Эта конструкция требовала постоянного вмешательства. Если наступают враги или проплывают корабли, то мост нужно развести по разные стороны. Если зима наступила, то демонтировать на время непогоды. Удобства во всем этом мало, связь с Замоскворечьем непостоянная. Решили строить каменный мост.

Царь Михаил Фёдорович в 1643 году издал указ, и из Страсбурга в Москву прибыл мостовой мастер Ягон Кристлер со всеми необходимыми материалами для строительства. Перед Кристлером стоял главный вопрос — выдержит ли мост движущийся вниз по течению лёд? Для этого мостовые быки, которые раскалывают лед, должны быть суперпрочными. Но достроить мост не успели. Работы заморозили из-за смерти царя в 1645 году. Вступивший на престол Алексей Михайлович ставить мост не повелел.

Строительные работы возобновились только в 1682 году благодаря Софье и Василию Голицыным. Время было неспокойное, царевна шатко сидела на престоле. Сама София царствовала в Кремле, а вот стрельцы (опора и поддержка в смутное время) находились на противоположной стороне Москвы-реки. Мост был нужен чрезвычайно. И вот, наконец, проект архитектора Кристлера был реализован. Это было самое дорогостоящее сооружение столицы. Мост получил название «Всехсвятский» и вызывал всеобщее восхищение.

Большой Каменный Мост сломали в середине 19 века, а из его частей построили дом на улице Моховой. Каменную кладку пришлось взрывать — она была слишком прочная. На месте старого, поставили новый мост, только на этот раз металлический. И тоже не надолго.

В 30-е годы 20 века в архитектуру возвращается имперский стиль. Новый генплан перестройки Москвы предполагал замену металлического моста на каменный. Троица архитекторов — Щуко, Гельфрейх и Минкус, в 1938 выполнила проект нового Большого Каменного моста. На этот раз конструкцию сдвинули вниз по течению.

Мост получился прочный и скромный. Из украшений только барельефы с серпами и колосьями, молотами и наковальнями. Длина сооружения — 487 м, ширина — 40 м. Большой Каменный мост стал неотъемлемой частью московской жизни.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2130
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592

1858

В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 275
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

Как добраться до Большого Каменного моста

От станции метро «Боровицкая» нужно идти по улице Боровой в сторону Боровицкой площади.

На Кремлевской набережной находится остановка «Большой Каменный мост», где останавливается автобус № 255.С противоположной стороны Москвы-реки находится остановка «Театр Эстрады». Здесь проходит маршрут автобусов М4, 4, 7, 8.

Еще одна ближайшая к мосту остановка «Боровичкая площадь». Здесь останавливаются следующие автобусы — К, М1, М6, Н11, 144.

Если общественный транспорт вам не подходит, воспользуйтесь службами такси в Москве — Яндекс. Такси, такси Везёт, Дешёвое, такси Бонус, МосТакси и т. д.

Google-панорама Большого Каменного моста

Видео Большого Каменного моста

Galchonok

Когда-то я была здесь счастлива. ..

Смотреть отзывы на

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 894
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592

1938

В 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесён к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м.

В настоящее время с моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 499
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

В искусстве

  • XIX век

  • XIX век

  • 1930-е года

  • 1941 год

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 103
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

Литература

  • Беляев А. В. Москворецкие мосты (из стали ДС). — М.: Издательство академии наук СССР, 1945. — 140 с.
  • Надеждин Б. М. Мосты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1979. — 192 с.
  • Носарев В. А., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. — М.: Вече, 2004. — 256 с.
  • Симонов Е. Мосты и набережные столицы. — М.: Московский рабочий, 1938. — 62 с.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 331
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 9536
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 6156 (65%)
  2. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3024 (32%)
  3. https://ProgulkiPoMoskve.ru/publ/mosty/bolshoj_kamennyj_most_v_moskve/37-1-0-537: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 356 (4%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий