Вид на кремль и реку Москву с Большого Каменного моста: познаем по порядку

Большой Каменный мост соединяет Кремлёвскую набережную с Софийской. Построен в 1938 году в ходе генеральной перестройки Москвы. Сегодняшний мост сдвинут от места расположения его исторического предшественника. Изначально мост тянулся от  Дома на Набережной до улицы Ленивка. 

Рядом с Каменным мостом находятся такие достопримечательности, как Храм Христа Спасителя, Дворцовая площадь, Нижний Александровский сад, Боровицкая башня Кремля, усадьба Н. М. Зотова, Дом на Набережной, театр Эстрады. Под мостом проплывают круизные суда, отправляющиеся от причала на Берсеневской и Пречистенской набережных.

Интересные факты

На строительство постоянного моста из камня в 17 веке было потрачено немало финансов. Для того времи мост был очень дорогой. В народе даже появилась поговорка «Дороже Каменного моста».

На мосту шла торговля, а под мостом промышляли бандиты и воры. Люди боялись ходить под мостовыми пролетами. Даже в русском фольклоре это нашло отражение. Например, в пьесе «Петрушка», доктор-шарлатан лечит Петрушку битьем по голове. Фраза «Лекарь, из-под каменного моста аптекарь» приобрела широкую известность. Так говорили о людях, взявшихся не за своё дело, невежд и проходимцев.

Вид с Большого Каменного моста на Кремль изображен в российском паспорте с внутренней стороны обложки.

В 1943 году на Большом Каменном мосту разгорелась любовная драма между сыном народного комиссара авиации, Владимиром Шахуриным, и дочерью совесткого посла в Мексике, Ниной Уманской. Нине нужно было уезжать домой с родителями. Молодые люди поссорились. В тот момент, когда девушка побежала в дом на набережной, юноша выстрелил ей в спину, а затем застрелился сам.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 1658
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682—1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня — Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва, ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3—4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу — «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся». В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! — пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. — Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 4948
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

История

Ранее через Москву-реку существовал наплавной мост из скрепленых друг с другом бревен. Эта конструкция требовала постоянного вмешательства. Если наступают враги или проплывают корабли, то мост нужно развести по разные стороны. Если зима наступила, то демонтировать на время непогоды. Удобства во всем этом мало, связь с Замоскворечьем непостоянная. Решили строить каменный мост.

Царь Михаил Фёдорович в 1643 году издал указ, и из Страсбурга в Москву прибыл мостовой мастер Ягон Кристлер со всеми необходимыми материалами для строительства. Перед Кристлером стоял главный вопрос — выдержит ли мост движущийся вниз по течению лёд? Для этого мостовые быки, которые раскалывают лед, должны быть суперпрочными. Но достроить мост не успели. Работы заморозили из-за смерти царя в 1645 году. Вступивший на престол Алексей Михайлович ставить мост не повелел.

Строительные работы возобновились только в 1682 году благодаря Софье и Василию Голицыным. Время было неспокойное, царевна шатко сидела на престоле. Сама София царствовала в Кремле, а вот стрельцы (опора и поддержка в смутное время) находились на противоположной стороне Москвы-реки. Мост был нужен чрезвычайно. И вот, наконец, проект архитектора Кристлера был реализован. Это было самое дорогостоящее сооружение столицы. Мост получил название «Всехсвятский» и вызывал всеобщее восхищение.

Большой Каменный Мост сломали в середине 19 века, а из его частей построили дом на улице Моховой. Каменную кладку пришлось взрывать — она была слишком прочная. На месте старого, поставили новый мост, только на этот раз металлический. И тоже не надолго.

В 30-е годы 20 века в архитектуру возвращается имперский стиль. Новый генплан перестройки Москвы предполагал замену металлического моста на каменный. Троица архитекторов — Щуко, Гельфрейх и Минкус, в 1938 выполнила проект нового Большого Каменного моста. На этот раз конструкцию сдвинули вниз по течению.

Мост получился прочный и скромный. Из украшений только барельефы с серпами и колосьями, молотами и наковальнями. Длина сооружения — 487 м, ширина — 40 м. Большой Каменный мост стал неотъемлемой частью московской жизни.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2138
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592

Большой каменный мост


  • Кремль: вся южная стена от Водовзводной до Беклемишевской башни, Колокольня Ивана Великого, Большой Кремлевский дворец.

  • Храм Христа Спасителя.

  • Дом на набережной, который еще называют Домом правительства (жилой комплекс ЦИК-СНК СССР).

  • Дом Пашкова.

  • Доходный дом Перцовой.

  • «Золотые мозги» — ироничное название, которое дали москвичи зданию президиума РАН.

  • Характерный вид на Новый Арбат со знаменитыми домами-книжками.

  • Сталинские высотки — здание МИДа, дом на Котельнической набережной, МГУ.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 528
Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku

1859

В 1859 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные доски.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 275
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

Вертолетная площадка «Города Столиц»

Вход на смотровую площадку платный, стоимость взрослого билета 1500 рублей (детского 750 рублей). Время неограниченно.

Скоростные лифты вас поднимут ввысь за считанные секунды. Если вы совместите прогулку с ужином в ресторанах группы 354, то стоимость билета будет уменьшена до 500 рублей.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 324
Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku

1938

В 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесён к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м.

В настоящее время с моста открывается вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 499
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

Воробьевы горы

Самая знаменитая точка, откуда гости Москвы любуются на замечательные виды столицы уже очень много лет. Это один из семи холмов, на которых раскинулся город. Организованная смотровая площадка работает здесь с 1953 года. С высоты 80 метров вы увидите весь центр. Сегодня вы можете прокатиться на канатной дороге по маршруту «Воробьевы горы» — «Новая лига» — «Лужники» и досконально изучить изгибы Москвы реки и золотые купола православных храмов.


  • Храм Василия Блаженного.

  • Кремлевские башни.

  • Храм Христа Спасителя.

  • Современный монумент Петру I.

  • Знаменитые «сталинские» высотки.

Прогулку по Воробьевым горам можно совместить с посещением альма-матер российской науки и образования — Московского государственного университета. Это целый комплекс исторических зданий, парка и ботанического сада, где красиво и интересно. В знаменитой высотке МГУ есть своя смотровая площадка (высота 200 м). Ее посещение возможно только в составе экскурсии. При желании вы можете обратиться к нашим менеджерам, которые организуют для вас этот тур.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1050
Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku

В искусстве

  • XIX век

  • XIX век

  • 1930-е года

  • 1941 год

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 103
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82

Ресторан Sixty в Москва-Сити

Столики у окна, особенно в выходные и праздничные дни, лучше бронировать заранее. Сделать это можно через интернет-портал «Спутник».

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 160
Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku

Храм Христа Спасителя

По современным меркам смотровая площадка на Храме Христа Спасителя не является грандиозной. Она имеет высоту всего 40 метров, но удачное расположение собора на набережной Москвы-реки позволяет «выхватить» эксклюзивные виды на окрестности. Поднявшись на скоростном лифте, вы окажетесь на удобном крытом пространстве между колокольнями храма. Отсюда виден весь центр:


  • Кремль и Новый Арбат.

  • Парк Горького и Крымский мост.

  • Поклонную гору и памятник Петру I.

  • Высотку на Котельнической набережной.

Вам представится возможность рассмотреть детали в бинокуляры и сравнить, насколько старинная архитектура гармонично сочетается с современным стилем новой Москвы. Попасть сюда можно только в группе. Длительность экскурсии составляет 30 минут, за которые вы узнаете основные исторические факты о столице.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 824
Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku

Литература

  • Беляев А. В. Москворецкие мосты (из стали ДС). — М.: Издательство академии наук СССР, 1945. — 140 с.
  • Надеждин Б. М. Мосты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1979. — 192 с.
  • Носарев В. А., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. — М.: Вече, 2004. — 256 с.
  • Симонов Е. Мосты и набережные столицы. — М.: Московский рабочий, 1938. — 62 с.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 331
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 12838
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 6156 (48%)
  2. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/bridges/30592: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3796 (30%)
  3. https://www.Sputnik8.com/ru/moscow/pages/smotrovye-ploschadki-na-moskvu-reku: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 2886 (22%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий