Теремной дворец в Московском кремле: рассматриваем по пунктам

 

Краткая история

Архитектурные особенности

Четыре палаты царских покоев

Церкви и иконы Теремного дворца

Дворцы Московского Кремля

Теремной Дворец на карте

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 161
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/574-teremnoj-dvorets

История Теремного дворца

Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке

Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид. Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова. Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов. Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями. В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный — выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды. В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского. В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами. К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону. Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2777
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvorets

Архитектура и планировка

Картина Василия Поленова «Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо», 1877 год

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.

Внутренняя организация

Интерьер палаты дворца, 2007 год

Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 3532
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Архитектурные особенности Теремного дворца

Особую прелесть придаёт Теремному дворцу способ его постройки — ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками. Интересно, что многие архитектурные решения, которые были использованы при создании Теремного дворца, в дальнейшем часто использовались для возведения и других зданий в истории российского зодчества. Например, широко известное Верхнее Золотое крыльцо со спаренными арками и как бы увенчанное шатром стало прообразом исконно русского интерьера.

Снаружи Теремного дворца также есть на что посмотреть! Фасад Теремов заслуживает самого пристального внимания — чего стоят белокаменные наличники с искусной резьбой и подвесными гирьками, или карнизы, в оформлении которых были использованы красивейшие многоцветные изразцы. На изразцах отчетливо видны изображения, включающие в себя растительные орнаменты и элементы геральдики (разные звери и птицы).

Отлично сработана и декоративная резьба, украшающая порталы входов. В простенки между окнами для большей красоты русскими архитекторами были введены декоративные пилястры — правда, служат они только для украшения и не являются несущими элементами конструкции Теремного дворца.

Золотое (Красное) крыльцо

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1239
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/574-teremnoj-dvorets

Ансамбль дворца

Престольная Теремного дворца, изображение XIX века

Окна Теремного дворца, иллюстрация Фёдора Солнцева, между 1846 и 1853 годом

Царские покои

Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:

  • проходных сеней,
  • гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
  • престольной,
  • буфетной
  • опочивальни.

Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная (горница).

Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой.

Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик».

Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.

Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились.

Златоверхий теремок

Главки Верхоспасского собора, 2012 год

Почтовая марка России из серии «Архитектура Московского Кремля» с изображением Теремного дворца, 1993 год

Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату (или каменный чердак), окружённую открытой галереей-гульбищем, — Златоверхий теремок. Эта часть дворца получила своё название от крыши, покрытой золотыми и серебряными листами. С запада к теремку пристроена так называемая Смотрильная башенка, украшенная разноцветными стёклами в старинных окнах и резьбой.

Церкви Теремного дворца

В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.

Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах.

В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке.

В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 3970
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Как жили в Кремле русские цари

Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника

В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест. После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.

Убранство Крестовой (Думной) палаты

Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.

Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году

После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.

Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3601
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvorets

Галерея

  • Теремной дворец
  • Изображение Теремного дворца 1780-х

  • Терем в Кремле и Спас на Бору, 1800-е

  • Изображение Теремного дворца 1839 года

  • Убранство Теремного дворца, 2007 год

  • Печь во дворце, 2007 год

  • Росписи стен дворца, 2007 год

  • Спальня в Теремном дворце, 2007 год

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 366
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 16500
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvorets: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 6378 (39%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 3898 (24%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 3970 (24%)
  4. https://putidorogi-nn.ru/evropa/574-teremnoj-dvorets: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2254 (14%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий