Северный речной вокзал, фото (видео)

В здании вокзала откроются ресторан, кафе и магазины сувениров. Рядом появится благоустроенный парк и набережная для прогулок.

«В следующем году весь этот крупнейший интересный ансамбль заиграет новыми красками и снова будет любимым местом отдыха москвичей», — отметил Сергей Собянин.

Активные работы по обновлению Северного речного вокзала стартовали в этом году. До этого, по словам Мэра Москвы, специалисты провели исследование, изучили архивные документы и подготовили проект научной реставрации.

«Более того, реконструируют причал, который сейчас, собственно, технический. А будет сделана первоклассная набережная мирового уровня. Не только для причала судов, но и для прогулок, активного отдыха москвичей. Чтобы это было и удобно, и красиво», — добавил Сергей Собянин.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 775
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

«Звезда со Спасской башни»: главный миф речного вокзала

Самый растиражированный и совершенно не соответствующий действительности миф Речного вокзала связан со звездой, которая украшает его шпиль. Считается, что в период между 1935 и 1937 годами она венчала Спасскую башню Кремля, а уже после этого была перемещена на шпиль вокзала. Звёзды действительно похожи. Они имеют по два контура, и в обоих случаях от центра к внутреннему контуру расходятся лучи. У инкрустированных камнями серпов и молотов, которыми украшены звёзды, тоже много общего.

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год (увеличить)

Но звёзды существенно различаются в деталях: контуры звезды вокзала имеют прямоугольное сечение, лицевые поверхности контуров покрыты продольными бороздками и соединены друг с другом скрытыми связями. Контуры старой звезды со Спасской башни были гладкими, имели треугольное сечение и были соединены друг с другом перемычками в вершинах. Более того, они были выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного — на заводе № 81 имени Молотова.

Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года вместе с оригинальными звёздами с остальных башен. Звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала, о чём свидетельствуют фотографии этого периода. Кроме того, в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских», а не одна из уже существующих.

Демонтаж звезды Северного речного вокзала в июле 2019 года / Фото автора

Сейчас звезда Речного вокзала демонтирована со шпиля и отправлена на реставрацию в мастерскую компании «Арт-Бронза», которая также принимала участие в реставрации металлических элементов комплекса ВДНХ. За девять десятилетий звезда, конечно, значительно потемнела. Особенно сильно покрылись патиной серпы и молоты. Уральские самоцветы, которыми они инкрустированы, также требуют чистки, но большая часть этих камней — подлинная.

 

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2142
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Корабль на берегу

Северный речной вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Строительство здания вокзала завершили в 1937 году, авторами проекта были архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский. После открытия канала имени Москвы в 1930-е годы речные суда, отправляясь от Северного речного вокзала, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Центральная часть с главным входом и башней выглядит как корпус корабля с каютами, а открытые галереи с фонтанами с северной и южной стороны — как нос и корма. Вереница колонн похожа на огороженную палубу. Шпиль со звездой на башне выглядит как мачта без паруса. Архитектурная композиция строго симметрична.

Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, его длина — 150 метров. Высота шпиля в поднятом положении — 75 метров. К причалу ведет широкая парадная лестница.

Стены вокзала практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, колонн, арок, портиков делают конструкцию здания прозрачной и легкой. На втором этаже установлено 150 столбов, на третьем — 88 колонн и столбов.

На башне вокзала установлен 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. По проекту он должен был выдвигаться из башни во время навигационного периода, а после его окончания — убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз.

По замыслу авторов проекта, здание должно было стать не только транспортным объектом, но и местом отдыха горожан. Поэтому на вокзале открыли ресторан, интерьеры украсили живописными произведениями, вокруг разбили парк, где установили фонтаны и скульптуры.

Причал Северного речного вокзала мог принимать до 24 судов в сутки. В 1960-е годы пассажиропоток с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составлял 1,55 миллиона человек.

С начала 1990-х годов объемы речных перевозок стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году обслужили только около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение перевозок стало основной причиной запустения вокзала. Здание стали использовать как рынок: сдавали площади в аренду под торговые ларьки, в некоторых помещениях размещали камеры хранения.

Здание начало крениться, со временем в нем стало опасно находиться, и в 2009 году его закрыли из-за аварийного состояния. В 2017 году Северный речной вокзал передали в собственность города, после этого и началась подготовка к его реставрации.

Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает восстановление исторической функции здания. Здесь вновь будет не только транспортный объект, но и место отдыха. Кроме того, проведут реконструкцию набережной, причалов, площади у основного здания и прилегающей парковой территории.

В Москве появится не только обновленный причал для водного транспорта, но и уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2972
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Ошибка в Реестре памятников москвы

Необъяснимая нелепость связана с именем главного архитектора здания Речного вокзала. В реестре объектов культурного наследия Москвы в его инициалах допущена ошибка: вместо А. М. Рухлядева там указан А. И. Рухлядев. Для её исправления необходим целый акт государственной историко-культурной экспертизы, разработать который пока никто не взялся. Разумеется, когда журналисты пишут материалы об этом памятнике, они часто копируют информацию из реестра с ошибкой, не проверяя правильность имени.

Кроме того, во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается, в частности, тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи или фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

 

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1069
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Демонтаж, реставрация и воссоздание

Наибольшую сложность при проведении работ вызвали нестабильные основания и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом.

Специалисты намерены воссоздать исторический облик и планировку вокзала. Для этого необходимо демонтировать металлические решетки с юго-восточной стороны фасада и поздние кирпичные стенки, перебрать ступени, площадки и крыльца, восстановить выстилки кровли и площадки главного входа из гранитных плит, а также утраченные декоративные элементы. Кроме того, будут отреставрированы лепной декор, фриз с надписью, выстилки полов, полихромные керамические медальоны, художественный металл (якоря, ограждение ярусов башни), башенные часы (с воссозданием позолоты) и скульптурная композиция шпиля.

Проектом предусмотрено воссоздание полов открытых галерей, а также позолоты, раскрытие первоначальных оконных проемов от поздних закладок. Вернут первоначальный облик и осветительным приборам (фонари-ландыши на вентшахтах, расположенных на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на галереях), и отделке фасадов здания.

Исторический вид возвратят интерьерам вокзала. Так, будут восстановлены каменный, мозаичный и паркетный полы и покрашены стены, отреставрированы лестницы с металлическими художественными ограждениями, лепные декоративные элементы, оселковый мрамор, мозаичный пол и метлахская плитка на лестничных клетках и живописная роспись на потолках. Также отреставрируют и установят новые, сделанные по историческим образцам, столярные заполнения.

Особо ценные интерьерные объекты вокзала — главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Помещения приведут в их первоначальный вид.

Москвичи также смогут увидеть отреставрированные башенные часы XVIII–XIX веков, панно, на которых изображены девять шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.

Непростой станет работа с фарфоровыми медальонами у главного входа — один из них сохранился только на 50 процентов. Реставраторы уверены, что объект удастся восстановить, и медальон сохранит свой облик в течение еще 30–40 лет.

При расчистке пола в зале ресторана специалисты обнаружили шесть слоев паркета. В советское время ремонт делали с приходом каждого нового руководителя.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2303
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

исчезнувший часовой механизм и перекрашенный циферблат

Ещё один вопрос пока остаётся неясным. Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала (или его часть) был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, от него не осталось никаких следов. В процессе реставрации в башне будет установлен новый механизм.

Кирпичная кладка и облицовка башни / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Всего в оформлении вокзала было использовано пять часов. Четыре однотипных циферблата установлены на третьем ярусе башни, пятый циферблат расположен на скате свода в зале ресторана. Последний полностью соответствует эскизам с подписью архитектора из архива канала. Башенные часы несколько отличались от архивных набросков.

Габаритный чертёж капители вестибюля / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Чертёж полотна раздвижных ворот / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Однако в процессе реставрационных работ был расчищен сегмент одного из циферблатов, и оказалось, что рисунок, открытый реставраторами под слоем поздних закрасок, полностью повторяет авторский замысел. Выяснилось, что циферблаты были перекрашены: их диаметр увеличился, вместо золотой краски для минутных делений была использована серебряная, а цифры и стрелки были покрыты серой эмалью. Теперь циферблаты будут расчищены и приобретут первоначальный вид.

 

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1728
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Уникальные детали 1930-х годов — звезда с самоцветами и люстры

Во время реставрации специалисты демонтировали главный декоративный элемент вокзала —звезду, которая 80 лет венчала шпиль здания. Ее снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов.

Звезду сделали в 1935 году на заводе имени Молотова из нержавеющей стали, детали были соединены точечной сваркой. Конструкция облицована гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Для их украшения были использованы уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый самоцвет закреплен в отдельных кастах, покрытых золотом.

Со временем из-за коррозии слой золота деформировался и был частично утрачен. Также была утеряна часть самоцветов. Во время работ эти элементы восстановят по историческим фотографиям и чертежам. Планируется, что звезда вернется на историческое место в 2020 году.

В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой, всего свыше 500 осветительных приборов, находившихся в неудовлетворительном состоянии.

Более чем за 80 лет эксплуатации они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводку необходимо было заменить.

В процессе реставрации люстры и бра очистят от грязи, исправят деформированные металлические детали, устранят трещины и укрепят конструкции. Утраченные элементы будут воссозданы, а разбитые плафоны заменены новыми из стекла, которое было специально заказано на заводе в Пензе. Будут установлены новые электропроводка и патроны, это обеспечит безопасную эксплуатацию осветительных приборов и экономию электрической энергии.

Наиболее сложных работ потребовала большая люстра весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Во время работ специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством, при этом транспортная функция сохранится. Здание будет круглый год доступно для посетителей. Здесь откроются ресторан, кафе и магазины с сувенирами.

Кроме того, вокзал приспособят для маломобильных граждан. Также планируется установить архитектурно-художественную подсветку фасадов исторического здания.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2486
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Сколько раз поднимался шпиль

Все четыре массивных якоря, установленные на третьем ярусе башни, первоначально были бронзированы и сверху покрыты бесцветной эмалью. Однако в скором времени их покрыли чёрной краской, потому что под воздействием погодных условий якоря быстро потемнели, перестали блестеть и стали не видны на фоне светлой стены. После реставрации якоря также останутся чёрными.

Чертёж окна / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Этой весной все фигуры были демонтированы, и по слепкам с них — также из бетона — сделали копии. Подлинники будут экспонироваться в новом музее истории канала, открытие которого пока остаётся в планах, а копии установят на башне.

Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы. Вероятно, это связано с тем, что высокий тонкий шпиль, увенчанный массивной звездой, был не в состоянии противостоять ветрам, сила которых на открытом пространстве Химкинского водохранилища довольно высока.

 

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1644
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Зеленый парк и набережная: благоустройство территории возле вокзала

Набережную и площадь у здания Северного речного вокзала благоустроят в едином стиле. В их оформлении используют натуральные материалы белого, серого и бежевого цветов. Основной темой оформления станет река.

На кровле уличных павильонов и кафе установят элементы корабельных мачт. Летом остекленные фрагменты павильонов будут складываться в гармошку, открывая вид на реку. Кроме того, благодаря этому посетители смогут свободно попасть к воде.

Также планируется установить сиденья в виде гальки, деревянные настилы у водоемов и навесы из закаленного стекла. Места отдыха и торговли защитят специальными навесами от солнца и дождя.

Для детей оборудуют площадку со скалодромом и другими игровыми комплексами.

Парку Северного речного вокзала вернут облик 1930–1950-х годов

На набережной напротив здания Северного речного вокзала появится уменьшенная копия канала имени Москвы — ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые смогут запускать кораблики, открывать и закрывать шлюзы, а также изучать устройство канала.

Вдоль набережной оборудуют велодорожку длиной 1,2 километра, установят скамейки.

В южной части набережной обустроят зону отдыха с тремя бассейнами, кафе на 130 мест и пунктом проката катеров. В павильоне для посетителей будут работать душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец и кассовый блок. У воды оборудуют место спасателя.

Все бассейны будут подогреваться, а над частью детского бассейна установят навес от солнца. Бассейны смогут одновременно посещать до 200 человек.

Через площадь у здания вокзала проложат пешеходный и транспортный маршруты. Для посадки и высадки пассажиров сюда смогут подъехать в том числе такси и автомобили каршеринга. Парковка легковых автомобилей будет доступна в двух карманах вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (около 210 мест).

Кроме того, неподалеку будет создан пересадочный узел для туристических автобусов. Здесь гости столицы смогут пересесть на электрические шаттлы, которые доставят их до причала, что позволит сохранить экологию парка. Также будет организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это поможет отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки.

С Северного речного вокзала планируется организовать регулярные речные пассажирские маршруты перевозок, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами. Также в планах развивать туристические маршруты.

Кроме того, Сергей Собянин напомнил о планах по созданию канатной дороги, которая свяжет соседние районы, разделенные Химкинским водохранилищем.

«С того берега будет проложена канатная дорога, чтобы жители Северного и Южного Тушина могли сюда быстро добираться. Сегодня, чтобы сюда добраться, нужно около часа. Теперь для жителей этих районов будет создана доступная среда для прогулок и для отдыха», — отметил Мэр Москвы.

Отдельным проектом станет комплексное благоустройство парка Северного речного вокзала, которое будет проведено в 2020 году.

«Исторический парк, который является памятником культуры, объектом культурного наследия, тоже будет полностью отреставрирован и приспособлен к современному использованию», — подчеркнул Сергей Собянин.

Парк площадью 24 гектара — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.

Первоначально в парке были установлены 14 скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых сочетался с образом главного здания и был выдержан в характерной эстетике того времени. Сейчас почти все они утрачены. Среди сохранившихся — бюст академика А.Н. Крылова (объект культурного наследия регионального значения). Он расположен рядом со зданием вокзала и повернут лицом к набережной. Бюст изготовили в 1960 году по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева.

Также сохранилась скульптура «Водный путь», которая находится у входа в парк в начале аллеи, ведущей к вокзалу. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Кун и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям парка, держа над головой модель парусника. Севернее здания вокзала установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол.

В 2017 году подготовили концепцию благоустройства парка Северного речного вокзала. Сейчас ведутся разработка и согласование проекта. По замыслу авторов, в парке отдыхать можно будет круглый год, как и планировалось при его создании в советское время.

В процессе благоустройства будут воссозданы исторические фонтаны, а также проведена реставрация ограждения — фигурной чугунной ограды, выполненной по проекту архитектора И.Д. Мельчакова.

В этом году также проводится комплексное благоустройство парка Дружбы площадью более 40 гектаров, который находится напротив парка Северного речного вокзала, на другой стороне Ленинградского шоссе.

После завершения благоустройства парков в районе вокзала будет создано новое качественное общественное пространство — единая зеленая территория площадью около 80 гектаров.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 5258
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Четыре фонтана вместо двух

Самым серьёзным повреждениям в результате длительного небрежения подверглись фонтаны, располагающиеся в южном и северном дворах, образованных галереями. В южном дворе располагался фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева.

До настоящего времени полностью сохранились только каменные элементы фонтанов, требующие серьёзного реставрационного вмешательства. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Птицы не сохранились.

Общий вид, план и схема южного фонтана с фигурами дельфинов / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Южный фонтан довольно хорошо известен по фотографиям 1950–1970-х годов, а в архиве канала были обнаружены его эскизы и чертежи. Другие эскизы и модели были открыты в архивах семьи автора этой композиции, скульптора Ивана Ефимова. С северным фонтаном такого обилия материалов, к сожалению, обнаружить не удалось, и его восстановление пока представляет собой нерешённую задачу.

Кстати, мало кто об этом знает, но на вокзале не два фонтана, а четыре.

Кроме двух больших фонтанов, со стороны Речного фасада на уровне цоколя в полукруглых нишах у торцов здания расположены два небольших фонтана-родничка. Первоначально из протомы в виде головы осетра струйка воды била в гранитную чашу. Место расположения этих фонтанов было выбрано не случайно и должно было ассоциироваться со сквозными отверстиями в бортах для стока воды с палубы, шпигатами. Сейчас фонтанчики не функционируют, но после окончания реставрации должны снова заработать.

 

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1839
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Реставрация объектов культурного наследия в Москве

С 2011 года в столице отреставрировано 1325 объектов культурного наследия. Из них 114 памятников привели в порядок в этом году.

В результате число объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 39 до шести процентов.

В числе знаковых объектов, реставрацию которых завершили в 2018 — начале 2019 года:

— Спасская и Троицкая башни Московского Кремля;

— павильоны «Космос», «Земледелие» и «Колхозный дом культуры» на ВДНХ;

— фонтаны «Золотой колос», «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ;

— главный вход в Парк Горького;

— дом, в котором жила и работала скульптор Вера Мухина (Пречистенский переулок, дом 5а);

— дом Радищева XIX века (Большой Афанасьевский переулок, дом 9);

— чугунный павильон трамвайной остановки XIX века (Красностуденческий проезд, дом 17);

— Старый государев двор (Знаменский монастырь) — палаты бояр Романовых XVI–XVII веков (улица Варварка, дом 10, строение 1);

— особняк Кекушевой (улица Остоженка, дом 21);

— дом, в котором жил И.С. Тургенев в 1850 году (улица Остоженка, дом 37/7, строение 1);

— комплекс Хамовнических казарм начала XIX века — Шефский дом конца XVIII века, архитектор М.Ф. Казаков (Комсомольский проспект, дом 13);

— ансамбль Миусского трамвайного депо (Лесная улица, дом 20, строения 1, 3–6);

— Театральный институт имени Бориса Щукина (Большой Николопесковский переулок, дом 12а, строение 1);

— городская усадьба Лодыженских — Загряжских — Рукавишниковых XVIII–XIX веков (Денежный переулок, дом 3, строение 1);

— доходный дом И.С. Баскакова, в котором в 1919–1933 годах жил и работал ученый-психиатр профессор Московского университета П.Б. Ганнушкин (Хлебный переулок, дом 19);

— башни Донского монастыря.

В 2019 году планируется завершить реставрацию около 200 памятников.

Объекты культурного наследия реставрируют благодаря объединенным усилиям Правительства Москвы, Управления делами Президента России, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Минкультуры России и других федеральных органов власти, а также Русской православной церкви и других религиозных организаций, частных инвесторов и меценатов.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2138
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Возвращение Крыши-террасы

Реконструкция вокзала подразумевает не только возобновление его работы, но и создание на его территории общественных пространств. План особенно интересен в свете того, что изначально архитектор Рухлядев старался приспособить здание к круглогодичному использованию и в целом повысить его функциональность. Он задумывал свой вокзал не только как «транспортное» сооружение, но и как «место для отдыха», рассчитанное на транзитных пассажиров, экскурсантов и спортсменов.

Вариант торцевого фасада / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

«Крыша-терраса», как называл её Алексей Рухлядев, должна была привлекать отдыхающих и связывать здание с «перспективами на окружающий ландшафт». После реставрации смотровые площадки и крыша снова будут доступны.

 

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 841
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

архив в мешках

На протяжении многих десятилетий фонды архива канала были полностью засекречены, поскольку там содержались сведения о непосредственных строителях канала — заключённых Дмитлага.

В первые годы Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Ульяновск. В эвакуации его разделили на две части. Одна состояла из проектной и рабочей документации, вторая — из личных дел узников ГУЛАГа. После войны первая часть более или менее целиком вернулась в Москву.

План первого этажа вокзала с экспликацией помещений, 1937 год / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Судьба второй части доподлинно не известна, и что-то узнать о ней можно только по воспоминаниям очевидцев. Одна из сотрудниц архива, которая вместе с ним находилась в эвакуации, рассказала мне, что перед возвращением в Москву наблюдала за погрузкой документов на пароход. По её словам, мешки с личными делами сотрудники МГБ просто выбрасывали в Волгу. При этом сортировка материалов с рабочей документацией проводилась «на глазок»: мешок с документами вскрывался, и из него вынималось первое попавшееся дело. По его содержанию принималось решение, сохранить остальное содержимое всего мешка или нет. Поэтому в проектной документации есть странные пробелы.

Часть дел заключённых Дмитлага всё же вернулась из эвакуации, но была уничтожена уже в 1990-е при передаче архива в ведение ФГБУ «Канал имени Москвы». Тогда последние мешки с делами сожгли неизвестные.

Значительная часть фонда до недавнего времени так и лежала в мешках. Несколько лет назад сортировкой и систематизацией документов занялась одна из сотрудниц ФГБУ «Канал имени Москвы» в свободное от работы время. Именно благодаря её усилиям были обнаружены архивные материалы.

В фондах по-прежнему остаются неизученные и неопубликованные документы по шлюзам и прочим сооружениям канала. Часть материалов по-прежнему хранится — правильнее сказать, гибнет — в мешках.

 

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1961
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Национальный памятник регионального значения

Северный речной вокзал — уникальный памятник, и его ценность с точки зрения истории и культуры имеет общенациональное значение. Сегодня в реестре объектов культурного наследия он числится как региональный, а не федеральный памятник, и это кажется несправедливым.

Более того, Северный речной вокзал необходимо охранять в составе огромного архитектурно-инженерного ансамбля. Вокзал проектировался и строился как часть канала Москва — Волга. Он расположен на территории двух субъектов федерации и включает в свой состав десятки объектов: шлюзы, гидростанции, мосты, путепроводы, пристани, посёлки, жилые дома и места захоронения истинных строителей канала — заключённых, которых свозили на стройку со всей страны. Практически ничто из перечисленного не имеет охранного статуса. Памятником признан лишь вокзал, и это означает, что прочие части ансамбля могут быть кардинально трансформированы или вовсе уничтожены. В этом случае Речной вокзал, даже тщательно охраняемый сам по себе, потеряет свой контекст, а вместе ним и львиную долю ценности.

Попытки поставить на охрану отдельные узлы или объекты канала успехом не увенчались. Так было и с Карамышевским гидроузлом, и с Домом работников Карамышевского гидроузла, и с пристанью Серебряного Бора. Причины этих отказов остались неясными.

Кажется также чрезвычайно важным в корне пересмотреть концепцию репрезентации всего комплекса канала. Нельзя маскировать историю с помощью нарядных архитектурных форм, нельзя молчать о судьбах жертв репрессий, чьими руками все эти сооружения были выстроены. Этот пласт нематериального наследия, прочно связанный с архитектурными и инженерными сооружениями канала, необходимо сохранить и наглядно представить не только в научных статьях и музеях. Каждый турист, путешествующий по каналу, должен знать историю его возникновения.

Автор благодарит Константина Беляева, главного архитектора проекта реставрации Северного речного вокзала за увлекательный рассказ о процессе реставрационных работ, а также Бориса Кондакова за сведения о попытке включения элементов ансамбля Канала им. Москвы в реестр объектов культурного наследия.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 2149
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 30661
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 13373 (44%)
  2. https://liveinmsk.ru/places/doma/severnyi-rechnoi-vokzal: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1356 (4%)
  3. https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 15932 (52%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий