Северный речной вокзал, канал имени Москвы

Северный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным), ранее Химкинский речной вокзал.

Это главное здание комплекса сооружений канала Москва-Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Здание является выдающимся образцом архитектурного направления «сталинский ампир» и памятником архитектуры регионального значения. Находится на территории Северного административного округа города Москва, по почтовому адресу: Ленинградское шоссе, дом № 51, на берегу Химкинского водохранилища, и окружено большим парком. Высота здания со шпилем 75 метров, длина по фасаду 150 метров, длина шпиля 27 метров.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 623
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Основные характеристики

  • Протяженность сооружения составляет 128 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км расположены водохранилища, а остальная трасса — это созданный канал
  • Ширина на поверхности – 85 метров, по дну – 35 метров
  • Глубина – 5,5 метров
  • Примерно 32 км трассы проходит в выемках, глубина которых достигает более 20 метров, а есть участки, проложенные высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой до 14 метров.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 452
Источник: https://www.locman.net/kim.htm

Демонтаж, реставрация и воссоздание

Наибольшую сложность при проведении работ вызвали нестабильные основания и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом.

Специалисты намерены воссоздать исторический облик и планировку вокзала. Для этого необходимо демонтировать металлические решетки с юго-восточной стороны фасада и поздние кирпичные стенки, перебрать ступени, площадки и крыльца, восстановить выстилки кровли и площадки главного входа из гранитных плит, а также утраченные декоративные элементы. Кроме того, будут отреставрированы лепной декор, фриз с надписью, выстилки полов, полихромные керамические медальоны, художественный металл (якоря, ограждение ярусов башни), башенные часы (с воссозданием позолоты) и скульптурная композиция шпиля.

Проектом предусмотрено воссоздание полов открытых галерей, а также позолоты, раскрытие первоначальных оконных проемов от поздних закладок. Вернут первоначальный облик и осветительным приборам (фонари-ландыши на вентшахтах, расположенных на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на галереях), и отделке фасадов здания.

Исторический вид возвратят интерьерам вокзала. Так, будут восстановлены каменный, мозаичный и паркетный полы и покрашены стены, отреставрированы лестницы с металлическими художественными ограждениями, лепные декоративные элементы, оселковый мрамор, мозаичный пол и метлахская плитка на лестничных клетках и живописная роспись на потолках. Также отреставрируют и установят новые, сделанные по историческим образцам, столярные заполнения.

Особо ценные интерьерные объекты вокзала — главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Помещения приведут в их первоначальный вид.

Москвичи также смогут увидеть отреставрированные башенные часы XVIII–XIX веков, панно, на которых изображены девять шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.

Непростой станет работа с фарфоровыми медальонами у главного входа — один из них сохранился только на 50 процентов. Реставраторы уверены, что объект удастся восстановить, и медальон сохранит свой облик в течение еще 30–40 лет.

При расчистке пола в зале ресторана специалисты обнаружили шесть слоев паркета. В советское время ремонт делали с приходом каждого нового руководителя.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2303
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

История эксплуатации

Работы по реставрации Северного речного вокзала в августе 2019 года

23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения и передал контроль и охрану использования здания на баланс г. Москвы. С уменьшением объёма пассажирских перевозок здание постепенно стало меньше использоваться, из-за чего стало приходить в упадок. К 2005 году недостаток грамотного обслуживания привёл к нарушению гидроизоляции кровли, из всех помещений функционировать продолжал только ресторан. В последний раз шпиль на центральной башне был поднят в 2008 году.

В 2009 году здание перешло в управление ФГУП «Канал имени Москвы» и в 2010-м было закрыто на реконструкцию, которая фактически не начиналась. В 2015 году правительство Москвы передало здание вокзала обратно в собственность города и объявило конкурс на выполнение работ по его реконструкции. Техническое задание реставрационных работ предусматривает воссоздание деталей интерьера и фасада в их изначальном виде согласно архивным документам.

В апреле 2017 года Северный речной вокзал отметил открытие юбилейной 80-й круизной навигации. Однако на май 2017 года здание оставалось в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов. Здание было включено в Красную книгу Архнадзора как находящееся в запустении. В августе 2017 года приказом Департамента культурного наследия города Москвы утверждено охранное обязательство, на общественное обсуждение вынесен Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия. По информации Департамента культурного наследия города Москвы, к реставрации Северного речного вокзала приступит ГУП «Мосгортранс», работы будут проводиться за счёт города. Северный речной вокзал останется в собственности Правительства Москвы. В начале 2017 года путем аукциона была определена компания-подрядчик (ООО «Инженерная геология исторических территорий»), которой предстояло провести научное исследование и разработать проект реставрации на основе архивных материалов.

Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года. К апрелю 2019-го специалисты восстановили большую часть из свыше чем 500 исторических светильников, в июле для реставрации со шпиля здания демонтировали звезду. Окончание реконструкции запланировано на 2020-й, после восстановления исторического облика здание должно быть введено в эксплуатацию как один из объектов транспортной инфраструктуры столицы.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 2708
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Уникальные детали 1930-х годов — звезда с самоцветами и люстры

Во время реставрации специалисты демонтировали главный декоративный элемент вокзала —звезду, которая 80 лет венчала шпиль здания. Ее снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов.

Звезду сделали в 1935 году на заводе имени Молотова из нержавеющей стали, детали были соединены точечной сваркой. Конструкция облицована гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Для их украшения были использованы уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый самоцвет закреплен в отдельных кастах, покрытых золотом.

Со временем из-за коррозии слой золота деформировался и был частично утрачен. Также была утеряна часть самоцветов. Во время работ эти элементы восстановят по историческим фотографиям и чертежам. Планируется, что звезда вернется на историческое место в 2020 году.

В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой, всего свыше 500 осветительных приборов, находившихся в неудовлетворительном состоянии.

Более чем за 80 лет эксплуатации они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводку необходимо было заменить.

В процессе реставрации люстры и бра очистят от грязи, исправят деформированные металлические детали, устранят трещины и укрепят конструкции. Утраченные элементы будут воссозданы, а разбитые плафоны заменены новыми из стекла, которое было специально заказано на заводе в Пензе. Будут установлены новые электропроводка и патроны, это обеспечит безопасную эксплуатацию осветительных приборов и экономию электрической энергии.

Наиболее сложных работ потребовала большая люстра весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Во время работ специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством, при этом транспортная функция сохранится. Здание будет круглый год доступно для посетителей. Здесь откроются ресторан, кафе и магазины с сувенирами.

Кроме того, вокзал приспособят для маломобильных граждан. Также планируется установить архитектурно-художественную подсветку фасадов исторического здания.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2486
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Интерьер и внутренние помещения

Майоликовые медальоны на фасаде центрального портала, 2015 год.

Проект внутренней планировки здания был новаторским для своего времени и предлагал создание многофункционального общественного пространства, в котором приятно было провести время. Техническое задание предполагало загрузку в 430 человек, единовременно находящихся в здании в месяцы активной навигации. Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль (220 м²), зал ожидания (225 м²) в северной части и ресторан — в южной (225 м²). Все эти помещения были двухсветными, с художественной отделкой стен, расписными сводами потолка, мозаичными полами. Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. На момент передачи здания в эксплуатацию в 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, и даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга). Потолок в зоне ресторана украшен кессонами (расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). Зона зала ожидания была выполнена в более спокойных, светлых тонах, также с отделкой под мрамор, потолок зала расписан цветами (художник В. С. Щеглов) и орнаментами. Картуши в стенах содержат эмблемы судоходства и изображения других важных объектов канала Москва-Волга. В вестибюле стояла большая бронзовая фигура «инициатора и вдохновителя строительства канала Москва-Волга» Иосифа Сталина, впоследствии убранная. Также здесь располагался большой электрифицированный макет канала Москва-Волга, который был представлен на выставке в Париже в 1937 году.

Осветительные приборы, электроарматура и прочие элементы интерьера были выполнены по специальному заказы, например люстры вестибюля были изготовлены в форме группы раковин, а светильники в зоне ресторана — в форме соцветий ландыша. Несмотря на положительную оценку здания современниками, встречалась и его критика. Например, существовало мнение, что колонны вестибюля излишне «затесняли» его, а в центральных помещениях явно недоставало естественного освещения. «Неправильная форма стен» общественных зон, по мнению критиков, затрудняла расстановку мебели.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2700
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Описание канала имени Москвы

Канал имени Москвы называли Сталинским зеркальным мостом и начинался он от Волги около Дубны и заканчивался Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте столицы. Протяженность трассы составляет 128 км и ее можно разделить на три основных участка:

  1. Участок в 74 км — длинный Волжский подъем — северный склон, обращенный к Волге. Этот участок начинается от Иваньковского водохранилища, образованного плотиной и дамбой, и шлюза №1 в Дубне. При этом плотина поднимает уровень воды в Волге на 11 метров. Далее на северном склоне расположены еще 5 шлюзов (№2-№6) с насосными станциями, подающими воду вверх:
  • Шлюз №2 – на 6 метров
  • Каждый из шлюзов с №3 по №6 – на 8 метров.

На этом участке канал пересекает Клинско-Дмитровскую гряду и суда как бы въезжают в эту горку. Перепад высот от уровня нижнего бьефа шлюза №2 до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 38 метров.

Посередине первого участка канала между шлюхами №1 и №2 расположен интересный водный перекресток: здесь канал проходит по высокой насыпи, а внизу протекает река Сестра. Совсем рядом, справа по ходу судна, мы видим железнодорожный мост через нее. Река пересекает канал под прямым углом, проходя под насыпью в двух огромных бетонных трубах.

  1. Волжско-Окский водораздел, участок длиной 50 км, включающий водохранилища — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское.

Это самый высокий участок водного пути, он проходит на высоте 162 метра над уровнем Балтийского моря и приблизительно 38 метров над уровнем Московского моря.

Большинство пассажирских судов заканчивает свой путь у Северного речного вокзала на Химкинском водохранилище. Суда, которые следуют дальше спускаются к Москве-реке через два шлюза — № 7 и № 8.

  1. Это самая короткая часть трассы – южный Москворецкий склон, имеющий длину около 8 км и состоящий из двух участков:
  • На первом из них расположены два двухкамерных шлюза N7 и №8, опускающие суда на 36 метров. Между этими шлюзами канал проходит над Волоколамским шоссе, который проходит по тоннелю и увидеть во время круиза это место нельзя
  • Далее — второй участок Москворецкого склона, по которому суда идут к шлюзу №9 в районе Нижних Мневников, где опускаются на 6 метров и далее идут по нешлюзованному участку Москвы-реки, проходящему через весь город до шлюзов №10 и №11 на юго-востоке Москвы, в Перерве. Эти шлюзы опускают суда, следующие в Оку, на 6 метров.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2405
Источник: https://www.locman.net/kim.htm

Сооружения

Во время строительства канала было возведено 240 объектов, в том числе:

  • 11 шлюзов, каждый из которых имеет полезную длину 290 метров, ширину — 30 метров. Шлюз №1 расположен на Волге, семь шлюзов (№2–№8) — на трассе канала, а три (№9-№11) — на Москве-реке
  • 10 плотин, из них три – железобетонных и семь земляных
  • 8 водохранилищ, в том числе Иваньковское и Химкинское, Клязьминское (Пироговское) и Пяловское, Учинское и Пестовское, Икшинское и Яхромское
  • Особенностью канала является то, что он не самотечный, а машинный и подъем воды в его самую высокую часть (водораздельный бьеф) производится с помощью пяти насосных станций, расположенных по одной при каждом шлюзе северного склона канала
  • Гидроэлектростанции: основные – Иваньковская и Сходненская, Карамышевская и Перервинская, Малые ГЭС — Пироговская, Акуловская и Листвянская
  • 8 специальных заградительных ворот, которые используются для перекрытия отдельных участков канала, их осушения, очистки и ремонта
  • Три главные пристани — Большая Волга, Дмитровская и Северный речной вокзал в Химках, а также многочисленные пристани местных линий.

Поскольку канал строился в сталинский период башни шлюзов выполнены в торжественном стиле сталинский ампир, в отличие от Волго-Балтийского канала, который сооружался позже и для экономии средств все его шлюзы выполнены по типовому проекту. Особенно привлекательно оформление шлюзов №3 и №6:

  • Башни шлюза №3 украшены декоративными моделями — каравеллами Колумба «Санта-Мария», выполненными из красной меди по проекту архитектора Владимира Мовчана
  • Башни шлюза №6 оформлены колоннами, а венчают строение фигурные скульптуры, автор проекта — архитектор Георгий Вегман
  • На выходе шлюза №6 установлена скульптура девушки с парусником, работа мастера Юлии Кун. Девушка символизирует Волгу, а корабль —  плывущие по ней суда. Такая же скульптура установлена в парке Северного речного вокзала в столице.

По каналу перевозятся строительные материалы, лес и зерно, нефть и уголь и другой груз, при этом используются суда грузоподъемностью до 5000 тонн.

Следует иметь в виду, что движение судов под парусами по каналу запрещено, яхты должны идти только на моторе.

5 июля 2007 года в административном здании Яхромского района гидросооружений, расположенном в поселке Деденево, открылся музей истории и современности Канала имени Москвы. Экспозиции музея отражают историю объекта за период 1932 – 2007 годы. Материалы посвящены проектированию и строительству, роли канала в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Много рассказывается о людях, которые отдали все свои знания и посвятили свою жизнь служению одному из лучших каналов мира.

Посетить музей можно только по предварительной договоренности, поскольку экскурсовод приезжает из Москвы.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2760
Источник: https://www.locman.net/kim.htm

Речной вокзал в кино

В советское время в здании Речного вокзала нередко проводились киносъёмки. После выхода в прокат музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» в 1938 году здание порта получило широкую известность и стало одним из главных символов «Новой Москвы».

Другие фильмы, в которых появлялось здание вокзала:

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 332
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Награды и премии

Парк Северного Речного вокзала

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 49
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Литература

  • Хигер Р. Я. Архитектура Речных Вокзалов / И. Н. Магидин. — 4. — Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 3—5. — 54 с.
  • Кассиль Л. Путеводитель Москва-Волга / В. И. Дмитриев. — М.: РечИздат, 1940. — С. 63. — 120 с.
  • Ионов Б. В. Архитектура речных вокзалов и павильонов. — М.: Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1951. — С. 44—46, 58.
  • Сушкевич И. Г. Архитектура канала Москва-Волга. — М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. — С. 30—67. — 154 с.
  • Екатерина Лямина, Олег Лекманов, Александр Осповат. Примечания, 4 // История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой. — М.: Новое Издательство, 2012. — 584 с. — ISBN 978-5-98379-166-4.
  • Тарасова А. К., Калькаев А. М., Грачева С. Л., Сартакова М. С. Большая Волга. Путеводитель. — Вокруг Света, 2007. — С. 93. — 264 с. — (Travel). — ISBN 978-5-98652-126-8.
  • Ермаков М. П. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье. Учебное пособие. — Книга по Требованию, 2012. — С. 396. — 1310 с. — ISBN 978-5-458-67649-6.
  • Березинский А. Р. Канал Москва-Волга / Дахнов В. С.. — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 161.
  • Левшенков В. В. Творчество сестер Н. Я. и Е. Я. Данько: к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892—1942) и 70-летию со дня смерти Н. Я. и Елены Яковлевны Данько (1898—1942). — СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 2012. — С. 450. — 500 с. — ISBN 978-5-87685-077-2.
  • Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве «Канала Москва-Волга». — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 162. — 316 с.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга / Магидина И. Н.. — М.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1939. — С. 64. — 73 с.
  • Рассохин О. О. Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов. — Эксмо, 2009. — 544 с. — ISBN 978-5-699-33359-2.
  • Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0.
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2083
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 21039
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.locman.net/kim.htm: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 5617 (27%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 8495 (40%)
  3. https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6927 (33%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий