Здание Северного речного вокзала Москвы: описываем во всех подробностях

В здании вокзала откроются ресторан, кафе и магазины сувениров. Рядом появится благоустроенный парк и набережная для прогулок.

«В следующем году весь этот крупнейший интересный ансамбль заиграет новыми красками и снова будет любимым местом отдыха москвичей», — отметил Сергей Собянин.

Активные работы по обновлению Северного речного вокзала стартовали в этом году. До этого, по словам Мэра Москвы, специалисты провели исследование, изучили архивные документы и подготовили проект научной реставрации.

«Более того, реконструируют причал, который сейчас, собственно, технический. А будет сделана первоклассная набережная мирового уровня. Не только для причала судов, но и для прогулок, активного отдыха москвичей. Чтобы это было и удобно, и красиво», — добавил Сергей Собянин.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 775
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

История строительства

Строительство вокзала началось весной 1933 года, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и продолжалось четыре года и восемь месяцев. Само здание и прилегающие к нему причалы и грузовой порт были построены на сухом месте, до заполнения водохранилища. Химкинский вокзал стал на тот момент двенадцатым речным вокзалом в Москве, однако опыта создания вокзалов такого масштаба у строителей ранее не было. Принцип здания вокзала с центральной башней и шпилем стал образцом при строительстве целого ряда речных вокзалов, появившихся впоследствии, например в Красноярске и Нижнем Новгороде.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 617
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

«Звезда со Спасской башни»: главный миф речного вокзала

Самый растиражированный и совершенно не соответствующий действительности миф Речного вокзала связан со звездой, которая украшает его шпиль. Считается, что в период между 1935 и 1937 годами она венчала Спасскую башню Кремля, а уже после этого была перемещена на шпиль вокзала. Звёзды действительно похожи. Они имеют по два контура, и в обоих случаях от центра к внутреннему контуру расходятся лучи. У инкрустированных камнями серпов и молотов, которыми украшены звёзды, тоже много общего.

Монтаж звезды на шпиле Речного вокзала, 1937 год (увеличить)

Но звёзды существенно различаются в деталях: контуры звезды вокзала имеют прямоугольное сечение, лицевые поверхности контуров покрыты продольными бороздками и соединены друг с другом скрытыми связями. Контуры старой звезды со Спасской башни были гладкими, имели треугольное сечение и были соединены друг с другом перемычками в вершинах. Более того, они были выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного — на заводе № 81 имени Молотова.

Со Спасской башни звезду демонтировали в октябре 1937 года вместе с оригинальными звёздами с остальных башен. Звезду на шпиль Речного вокзала установили весной 1937-го перед торжественным открытием канала, о чём свидетельствуют фотографии этого периода. Кроме того, в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских», а не одна из уже существующих.

Демонтаж звезды Северного речного вокзала в июле 2019 года / Фото автора

Сейчас звезда Речного вокзала демонтирована со шпиля и отправлена на реставрацию в мастерскую компании «Арт-Бронза», которая также принимала участие в реставрации металлических элементов комплекса ВДНХ. За девять десятилетий звезда, конечно, значительно потемнела. Особенно сильно покрылись патиной серпы и молоты. Уральские самоцветы, которыми они инкрустированы, также требуют чистки, но большая часть этих камней — подлинная.

 

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2142
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Немного истории

Своим появлением это уникальное здание, шедевр «сталинского ампира», обязан строительству канала Москва-Волга.

С 1947 года он называется «Канал имени Москвы».

Решение о его строительстве было принято в 1931 году, хотя сама по себе идея соединения рек возникла еще в XVII веке. Планировал подобное и Петр I, мечтавший соединить Москву-реку сначала с рекой Сестрой, а потом и с верховьями Волги. Закончить задуманное Петр I не успел, но почти через сто лет император Николай I начал работы по постройке канала. Вскоре прокладка канала была приостановлена, за 18 лет строительство канала не сильно продвинулось, зато была проложена новая железная дорога между Петербургом и Москвой. Проект был признан нерентабельным.

Сооружение канала было поручено ОГПУ, и в сентябре 1932 года был образован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь – ДмитЛаг. На строительстве канала работали и заключенные, и вольнонаемные рабочие. Всего за время строительства канала, продолжавшегося рекордно мало — четыре года и восемь месяцев, погибло более 22 тысяч заключённых.

Осенью 2010 года было принято решение закрыть Речной вокзал, поэтому уже сейчас здание обнесено сеткой, подойти поближе и рассмотреть некоторые детали не представляется возможным, так же, как и попасть внутрь.

Но все равно мне удалось многое увидеть.

К тому же всегда есть возможность обратиться к помощи интернета и восстановить недостающие детали.

Строительство вокзала было закончено в 1937 году. Проект архитектора Алексея Рухлядева подчеркивал назначение здания — внешне речной вокзал напоминает двухпалубный пассажирский теплоход.



Фото из открытого источника

Мачта этого огромного корабля — башня со шпилем высотой 24 метра.

В основании шпиля установлены четыре скульптуры. Мне удалось идентифицировать только моряка и девушку.

Часы на башне были привезены из Воскресенского собора г. Волоколамска в 1937 году, но изготовлены они около 200 лет назад!

Все детали этих часов выполнены вручную. При правильной эксплуатации их срок годности практически не ограничен. Верой и правдой служил механизм вокзальных «курантов» до 1996. Но сотрудникам вокзала просто надоело вручную заводить часы, и их перевели на работу от электродвигателя, Вместе с часовым механизмом вокзал лишился и звона четырёх колоколов.

Не менее интересна история огромной звезды на шпиле Северного речного вокзала.

18 октября 1935 года с башен Кремля сняли двуглавых орлов. А 24 октября 1935 года, при большом скоплении народа, на Красной площади на Спасскую башню была водружена пятиконечная звезда. 25 октября такие же звезды установили на шпиле Троицкой башни, а 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

Фото из открытых источников

Звезды были сделаны из нержавеющей стали, облицованной золочеными листами красной меди. В центре них находились серп и молот, изготовленные из уральских самоцветов и горного хрусталя.

Вскоре, под воздействием осадков, самоцветы потускнели, к тому же звезды были настолько огромны, что совсем не вписывались в архитектурный ансамбль Кремля.

Было принято решение заменить эти звезды на рубиновые. Одну из «неудачниц» поместили на новое здание Речного вокзала.

Другим повезло гораздо меньше.

Размах лучей звезды — 4,6 м.

В башне есть механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу проектировщиков, осенью, когда на реке заканчивалась навигация, звезду должны были опускать. Но за все время существования Речного вокзала это делали всего пару раз. Например, в 1941 году звезду опустили в целях военной маскировки.

А теперь давайте повнимательнее рассмотрим фасады здания.

Вход в здание Северного речного вокзала украшен майоликами работы Н.Я. Дянько.

Со стороны набережной художник изобразил на майоликах достижения СССР и Москву будущего.

На одном из медальонов, нижнем, во втором слева ряду изображен Дворец Советов, неосуществленный сталинский проект — здание, которое должно было заменить разрушенный Храм Христа Спасителя.

 

На противоположном фасаде, со стороны Ленинградского шоссе и парка — корабли советского флота, торговые, военные, пассажирские суда, ледоколы, гидросамолёты.

С двух боковых сторон вокзала когда-то были полукруглые дворики, в них стояли фонтаны «Север» и «Юг».

Фонтан «Юг», который создал художник И.С. Ефимов, украшали 9 дельфинов, играющих в брызгах воды:

Фото из открытых источников

А вот что осталось от былого великолепия:

А фонтан «Север» изображал скалу с белыми медведями.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Самая «популярная» часть вокзала — знаменитая крыша и фонарики-ландыши, расположенные на ней.

Фото из открытых источников

Зима в этом году в Москве настоящая. Снежная, морозная.

Канал замерз, и его активно используют лыжники и прочие спортсмены.

Ждут своего часа корабли.

Около вокзала установлен памятник выдающемуся ученому и кораблестроителю Алексею Крылову.

Ну, а мы с вами покидаем этот огромный спящий корабль в надежде вернуться сюда и увидеть Северный речной вокзал обновленным и красивым, как и 80 лет назад.

  


Спасибо за историю! мне понравилось. хочу в Москву. никогда не была там.

Замечательный обзор! Спасибо!

Пчел (16/02/2017)

Были лет 8 назад в Москве и жили совсем рядом с этим местом. Здание вокзала очень красивое, так жаль, что за все это время его не отреставрировали…

Замечательно! Мне понравилось.

спасибо! Очень интересно!


Вы вошли как Гость




Актуальные темы форума

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 6865
Источник: https://dom.sibmama.ru/moskva4.htm

В башне Северного речного вокзала есть механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой

История кремлевских звезд

По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать при открытии и закрытии навигации. Но за все время это сделали лишь несколько раз, например, в 1941 году звезду опустили, чтобы она не стала ориентиром для вражеской авиации.

Сейчас здание Северного речного вокзала готовят к реставрации.

Северный речной вокзал на фотографиях разных лет:

А что о Северном речном вокзале знаете вы?

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 528
Источник: https://liveinmsk.ru/places/doma/severnyi-rechnoi-vokzal

Ошибка в Реестре памятников москвы

Необъяснимая нелепость связана с именем главного архитектора здания Речного вокзала. В реестре объектов культурного наследия Москвы в его инициалах допущена ошибка: вместо А. М. Рухлядева там указан А. И. Рухлядев. Для её исправления необходим целый акт государственной историко-культурной экспертизы, разработать который пока никто не взялся. Разумеется, когда журналисты пишут материалы об этом памятнике, они часто копируют информацию из реестра с ошибкой, не проверяя правильность имени.

Кроме того, во многих публикациях в числе авторов проекта Северного речного вокзала упоминается архитектор Владимир Кринский. Вероятно, это связано с тем, что они с Рухлядевым с 1920-х годов регулярно работали вместе, в том числе над проектом Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга. Но здание вокзала Рухлядев проектировал один. Это подтверждается, в частности, тем, что ни на одном из многочисленных чертежей вокзала подписи или фамилии Кринского нет. В то же время подписи Рухлядева стоят на каждом из них, включая наброски и эскизы.

 

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1069
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Интерьер и внутренние помещения

Майоликовые медальоны на фасаде центрального портала, 2015 год.

Проект внутренней планировки здания был новаторским для своего времени и предлагал создание многофункционального общественного пространства, в котором приятно было провести время. Техническое задание предполагало загрузку в 430 человек, единовременно находящихся в здании в месяцы активной навигации. Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль (220 м²), зал ожидания (225 м²) в северной части и ресторан — в южной (225 м²). Все эти помещения были двухсветными, с художественной отделкой стен, расписными сводами потолка, мозаичными полами. Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. На момент передачи здания в эксплуатацию в 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, и даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга). Потолок в зоне ресторана украшен кессонами (расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). Зона зала ожидания была выполнена в более спокойных, светлых тонах, также с отделкой под мрамор, потолок зала расписан цветами (художник В. С. Щеглов) и орнаментами. Картуши в стенах содержат эмблемы судоходства и изображения других важных объектов канала Москва-Волга. В вестибюле стояла большая бронзовая фигура «инициатора и вдохновителя строительства канала Москва-Волга» Иосифа Сталина, впоследствии убранная. Также здесь располагался большой электрифицированный макет канала Москва-Волга, который был представлен на выставке в Париже в 1937 году.

Осветительные приборы, электроарматура и прочие элементы интерьера были выполнены по специальному заказы, например люстры вестибюля были изготовлены в форме группы раковин, а светильники в зоне ресторана — в форме соцветий ландыша. Несмотря на положительную оценку здания современниками, встречалась и его критика. Например, существовало мнение, что колонны вестибюля излишне «затесняли» его, а в центральных помещениях явно недоставало естественного освещения. «Неправильная форма стен» общественных зон, по мнению критиков, затрудняла расстановку мебели.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2700
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

исчезнувший часовой механизм и перекрашенный циферблат

Ещё один вопрос пока остаётся неясным. Существует версия о том, что часовой механизм на башню Речного вокзала (или его часть) был перемещён с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. При исследовании архивных документов эту гипотезу не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. На момент начала реставрационных работ часовой механизм уже отсутствовал, от него не осталось никаких следов. В процессе реставрации в башне будет установлен новый механизм.

Кирпичная кладка и облицовка башни / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Всего в оформлении вокзала было использовано пять часов. Четыре однотипных циферблата установлены на третьем ярусе башни, пятый циферблат расположен на скате свода в зале ресторана. Последний полностью соответствует эскизам с подписью архитектора из архива канала. Башенные часы несколько отличались от архивных набросков.

Габаритный чертёж капители вестибюля / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Чертёж полотна раздвижных ворот / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Однако в процессе реставрационных работ был расчищен сегмент одного из циферблатов, и оказалось, что рисунок, открытый реставраторами под слоем поздних закрасок, полностью повторяет авторский замысел. Выяснилось, что циферблаты были перекрашены: их диаметр увеличился, вместо золотой краски для минутных делений была использована серебряная, а цифры и стрелки были покрыты серой эмалью. Теперь циферблаты будут расчищены и приобретут первоначальный вид.

 

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1728
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

История эксплуатации

Работы по реставрации Северного речного вокзала в августе 2019 года

23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения и передал контроль и охрану использования здания на баланс г. Москвы. С уменьшением объёма пассажирских перевозок здание постепенно стало меньше использоваться, из-за чего стало приходить в упадок. К 2005 году недостаток грамотного обслуживания привёл к нарушению гидроизоляции кровли, из всех помещений функционировать продолжал только ресторан. В последний раз шпиль на центральной башне был поднят в 2008 году.

В 2009 году здание перешло в управление ФГУП «Канал имени Москвы» и в 2010-м было закрыто на реконструкцию, которая фактически не начиналась. В 2015 году правительство Москвы передало здание вокзала обратно в собственность города и объявило конкурс на выполнение работ по его реконструкции. Техническое задание реставрационных работ предусматривает воссоздание деталей интерьера и фасада в их изначальном виде согласно архивным документам.

В апреле 2017 года Северный речной вокзал отметил открытие юбилейной 80-й круизной навигации. Однако на май 2017 года здание оставалось в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов. Здание было включено в Красную книгу Архнадзора как находящееся в запустении. В августе 2017 года приказом Департамента культурного наследия города Москвы утверждено охранное обязательство, на общественное обсуждение вынесен Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия. По информации Департамента культурного наследия города Москвы, к реставрации Северного речного вокзала приступит ГУП «Мосгортранс», работы будут проводиться за счёт города. Северный речной вокзал останется в собственности Правительства Москвы. В начале 2017 года путем аукциона была определена компания-подрядчик (ООО «Инженерная геология исторических территорий»), которой предстояло провести научное исследование и разработать проект реставрации на основе архивных материалов.

Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года. К апрелю 2019-го специалисты восстановили большую часть из свыше чем 500 исторических светильников, в июле для реставрации со шпиля здания демонтировали звезду. Окончание реконструкции запланировано на 2020-й, после восстановления исторического облика здание должно быть введено в эксплуатацию как один из объектов транспортной инфраструктуры столицы.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 2708
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Сколько раз поднимался шпиль

Все четыре массивных якоря, установленные на третьем ярусе башни, первоначально были бронзированы и сверху покрыты бесцветной эмалью. Однако в скором времени их покрыли чёрной краской, потому что под воздействием погодных условий якоря быстро потемнели, перестали блестеть и стали не видны на фоне светлой стены. После реставрации якоря также останутся чёрными.

Чертёж окна / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Этой весной все фигуры были демонтированы, и по слепкам с них — также из бетона — сделали копии. Подлинники будут экспонироваться в новом музее истории канала, открытие которого пока остаётся в планах, а копии установят на башне.

Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако происходило это значительно реже. Достоверно известно о трёх случаях, когда шпиль поднимался над зданием вокзала: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы. Вероятно, это связано с тем, что высокий тонкий шпиль, увенчанный массивной звездой, был не в состоянии противостоять ветрам, сила которых на открытом пространстве Химкинского водохранилища довольно высока.

 

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1644
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Речной вокзал в кино

В советское время в здании Речного вокзала нередко проводились киносъёмки. После выхода в прокат музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» в 1938 году здание порта получило широкую известность и стало одним из главных символов «Новой Москвы».

Другие фильмы, в которых появлялось здание вокзала:

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 332
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Четыре фонтана вместо двух

Самым серьёзным повреждениям в результате длительного небрежения подверглись фонтаны, располагающиеся в южном и северном дворах, образованных галереями. В южном дворе располагался фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева.

До настоящего времени полностью сохранились только каменные элементы фонтанов, требующие серьёзного реставрационного вмешательства. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Птицы не сохранились.

Общий вид, план и схема южного фонтана с фигурами дельфинов / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Южный фонтан довольно хорошо известен по фотографиям 1950–1970-х годов, а в архиве канала были обнаружены его эскизы и чертежи. Другие эскизы и модели были открыты в архивах семьи автора этой композиции, скульптора Ивана Ефимова. С северным фонтаном такого обилия материалов, к сожалению, обнаружить не удалось, и его восстановление пока представляет собой нерешённую задачу.

Кстати, мало кто об этом знает, но на вокзале не два фонтана, а четыре.

Кроме двух больших фонтанов, со стороны Речного фасада на уровне цоколя в полукруглых нишах у торцов здания расположены два небольших фонтана-родничка. Первоначально из протомы в виде головы осетра струйка воды била в гранитную чашу. Место расположения этих фонтанов было выбрано не случайно и должно было ассоциироваться со сквозными отверстиями в бортах для стока воды с палубы, шпигатами. Сейчас фонтанчики не функционируют, но после окончания реставрации должны снова заработать.

 

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1839
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Награды и премии

Парк Северного Речного вокзала

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 49
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Возвращение Крыши-террасы

Реконструкция вокзала подразумевает не только возобновление его работы, но и создание на его территории общественных пространств. План особенно интересен в свете того, что изначально архитектор Рухлядев старался приспособить здание к круглогодичному использованию и в целом повысить его функциональность. Он задумывал свой вокзал не только как «транспортное» сооружение, но и как «место для отдыха», рассчитанное на транзитных пассажиров, экскурсантов и спортсменов.

Вариант торцевого фасада / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

«Крыша-терраса», как называл её Алексей Рухлядев, должна была привлекать отдыхающих и связывать здание с «перспективами на окружающий ландшафт». После реставрации смотровые площадки и крыша снова будут доступны.

 

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 841
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

архив в мешках

На протяжении многих десятилетий фонды архива канала были полностью засекречены, поскольку там содержались сведения о непосредственных строителях канала — заключённых Дмитлага.

В первые годы Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Ульяновск. В эвакуации его разделили на две части. Одна состояла из проектной и рабочей документации, вторая — из личных дел узников ГУЛАГа. После войны первая часть более или менее целиком вернулась в Москву.

План первого этажа вокзала с экспликацией помещений, 1937 год / Материал из Технического архива проектно-технической службы ФГБУ «Канал имени Москвы». Фото автора (увеличить)

Судьба второй части доподлинно не известна, и что-то узнать о ней можно только по воспоминаниям очевидцев. Одна из сотрудниц архива, которая вместе с ним находилась в эвакуации, рассказала мне, что перед возвращением в Москву наблюдала за погрузкой документов на пароход. По её словам, мешки с личными делами сотрудники МГБ просто выбрасывали в Волгу. При этом сортировка материалов с рабочей документацией проводилась «на глазок»: мешок с документами вскрывался, и из него вынималось первое попавшееся дело. По его содержанию принималось решение, сохранить остальное содержимое всего мешка или нет. Поэтому в проектной документации есть странные пробелы.

Часть дел заключённых Дмитлага всё же вернулась из эвакуации, но была уничтожена уже в 1990-е при передаче архива в ведение ФГБУ «Канал имени Москвы». Тогда последние мешки с делами сожгли неизвестные.

Значительная часть фонда до недавнего времени так и лежала в мешках. Несколько лет назад сортировкой и систематизацией документов занялась одна из сотрудниц ФГБУ «Канал имени Москвы» в свободное от работы время. Именно благодаря её усилиям были обнаружены архивные материалы.

В фондах по-прежнему остаются неизученные и неопубликованные документы по шлюзам и прочим сооружениям канала. Часть материалов по-прежнему хранится — правильнее сказать, гибнет — в мешках.

 

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 1961
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Национальный памятник регионального значения

Северный речной вокзал — уникальный памятник, и его ценность с точки зрения истории и культуры имеет общенациональное значение. Сегодня в реестре объектов культурного наследия он числится как региональный, а не федеральный памятник, и это кажется несправедливым.

Более того, Северный речной вокзал необходимо охранять в составе огромного архитектурно-инженерного ансамбля. Вокзал проектировался и строился как часть канала Москва — Волга. Он расположен на территории двух субъектов федерации и включает в свой состав десятки объектов: шлюзы, гидростанции, мосты, путепроводы, пристани, посёлки, жилые дома и места захоронения истинных строителей канала — заключённых, которых свозили на стройку со всей страны. Практически ничто из перечисленного не имеет охранного статуса. Памятником признан лишь вокзал, и это означает, что прочие части ансамбля могут быть кардинально трансформированы или вовсе уничтожены. В этом случае Речной вокзал, даже тщательно охраняемый сам по себе, потеряет свой контекст, а вместе ним и львиную долю ценности.

Попытки поставить на охрану отдельные узлы или объекты канала успехом не увенчались. Так было и с Карамышевским гидроузлом, и с Домом работников Карамышевского гидроузла, и с пристанью Серебряного Бора. Причины этих отказов остались неясными.

Кажется также чрезвычайно важным в корне пересмотреть концепцию репрезентации всего комплекса канала. Нельзя маскировать историю с помощью нарядных архитектурных форм, нельзя молчать о судьбах жертв репрессий, чьими руками все эти сооружения были выстроены. Этот пласт нематериального наследия, прочно связанный с архитектурными и инженерными сооружениями канала, необходимо сохранить и наглядно представить не только в научных статьях и музеях. Каждый турист, путешествующий по каналу, должен знать историю его возникновения.

Автор благодарит Константина Беляева, главного архитектора проекта реставрации Северного речного вокзала за увлекательный рассказ о процессе реставрационных работ, а также Бориса Кондакова за сведения о попытке включения элементов ансамбля Канала им. Москвы в реестр объектов культурного наследия.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 2149
Источник: https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala

Литература

  • Хигер Р. Я. Архитектура Речных Вокзалов / И. Н. Магидин. — 4. — Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 3—5. — 54 с.
  • Кассиль Л. Путеводитель Москва-Волга / В. И. Дмитриев. — М.: РечИздат, 1940. — С. 63. — 120 с.
  • Ионов Б. В. Архитектура речных вокзалов и павильонов. — М.: Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1951. — С. 44—46, 58.
  • Сушкевич И. Г. Архитектура канала Москва-Волга. — М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. — С. 30—67. — 154 с.
  • Екатерина Лямина, Олег Лекманов, Александр Осповат. Примечания, 4 // История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой. — М.: Новое Издательство, 2012. — 584 с. — ISBN 978-5-98379-166-4.
  • Тарасова А. К., Калькаев А. М., Грачева С. Л., Сартакова М. С. Большая Волга. Путеводитель. — Вокруг Света, 2007. — С. 93. — 264 с. — (Travel). — ISBN 978-5-98652-126-8.
  • Ермаков М. П. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье. Учебное пособие. — Книга по Требованию, 2012. — С. 396. — 1310 с. — ISBN 978-5-458-67649-6.
  • Березинский А. Р. Канал Москва-Волга / Дахнов В. С.. — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 161.
  • Левшенков В. В. Творчество сестер Н. Я. и Е. Я. Данько: к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892—1942) и 70-летию со дня смерти Н. Я. и Елены Яковлевны Данько (1898—1942). — СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 2012. — С. 450. — 500 с. — ISBN 978-5-87685-077-2.
  • Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве «Канала Москва-Волга». — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 162. — 316 с.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга / Магидина И. Н.. — М.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1939. — С. 64. — 73 с.
  • Рассохин О. О. Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов. — Эксмо, 2009. — 544 с. — ISBN 978-5-699-33359-2.
  • Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0.
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2083
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB
Кол-во блоков: 24 | Общее кол-во символов: 37785
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 8489 (22%)
  2. https://dom.sibmama.ru/moskva4.htm: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 6865 (18%)
  3. https://liveinmsk.ru/places/doma/severnyi-rechnoi-vokzal: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1356 (4%)
  4. https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 7702 (20%)
  5. https://strelkamag.com/ru/article/mify-i-legendy-severnogo-rechnogo-vokzala: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 13373 (35%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий