Скульптура «Рабочий и Колхозница»

Всемирно известная статуя Рабочий и колхозница в Москве — аллегорический памятник, прославляющий союз пролетариата и колхозного крестьянства, точно передающий дух и динамику эпохи социалистического строительства в СССР. Композиция, созданная в 1937 году для Парижской выставки, стала культовым произведением советского монументального искусства.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 347
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Создание памятника

Памятник создан по концептуальному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана. Пластическое воплощение проекта реализовано трудами известного скульптура Веры Игнатьевны Мухиной. Динамичная композиция, объединяющая мужскую и женскую фигуру с поднятыми в руках орудиями труда — серпом и молотом, возвышается над ступенчатым зданием, служащим пьедесталом.

Павильон достигает в длину 66 м и поднят ввысь на 34 м. Фасад украшает сохранившийся подлинный герб СССР, созданный специально для парижской выставки. Внутри опорного сооружения расположены выставочные залы.

Скульптурная группа высотой в 24,5 м выполнена из нержавеющих листов стали, укрепленных на специальном каркасе методом точечной сварки. Визуально представляется, что фигуры сплетены в единый монолит. На самом деле композиция создана из 5 тыс. деталей. Общий вес грандиозного памятника составляет около 185 т.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 894
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1753
Источник: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/rabochii-i-kolhoznica

Где находится

Монумент возведен на подъездной аллее к Северной входной группе московского экспозиционного центра, раскинувшегося на проспекте Мира. На момент установки памятника здесь располагался Главный вход на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, позднее названной «Выставкой достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

Экспозиционный комплекс в Останкинском районе Москвы входит в число 50 крупнейших мировых выставочных центров. Территориально ВДНХ относится к Северо-Восточному административному столичному округу.

Площадь масштабной выставки заполнена яркими памятниками советской эпохи различного архитектурного и художественного решения. У каждого шедевра есть свой адрес. Памятнику монументального искусства федерального значения Рабочий и колхозница присвоен номер 123 Б по проспекту Мира.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 814
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1377
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2750
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx

Как добраться

Ближайшая к месту расположения выставочного комплекса станция метрополитена носит одноименное название — «ВДНХ». Для того, чтобы увидеть знаменитый памятник, нужно от выхода из метро пройти по проспекту Мира примерно 800 м, минуя главную входную группу выставки. Скульптура открывается взору с левой стороны улицы.

Станция метро Транспорт Время в пути
ВДНХ Пешая прогулка 13 мин.
ВДНХ Автобус 544, 244 до остановки «ул. Бориса Галушкина» 5 мин.
ВДНХ Монорельс – до остановки «Выставочный центр» 7 мин.
Блок: 4/10 | Кол-во символов: 516
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2821
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1911
Источник: https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx

Статуя Рабочий и колхозница сегодня

Реставрация

Реставрационные работы, начатые в 2003 году по решению столичных органов власти, проводились поэтапно в течение 6 лет. Общий объем затрат составил около 3 млрд. руб. На первоначальном этапе скульптуру демонтировали, разобрав на 40 элементов. Детали исследовали методом спектрального анализа и выявили, что десятая часть конструкции подлежит полной замене, остальные элементы можно восстановить.

Реставраторам пришлось заново проводить все расчеты в связи с тем, что документация изначального проекта не сохранилась.

Новые детали изготовили из современных материалов с высокой стойкостью к коррозии. Важным этапом восстановительных работ стал процесс очистки. За 7 десятилетий грязь от выхлопных газов, осадков, птичьего помета образовала на стальных фигурах большие и плотные сталактиты. Для их растворения был использован специально созданный активный токсичный состав.

После чистки все элементы обработали инновационной пастой, повышающей в несколько раз сопротивление материалов воздействию агрессивной внешней среды. Статуя Рабочий и колхозница базируется в новой редакции на тройном, более технологичном каркасе.

Современная опора вдвое тяжелее прежней конструкции, поскольку реставраторы заложили в нее нагрузку на сильные порывы ветра. Скульптурной группе вернули визуальную динамику, установив на самую высокую ступень павильона, копию изначального авторского сооружения.

Споры о правообладании

Изображение знаменитого произведения не раз фигурировало в рекламных компаниях различных предприятий. Сын скульптора, Всеволод Замков, в 1999 году подписал договор с производителем табачной продукции «Ява» и разрешил использовать узнаваемый символ в рекламных целях.

Одновременно одна из столичных юридических компаний от его лица подала иск в суд на несколько предприятий (в том числе, «Мосфильм») за свободное использование изображения скульптуры в качестве товарного знака. Компенсацию по иску предполагалось перечислить на реставрацию памятника.

Суд в рассмотрении дела отказал. Как выяснилось, Вера Игнатьевна подписала официальное разрешение на использование киностудией ее работы, поэтому в претензии наследника не было основания.

Партия «Справедливая Россия» пыталась запретить в судебном порядке КПРФ использовать в агитационных целях символ советской эпохи. Однако суд не усмотрел никакого нарушения закона об авторских правах в действиях Коммунистической партии.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2428
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Музейный центр

Новый опорный павильон построен по современным технологиям. Пространство поделено на 4 яруса. 1-й этаж обустроен помпезно в стиле советской классики: мраморная отделка стен и полов, красивые колонны, массивные двери, ручки из латуни, бронзовые светильники.

Верхние этажи, оформленные в стиле минимализма, отведены под выставочные залы. На фоне лаконичного убранства предметы экспозиции выходят на первый план. В здании хорошо продумана инфраструктура: комфортные лифты, пологий пандус между ярусами, комната матери и ребенка, зона отдыха с комфортными кожаными диванами.

Сразу после реконструкции монумента в здании открылся музей с экспозицией, раскрывающей историю создания советского шедевра в фотографиях, макетах, памятных предметах. В 2017 году стационарную экспозицию расформировали. Сейчас в залах проходят временные выставки, на которых музеи со всей России представляют свои лучшие коллекционные экспонаты.

В рамках просветительской программы ВДНХ в павильоне проводятся бесплатные тематические лекции, семинары, киносеансы и иные образовательные мероприятия. Некоторые мероприятия проходят у подножия гигантов, на крыше павильона, откуда открывается великолепная панорама на московские улицы. Выставочный центр работает с 12.00 до 22.00. Выходной день — понедельник.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1294
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Значение памятника в культуре

Шедевр социалистического реализма — официальная эмблема «Мосфильма». Вера Игнатьевна сделала по договоренности с руководством студии гипсовую копию монумента, которая стала использоваться на заставках. Скульптурное изображение нередко появляется в кинофильмах. Впервые зрители увидели узнаваемый объект в картине «Подкидыш» 1939 года.

Советский символ увековечен на медали «Лауреат ВДНХ СССР», юбилейных монетах 1967 года, пластинках, почтовых марках. Первая советская почтовая марка стандартной серии с изображением гигантов была выпущена в 1938 году. Нарисованная статуя фигурирует на почтовой марке албанского выпуска.

Модели памятника установлены в различных российских городах. Значимость гениального творения, поразившего в свое время даже избалованных эксклюзивными работами парижан, переоценить невозможно. Мощный образ победы, сплоченности, творческого порыва остается постоянным источником вдохновения поэтов, художников, скульпторов, режиссеров.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 988
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Интересные факты

Перечень:

  • В качестве натуры для Рабочего Вера Мухина привлекла двух человек: артиста балета Игоря Басенко и красивого мускулистого парня «пролетарской» внешности строителя Сергея Каснера, участника парада физкультурников. Для женской фигуры позировала телефонистка Анна Богоявленская, на которую скульптор случайно обратила внимание на прогулке в парке.

  • Для установки скульптурной композиции на Парижской выставке из Москвы доставили специальный кран, стойка которого крепилась на тросах. За несколько дней до окончания монтажа и открытия выставки заметили, что один из тросов подпилен. Кран мог рухнуть в любой момент и испортить монумент. Крепеж заменили и в целях безопасности выставили охрану у павильона.
  • В 1998 году для привлечения внимания к плачевному состоянию статуи группа художников провела оригинальную акцию. Они облачили исполинов в рабочую одежду 560 размера, изготовленную по специальному заказу, провели митинг и концертную программу. Необычное мероприятие возымело свое действие, как и письма москвичей с просьбой спасти близкий сердцу каждого россиянина памятник от разрушения, и подтолкнуло власти к принятию решения о реставрации знаменитого культурного объекта.

Скульптурный дуэт Рабочий и колхозница, вписавший триумфальную страницу в историю советского искусства, в отличие от стандартных памятников своего времени стал по-настоящему легендарным произведением.

На него по-прежнему смотрят как на символ возвышенных человеческих принципов, которые культивировались и прививались в Советском Союзе. Статуя с заложенным в ней образом гуманизма, сплоченности, трудового и творческого стремления будет актуальна в любую эпоху и навсегда останется предметом гордости россиян.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1749
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html

Видео о статуе Рабочий и колхозница

Наша марка. Монумент рабочий и колхозница:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 79
Источник: https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 20389
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://touristam.com/statuya-rabochiy-i-kolhoznitsa.html: использовано 9 блоков из 10, кол-во символов 9109 (45%)
  2. https://ProgulkiPoMoskve.ru/pamyatnik_rabochemu_i_kolxoznice_moskva_vdnx: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 8859 (43%)
  3. https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/rabochii-i-kolhoznica: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2421 (12%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий