Северный речной вокзал: рассмотрим тщательно

Северный Речной вокзал является одной из самых крупных стоянок в Москве. Он принимает на своей территории крупные пассажирские и грузовые суда и отличается высокой загруженностью. Причал находится на берегу Химкинского водохранилища.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 237
Источник: https://teplohod.ru/dock/SRV.htm

История строительства

Строительство вокзала началось весной 1933 года, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и продолжалось четыре года и восемь месяцев. Само здание и прилегающие к нему причалы и грузовой порт были построены на сухом месте, до заполнения водохранилища. Химкинский вокзал стал на тот момент двенадцатым речным вокзалом в Москве, однако опыта создания вокзалов такого масштаба у строителей ранее не было. Принцип здания вокзала с центральной башней и шпилем стал образцом при строительстве целого ряда речных вокзалов, появившихся впоследствии, например в Красноярске и Нижнем Новгороде.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 617
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Важно:

Советуем вам прибыть в город, где начинается круиз, как минимум за шесть часов до отправления теплохода в рейс.

Посадка на борт теплохода начинается за 2 часа (на теплоходы «Феликс Дзержинский», «Георгий Жуков», «Юрий Андропов» , «Леонид Соболев» и «Виссарион Белинский» — за 3 часа). До отправления в рейс, за исключением случаев прямого указания времени в графе «Экскурсионная программа» в расписании круиза. Все пассажиры должны находиться на борту судна не менее, чем за один час до отправления. Ответственность за своевременное прибытие на судно полностью ложится на пассажира. При опоздании или неявке пассажира на посадку на теплоход по любым причинам круиз аннулируется и стоимость круиза не возвращается.

Блок: 2/15 | Кол-во символов: 739
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Корабль на берегу

Северный речной вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Строительство здания вокзала завершили в 1937 году, авторами проекта были архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский. После открытия канала имени Москвы в 1930-е годы речные суда, отправляясь от Северного речного вокзала, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Центральная часть с главным входом и башней выглядит как корпус корабля с каютами, а открытые галереи с фонтанами с северной и южной стороны — как нос и корма. Вереница колонн похожа на огороженную палубу. Шпиль со звездой на башне выглядит как мачта без паруса. Архитектурная композиция строго симметрична.

Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, его длина — 150 метров. Высота шпиля в поднятом положении — 75 метров. К причалу ведет широкая парадная лестница.

Стены вокзала практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, колонн, арок, портиков делают конструкцию здания прозрачной и легкой. На втором этаже установлено 150 столбов, на третьем — 88 колонн и столбов.

На башне вокзала установлен 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. По проекту он должен был выдвигаться из башни во время навигационного периода, а после его окончания — убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз.

По замыслу авторов проекта, здание должно было стать не только транспортным объектом, но и местом отдыха горожан. Поэтому на вокзале открыли ресторан, интерьеры украсили живописными произведениями, вокруг разбили парк, где установили фонтаны и скульптуры.

Причал Северного речного вокзала мог принимать до 24 судов в сутки. В 1960-е годы пассажиропоток с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составлял 1,55 миллиона человек.

С начала 1990-х годов объемы речных перевозок стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году обслужили только около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение перевозок стало основной причиной запустения вокзала. Здание стали использовать как рынок: сдавали площади в аренду под торговые ларьки, в некоторых помещениях размещали камеры хранения.

Здание начало крениться, со временем в нем стало опасно находиться, и в 2009 году его закрыли из-за аварийного состояния. В 2017 году Северный речной вокзал передали в собственность города, после этого и началась подготовка к его реставрации.

Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает восстановление исторической функции здания. Здесь вновь будет не только транспортный объект, но и место отдыха. Кроме того, проведут реконструкцию набережной, причалов, площади у основного здания и прилегающей парковой территории.

В Москве появится не только обновленный причал для водного транспорта, но и уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2972
Источник: https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/

Прогулка от Северного речного вокзала

Если отправиться на водную прогулку от Северного речного вокзала, можно за короткое время увидеть много интересных и живописных мест. На трамвайчике, теплоходе, в разные сезоны и время суток — подобная поездка становится захватывающим приключением. Когда река судоходна, она используется не только для практических целей, но и предлагает прекрасный вариант для отдыха. Узнать расписание расписание нашего водного транспорта можно на нашем сайте. В северной части столицы много красивых мест, дышать речным воздухом приятно и полезно для здоровья. Созерцание воды снимает напряжение, которое скапливается в людях в повседневной жизни, а сменяющие друг друга виды радуют глаз.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 713
Источник: https://www.mosflot.ru/location/pier/rechnoy-vokzal

Преимущества причала

  • 1500 метровый причал;
  • расположение рядом с центром столицы;
  • просторная парковая зона в 50 гектаров.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 129
Источник: https://teplohod.ru/dock/SRV.htm

Интерьер и внутренние помещения

Майоликовые медальоны на фасаде центрального портала, 2015 год.

Проект внутренней планировки здания был новаторским для своего времени и предлагал создание многофункционального общественного пространства, в котором приятно было провести время. Техническое задание предполагало загрузку в 430 человек, единовременно находящихся в здании в месяцы активной навигации. Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль (220 м²), зал ожидания (225 м²) в северной части и ресторан — в южной (225 м²). Все эти помещения были двухсветными, с художественной отделкой стен, расписными сводами потолка, мозаичными полами. Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. На момент передачи здания в эксплуатацию в 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, и даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга). Потолок в зоне ресторана украшен кессонами (расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба). Зона зала ожидания была выполнена в более спокойных, светлых тонах, также с отделкой под мрамор, потолок зала расписан цветами (художник В. С. Щеглов) и орнаментами. Картуши в стенах содержат эмблемы судоходства и изображения других важных объектов канала Москва-Волга. В вестибюле стояла большая бронзовая фигура «инициатора и вдохновителя строительства канала Москва-Волга» Иосифа Сталина, впоследствии убранная. Также здесь располагался большой электрифицированный макет канала Москва-Волга, который был представлен на выставке в Париже в 1937 году.

Осветительные приборы, электроарматура и прочие элементы интерьера были выполнены по специальному заказы, например люстры вестибюля были изготовлены в форме группы раковин, а светильники в зоне ресторана — в форме соцветий ландыша. Несмотря на положительную оценку здания современниками, встречалась и его критика. Например, существовало мнение, что колонны вестибюля излишне «затесняли» его, а в центральных помещениях явно недоставало естественного освещения. «Неправильная форма стен» общественных зон, по мнению критиков, затрудняла расстановку мебели.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 2700
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Как добраться от метро до причала «Северный речной вокзал»?

Ближе всего к причалу расположена станция метро «Речной вокзал». От выхода из метро в сторону парка «Дружбы» до здания Северного Речного вокзала всего 10 минут неспешным шагом. Пройдите по ул. Фестивальной  до подземного перехода через Ленинградское шоссе. Перейдите на другую сторону шоссе к зданию вокзала на причал.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 385
Источник: https://teplohod.ru/dock/SRV.htm

История эксплуатации

Работы по реставрации Северного речного вокзала в августе 2019 года

23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения и передал контроль и охрану использования здания на баланс г. Москвы. С уменьшением объёма пассажирских перевозок здание постепенно стало меньше использоваться, из-за чего стало приходить в упадок. К 2005 году недостаток грамотного обслуживания привёл к нарушению гидроизоляции кровли, из всех помещений функционировать продолжал только ресторан. В последний раз шпиль на центральной башне был поднят в 2008 году.

В 2009 году здание перешло в управление ФГУП «Канал имени Москвы» и в 2010-м было закрыто на реконструкцию, которая фактически не начиналась. В 2015 году правительство Москвы передало здание вокзала обратно в собственность города и объявило конкурс на выполнение работ по его реконструкции. Техническое задание реставрационных работ предусматривает воссоздание деталей интерьера и фасада в их изначальном виде согласно архивным документам.

В апреле 2017 года Северный речной вокзал отметил открытие юбилейной 80-й круизной навигации. Однако на май 2017 года здание оставалось в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов. Здание было включено в Красную книгу Архнадзора как находящееся в запустении. В августе 2017 года приказом Департамента культурного наследия города Москвы утверждено охранное обязательство, на общественное обсуждение вынесен Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению (реставрации и приспособлению для современного использования) объекта культурного наследия. По информации Департамента культурного наследия города Москвы, к реставрации Северного речного вокзала приступит ГУП «Мосгортранс», работы будут проводиться за счёт города. Северный речной вокзал останется в собственности Правительства Москвы. В начале 2017 года путем аукциона была определена компания-подрядчик (ООО «Инженерная геология исторических территорий»), которой предстояло провести научное исследование и разработать проект реставрации на основе архивных материалов.

Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года. К апрелю 2019-го специалисты восстановили большую часть из свыше чем 500 исторических светильников, в июле для реставрации со шпиля здания демонтировали звезду. Окончание реконструкции запланировано на 2020-й, после восстановления исторического облика здание должно быть введено в эксплуатацию как один из объектов транспортной инфраструктуры столицы.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 2708
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Как добраться на машине до причала «Северный речной вокзал»?

Адрес причала «Северный речной вокзал» — Ленинградское шоссе 51А, именно его и рекомендуем установить на автонавигаторе в качестве точки прибытия.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 210
Источник: https://teplohod.ru/dock/SRV.htm

Речной вокзал в кино

В советское время в здании Речного вокзала нередко проводились киносъёмки. После выхода в прокат музыкальной комедии Григория Александрова «Волга-Волга» в 1938 году здание порта получило широкую известность и стало одним из главных символов «Новой Москвы».

Другие фильмы, в которых появлялось здание вокзала:

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 332
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Нижний Новгород

 

Причал «Речной Вокзал» — №5, №6

Адрес: пл. Маркина, д. 15А.

На причале отсутствуют туалеты и камеры хранения.

Проезд: с железнодорожного вокзала, маршрутные такси №40, 87 до остановки «Речной вокзал».

Причал «Катер “Герой“» — №14

Адрес: Причал расположен на Нижне-Волжской набережной напротив Чкаловской лестницы у памятника Катер «Герой».

Проезд: с железнодорожного вокзала, маршрутное такси №87 до остановки «Катер “Герой“» (расстояние от остановки до причала — 130 м), маршрутные такси  №40, 87 до остановки «Рождественская» (расстояние от остановки до причала — 900 м).

На причале отсутствуют туалеты и камеры хранения.

Блок: 6/15 | Кол-во символов: 761
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Награды и премии

Парк Северного Речного вокзала

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 49
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Пермь

 

Причал: Речной Вокзал

Адрес: Ул. Орджоникидзе, д. 2 (с ж/д вокзала «Пермь-2» — на любой электричке до вокзала «Пермь-1», напротив которого находится Речной вокзал).

Блок: 7/15 | Кол-во символов: 237
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Самара

 

Причал: Речной Вокзал

Адрес: ул. Максима Горького, д. 82. (маршрутка №259, 247, 205 до Речного вокзала или № 37, 47, 34 до Площади Революции), вниз к причалу.

Блок: 8/15 | Кол-во символов: 206
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Казань


Причал: Речной Вокзал

Адрес: ул. Девятаева д.1.

На причале отсутствуют туалеты, камеры хранения и зал ожидания.

Проезд от ст. метро «Площадь Тукая»: автобусы №1, 6, 53, 54 и троллейбусы №3, 5. Остановка — «Речной порт».

Проезд от железнодорожного вокзала Казань-1 (Казань-Пассажирская): автобус №53 до остановки «Речной порт».

Проезд от железнодорожного вокзала Казань-2 (Восстание-Пассажирская): автобус №6 до остановки «Речной порт».

Блок: 9/15 | Кол-во символов: 558
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Литература

  • Хигер Р. Я. Архитектура Речных Вокзалов / И. Н. Магидин. — 4. — Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 3—5. — 54 с.
  • Кассиль Л. Путеводитель Москва-Волга / В. И. Дмитриев. — М.: РечИздат, 1940. — С. 63. — 120 с.
  • Ионов Б. В. Архитектура речных вокзалов и павильонов. — М.: Государственное Издательство Литературы по Строительству и Архитектуре, 1951. — С. 44—46, 58.
  • Сушкевич И. Г. Архитектура канала Москва-Волга. — М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. — С. 30—67. — 154 с.
  • Екатерина Лямина, Олег Лекманов, Александр Осповат. Примечания, 4 // История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь Мариэтты Омаровны Чудаковой. — М.: Новое Издательство, 2012. — 584 с. — ISBN 978-5-98379-166-4.
  • Тарасова А. К., Калькаев А. М., Грачева С. Л., Сартакова М. С. Большая Волга. Путеводитель. — Вокруг Света, 2007. — С. 93. — 264 с. — (Travel). — ISBN 978-5-98652-126-8.
  • Ермаков М. П. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье. Учебное пособие. — Книга по Требованию, 2012. — С. 396. — 1310 с. — ISBN 978-5-458-67649-6.
  • Березинский А. Р. Канал Москва-Волга / Дахнов В. С.. — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 161.
  • Левшенков В. В. Творчество сестер Н. Я. и Е. Я. Данько: к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892—1942) и 70-летию со дня смерти Н. Я. и Елены Яковлевны Данько (1898—1942). — СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 2012. — С. 450. — 500 с. — ISBN 978-5-87685-077-2.
  • Березинский А. Р. Технический отчёт о строительстве «Канала Москва-Волга». — Л.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1940. — С. 162. — 316 с.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга / Магидина И. Н.. — М.: Государственное Издательство Строительной Литературы, 1939. — С. 64. — 73 с.
  • Рассохин О. О. Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов. — Эксмо, 2009. — 544 с. — ISBN 978-5-699-33359-2.
  • Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0.
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 2083
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Красноярск


Адрес: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1А, причал № 7,8

Блок: 10/15 | Кол-во символов: 101
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Дудинка


Адрес: Пассажирский причал Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель».

Блок: 11/15 | Кол-во символов: 130
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Волгоград


Адрес: ул. Набережная 62-й Армии, д.6.

От железнодорожного вокзала: пройти пешком минут 10-15 до остановки «Комсомольская» и далее на маршрутном такси №100 доехать до речного вокзала.

Блок: 12/15 | Кол-во символов: 275
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Ростов-на-Дону


Адрес: ул. Береговая д.10

От железнодорожного вокзала: на трамвае №1 до остановки «Центральный рынок» – «Буденновский проспект» и пешком до набережной или на маршрутном такси №90 до набережной.

Блок: 13/15 | Кол-во символов: 290
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Саратов


Адрес: ул. Набережная Космонавтов, д. 7 А.

С железнодорожного вокзала: на троллейбусе № 2 или на маршрутном такси № 54, 82.

Блок: 14/15 | Кол-во символов: 212
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/

Ярославль


Адрес: г. Ярославль, Волжская наб., д. 4

Блок: 15/15 | Кол-во символов: 119
Источник: https://vodohod.com/cruises/info/ports/
Кол-во блоков: 35 | Общее кол-во символов: 30906
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB: использовано 6 блоков из 11, кол-во символов 8489 (27%)
  2. https://www.mos.ru/mayor/themes/4299/5861050/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9899 (32%)
  3. https://www.teploxodik.ru/park/prichal-severnyi-rechnoi-vokzal: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2086 (7%)
  4. https://www.mosflot.ru/location/pier/rechnoy-vokzal: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1924 (6%)
  5. https://vodohod.com/cruises/info/ports/: использовано 14 блоков из 15, кол-во символов 7547 (24%)
  6. https://teplohod.ru/dock/SRV.htm: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 961 (3%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий