Павильон №1 «Центральный» на ВДНХ — объясняем детально

Построен к 1954 году по проекту Г. В. Щуко и Е. А. Столярова. На ВСХВ 1939 года Главный павильон располагался на месте площади между фонтанами «Каменный цветок» и «Дружба народов СССР». Высота павильона со шпилем — 90 метров.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 229
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%94%D0%9D%D0%A5

Главный павильон 1939 года

Главный павильон 1939 года. Слева на башне — «Тракторист и колхозница», эмблема выставки

Главный павильон на марке 1939 года.

Монументальное здание Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было построено по проекту академика Щуко и профессора Гельфрейха. От главного входа 1939 на выставку к деревянному павильону вела широкая аллея. У павильона была сооружена пятидесятиметровая башня, на которой установлена эмблема выставки — скульптура «Тракторист и колхозница». Павильон украшали одиннадцать гербов Союзных республик и герб СССР. Перед ним на площади колхозов на фоне знамён были установлены скульптурные фигуры вождей — Ленина и Сталина.

Являясь вводным павильоном выставки, Главный павильон был призван отразить победы страны социализма в области общественного и государственного устройства, хозяйства, культуры, быта. При помощи ярких художественных образов он демонстрировал как большевики превратили старую, убогую царскую деревню в цветущую советскую деревню, каких достижений добилось сельское хозяйство в результате перестройки его на социалистических основах.

В павильоне было пять просторных залов. В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры и фотографии. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, приводимые цифры и тексты пропагандировали советский строй, рассказывая о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1485
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%94%D0%9D%D0%A5

Главный павильон 1954 года

В связи с тем, что старый Главный павильон уже не вписывался в новую расширенную и архитектурно-стилистическую композицию реконструируемой ВСХВ, было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана «Каменный цветок».

Новое здание сооружалось на присоединённой к ВСХВ территории и возводилось как новая архитектурная доминанта ансамбля площади колхозов.

От Главного входа к Главному павильону ведёт аллея 14 чугунных фонтанов. Павильон выдержан в традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Авторами использовался архитектурный принцип работы над Дворцом Советов — пропорции, рассчитанные на восприятие с дальних точек, лаконизм деталей, а также ступенчатость композиции. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золочёным шпилем со звездой.

Скульптура «В. И. Ленин», которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой «И. В. Сталин», стоявшей справа до 1962 года.

Как и на прежнем павильоне, на нём были установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами 16 союзных республик, существовавших на момент 1954 года.

В 1964 году павильону было дано название «Центральный».

Интерьеры павильона

Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Вслед за ним шёл грандиозный зал Сталинской конституции, украшением которого служил огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину формировали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, в сочетании со скульптурами счастливых советских людей работы М. Г. Манизера. Следующий «Зал мира» проводил параллель с залами императорских дворцов. В «Зале науки» были представлены выдающиеся учёные в области сельского хозяйства.

В сентябре 2014 года во время работ в цокольном этаже была найдена картина А. М. Герасимова «II съезд колхозников и ударников». Масштабное полотно, созданное в технике масляной живописи, было перенесено в другое здание для реставрации.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2180
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%94%D0%9D%D0%A5

Галерея

  • На закате

  • Зима 2017 года

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 73
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%94%D0%9D%D0%A5

История создания

Павильон «Центральный», построенный в 1950–1954 гг. — одно из самых главных и наиболее монументальных сооружений Выставки. Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой. Общая высота павильона со шпилем достигает 97 метров. Общая площадь павильона — 9378 кв. м. Его трехъярусная композиция, торжественность и стиль навевают образы памятников русского ампира, более всего перекликаясь с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства.

Ясный строгий облик павильона «Центральный» почти лишен пышного лепного декора. Особенно это проявляется в отделке первого яруса, суровые плоскости стен которого оживлены лепными композициями серпов и молотов с помещенными на архитраве (от греч. archi — «главный» и лат. trabs — «балка») — горизонтальной части антаблемента, лежащей на капителях колонн, — выразительными гирляндами гипсовых фруктов, овощей и медальонов. Этот мастерски примененный прием сопоставления больших оштукатуренных поверхностей стен и уступов с элементами скульптурного декора придал павильону монолитную цельность, которая по нарастающей оживлена вторым и третьим ярусом с устремленным вверх шпилем.

В ходе реконструкции ВСХВ Генеральным планом 1950 г., разработанным под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса, было предусмотрено значительное расширение и перепланировка территории ансамбля выставки и создание парадной центральной оси, значительно преобразившей масштаб Выставки. Пространство центральных площадей, требовавших новую объединяющую вертикаль и больших монументальных архитектурных форм, отвечало новым задачам работы ВСХВ: отобразить успехи послевоенного возрождения советского государства, показать достижения в сельском хозяйстве, в науке и развитии национальных культур народов СССР. Так на расширенной площади Колхозов, достигшей в длину 450 м и общей площади 10,3 га, возник целый ряд новых республиканских и областных павильонов, а Главный павильон, подобно довоенному, построенному в 1939 г., стал своеобразным «вводным залом» в экспозицию Выставки.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2121
Источник: https://old.vdnh.ru/map/3936/

История экспозиций

Экспозиция павильона отображала основные вехи в истории советского государства и успехи в индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Для удобного расположения и осмотра была избрана планировка, представляющая собой центральный зал и связанные с ним восемь выставочных. Все девять залов Главного павильона были отделаны искусственным мрамором, украшены скульптурой и живописью, выполненной выдающимися советскими мастерами искусства: А. М. Герасимовым, А. А. Дейнекой, П. П. Соколовым-Скаля, М. Г. Манизером, Е. В. Вучетичем и др. Особенно впечатляла анфилада залов, посвященных Октябрьской революции, Конституции, борьбе СССР за мир. Их отделка сохранилась почти в первозданном виде.

Зал Октябрьской революции

Первый зал Октябрьской революции украшали два больших монументальных панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» кисти П.П. Соколова-Скаля.

Стенды с декоративными украшениями, картины в позолоченных рамах, красный тон стен и две скульптурные группы «людей Октября»: «Красногвардеец и партизан», «Солдат и матрос» — выражали историческое значение Октябрьской революции в истории СССР. Вплоть до начала 1990-х гг. тематика зала никогда не изменялась.

Далее, проходя через большой портал в виде триумфальной арки, посетители попадали в великолепный зал Советской Конституции высотой 30 м, расположенный под башней павильона. Аналогичный ему Екатерининский зал Сената в Кремле на один метр ниже — 29 м. В центре зала располагались огромные знамена шестнадцати союзных республик. Они сменили установленную до этого скульптурную группу «Ленин и Сталин» работы З. И. Азгура, перенесенную в павильон Белорусской ССР.

Зал имеет круглую форму и перекрыт кессонированным куполом диаметром 25 м, под которым протянулся фриз из знамен и гербов союзных республик (из них не сохранился только герб Карело-Финской ССР, сбитый в связи с изменением статуса республики).

В простенках между арками были установлены восемь скульптурных групп, также «иллюстрирующих» статьи Конституции, исполненные бригадой молодых скульпторов под руководством М. Г. Манизера.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 2220
Источник: https://vdnh.ru/places/pavilon-1-tsentralnyy/

Проект по наследству

После проведенного конкурса, на котором был представлен ряд проектов, исполненных крупнейшими архитекторами своего времени, был выбран вариант Ю.В. Щуко — сына В.А. Щуко (академик архитектуры, совместно с В.Г. Гельфрейхом автор первого Главного павильона 1939 г., Библиотеки им. В.И. Ленина и знаменитого памятника перед Финским вокзалом в Санкт Петербурге «Ленин на броневике») — и Е.А. Столярова.

Особое место в оформлении высотной композиции играют скульптуры, расположенные по четырем сторонам света. Вот как о них писал действительный член РАХ, доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой:

Еще издали, едва открывается вид на Главный павильон, ваше внимание привлекают высоко поднятые над землей скульптурные группы «Рабочего и колхозницы» во втором ярусе павильона. Выразительные силуэты этих кованных из темной меди фигур, с высоко поднятыми руками и бурно развевающимися складками одежды, обогащают несколько суховатую в строгости архитектуру Главного павильона, придавая ей оттенок пафоса, романтического порыва, величавой патетики.

Основным входом в павильон служит полукруглая колоннада, направленная к Главному входу. Фасад обратной стороны, обращенный к площади Дружбы народов, тоже включает портик, трибуну. На фризах обеих колоннад размещены медальоны с гербами 16 советских республик, связанные между собой лепными гирляндами, композиционно объединены скульптурным картушем из знамен с государственным Гербом Союза ССР, выполненным из бетона и покрытым золотой и серебряной смальтой. В связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР, вновь включенную в состав РСФСР 16 июля 1956 года, герб К-Ф ССР на обоих портиках павильона был скрыт слоем штукатурки.

Стены лоджий-галерей обоих входов украшены барельефами на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства», выполненными бригадой скульпторов под руководством П.И. Мотовилова (в составе с П. Мельниковой, В. Акимушкиной, М. Хасминским, Н. Краммом, В. Машковой, Маркеловой, М. Смирновой, Н. Денисенко). Несмотря на некоторую условность образов и их обобщенность, нарочито подчеркнутую крупными объемами форм, ясность сюжета органически сочетается здесь с декоративностью общего впечатления, ритмической гармонией силуэтов, пластичностью формы, органично переплетенной со столь же выразительными архитектурными формами павильона.

Боковые фасады, будучи подчиненными, тем не менее тоже отмечены более плоскими портиками, в которых расположены выходы из экспозиционных залов, а между колоннадами размещены орнаментованные барельефы.

Рельефы на фасаде Главного павильона

Представляют особенный интерес вытяжки воздуховодов, представляющие собой огромные по размерам шишки. В оконных проемах всех трех ярусов установлены литые металлические решетки, как и капители колонн, некогда отливающие золотистым блеском.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 2872
Источник: https://fdo.vdnh.ru/map/3936/

Снаружи павильон «Центральный» не изменился. Но в постсоветское время пострадали его интерьеры

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Еще в 1988–1990 годах в зале «СССР в борьбе за мир» работала выставка «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с доступом в электронные банки данных отраслевых институтов. Там специалисты могли через модем получить аннотации научных статей, монографий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, авторефераты диссертаций, ГОСТы, патенты по интересующей их теме. На смену этой экспозиции пришла выставка «Мир открытий». Там дети в игровой форме изучали физические явления и ставили опыты. Но уже к 1999 году павильон заполонили торговые киоски. Внутри устроили второй этаж, картины и панно демонтировали, а роскошные люстры заменили на люминесцентные лампы.

1 августа 2014 года в анфиладе залов Главного павильона вновь открылась выставка. С нее и началось возрождение ВДНХ.

Павильон №1 «Центральный» на ВДНХ на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Главном павильоне ВДНХ?

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1093
Источник: https://liveinmsk.ru/places/doma/pavilion-centralniy-vdnh
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 12273
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://old.vdnh.ru/map/3936/: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 2121 (17%)
  2. https://fdo.vdnh.ru/map/3936/: использовано 1 блоков из 11, кол-во символов 2872 (23%)
  3. https://vdnh.ru/places/pavilon-1-tsentralnyy/: использовано 1 блоков из 10, кол-во символов 2220 (18%)
  4. https://liveinmsk.ru/places/doma/pavilion-centralniy-vdnh: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1093 (9%)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%94%D0%9D%D0%A5: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 3967 (32%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий