МиГ-23С

Советский МиГ-23 истребитель впервые поднялся в воздух 9 июля 1967 г. Он был основным фронтовым истребителем.

Самолет типа МиГ-23 являет собой многоцелевой истребитель советского производства, по кодировке НАТО имеет обозначение «Бичеватель». Особенностью машины является то, что она может менять стреловидность крыла во время полета. Впервые самолет данного типа произвел первый полет летом 1967 года, за штурвалом был испытатель А.Ф. Федотов.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 445
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

Что вынудило авиаконструкторов выбрать оригинальную компоновку истребителя МиГ-23

В 50-годах ХХ века перед военной авиацией возникла проблема больших скоростей на предпосадочном планировании и посадке. Это требовало значительного увеличения длины взлетно-посадочных полос и строительства соответствующей инфраструктуры. В то время была принята концепция многофункциональных истребителей. Они решали задачи завоевания превосходства в воздухе, перехвата на сверхзвуке во всем диапазоне высот, а также поддержки наземных войск.

Конструкторское бюро имени Микояна и Гуревича (МиГ) учло требования ВВС и в начале 60-х годов приступило к созданию принципиально нового самолета для фронтовой авиации. Его главной особенностью стал профиль крыла с консолью изменяемой стреловидности.

Проект был рассчитан на сверхзвуковые полетные скорости, как в стратосфере (истинная – 2500 км/ч), так и у земли (приборная – 1400 км/ч).

Для этого потребовались длительные научные и проектно-конструкторские исследования, многочисленные продувки моделей самолетов в аэродинамической трубе в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. Цандера (ЦАГИ).

Первый полет истребитель под обозначением Е-8 (изделие 23-01) сделал в апреле 1962 г. Поднял его в воздух летчик-испытатель Мосолов Г.К. Но после катастрофы МиГа в сентябре того же года летные испытания были прекращены. Сложность представляли взаимоисключающие требования к аэродинамике и конструкции истребителя Е-8:

  • большие углы атаки;
  • высокая маневренность в диапазоне скоростей 400-1000 км/ч;
  • повышенная боевая нагрузка до 2-х тонн;
  • минимальная взлетная дистанция и малая посадочная скорость – в пределах 210-230 км/ч.

Первый экземпляр самолета МиГ-23 имел, как и его предшественник, треугольное в плане крыло. После аварии от этой идеи отказались и установили стреловидное крыло, которое в полете могло изменять угол по отношению к продольной оси самолета. Это усложнило конструкцию, но стало решением проблемы высокой нагрузки на плоскости при сверхзвуке, пилотаже и посадке.

Такая особенность конструкции истребителя позволяла летчику изменять конфигурацию в процессе выполнения полета в зависимости от характера задания и боевой необходимости. Поднял в воздух МиГ с новой компоновкой (изделие 23-11) летчик Федотов А.В. в июне 1967 г.

Серийный выпуск перспективной разработки начался в 1969 г.

Производством истребителей МиГ в Советском Союзе занимались на Московском заводе «Знамя Труда». Параллельно шли испытания новых систем самолета:

  • планера;
  • двигателя;
  • вооружения;
  • навигации, самолетовождения;
  • радиоэлектронного и авиационного оборудования.

Серийные модификации истребителя МиГ-23М отличались от опытного образца наличием геометрического уступа на консоли («зуба»), нового прицельного комплекса, другой формы носового обтекателя и киля.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2793
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета

Истребитель выполнен по схеме высокоплан с отрицательным «V» крыла. Консоли отклоняются и фиксируются в трех положениях с углом 16°, 45° и 72°. Они крепятся к центроплану возле фюзеляжа, что дает повышение площади несущей поверхности в отличие от известного советского истребителя Су-17. У последнего, наоборот, центроплан имеет большую площадь, по сравнению с МиГ-23М.

В процессе изменения стреловидности происходит смещение не только центра тяжести самолета, но и перемещение положения точки приложения аэродинамического фокуса. Это ведет к уменьшению продольной устойчивости и увеличению момента на пикирование МиГа. Отклонением дифференциального стабилизатора осуществляется компенсация момента.

На поворотных частях крыла МиГа установлены четырехсекционные предкрылки и трехсекционные закрылки. Они вместе с уменьшением угла стреловидности существенно улучшают взлетно-посадочные свойства самолета.

Фюзеляж истребителя изготовлен по типу полумонокок с разделением на две части по шпангоуту № 28. Радиопрозрачный носовой обтекатель с кабиной пилота, приборным оборудованием входит в герметичный блок. Катапультное кресло класса 0-0 позволяет летчику безопасно покидать самолет. Сверху на остеклении фонаря установлен перископ для обзора задней полусферы. Киль на первых модификациях самолета МиГ оснащен удлиненным фор-килем, который на серии фронтовых МЛД отсутствует.

Для повышения путевой устойчивости 23-его МиГа на больших углах атаки в хвостовой части установлен подфюзеляжный киль.

Он складывается перед взлетом и посадкой истребителя на угол до 95°. Под рулем направления на фюзеляже установлен контейнер для тормозного парашюта, выпускаемого после приземления самолета. Воздушные тормоза МиГа находятся в хвосте фюзеляжа и представляют собой четырхстворчатые конструкции.

Трехстоечное шасси включает:

  • спаренную переднюю стойку;
  • основные колеса;
  • поворотный механизм основных стоек;
  • гидроцилиндры;
  • систему гашения автоколебаний шимми.

Основной двигатель истребителя на модификации МиГ-23М – одноконтурный двухвальный с форсажной камерой сгорания ТРДФ Р-27-300. На усовершенствованных типах устанавливались новые образцы силовой установки Р-29 и Р-35. Воздухозаборники – боковые. Для регулировки скачков уплотнения на сверхзвуковых скоростях задействованы клинья.

Дифференциальный управляемый стабилизатор самолета осуществляет управление по крену и тангажу одновременно. Для поперечного управления используются интерцепторы, выдвигаемые на консоли крыла МиГа; для продольного управления применяется руль направления на киле, отклоняемый с помощью педалей.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2658
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Самолет МиГ-23 выпускался во многих модификациях:

  • фронтовой истребитель (МиГ-23 МЛД)
  •  перехватчик (МиГ-23 П)
  • учебно-боевой (МиГ-23 УБ) и др.

Силовая установка: один турбо активный двигатель с форсажной камерой Р-23-300 тягой 13 000 кг.

Одной из конструктивных особенностей является изменяемая в плане геометрия крыла. Консоль может устанавливаться на углы 16, 45, 72° (по передней кромке).

МиГ-23 фото

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 406
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

Тактико-технические характеристики самолета МиГ-23

  • Размах крыла, м 7,8/14,0

  • Длина самолета, м 16,7

  • Высота, м  5,77

  • Стартовая масса, кг 17 800

  • Максимальная скорость полета на высоте, км/ч  2445

  • Максимальная скорость у земли, км/ч 1350

  • Потолок, м 19 000

  • Дальность без подвесных баков, км 1950

  • Перегоночная дальность с подвесными баками, км 2820

МиГ-23 фото 2

Вооружение: в перегрузочном варианте боевая нагрузка составляет 4500 кг.

Используются сочетания типов оружия:

  • ракеты Р-77, Р-73; управляемые ракеты ближнего боя Р-60;
  • свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг;
  • корректируемые авиабомбы; пушка ГШ-23Л калибром 23 мм.

Военная авиация

Avia.pro

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 668
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

Участие истребителя в боевых действиях

После поступления на вооружение 23-й МиГ стал лучшим многоцелевым истребителем в СССР. Он превосходил западноевропейский самолет «Ягуар», «Торнадо», французский «Мираж 3» или израильский «Кфир».

При горизонтальном и вертикальном маневрировании советский истребитель МиГ имел преимущество перед иностранными машинами аналогичного класса. Особенно это достоинство проявилось при поступлении в полки серии легких самолетов серии МЛ и МЛД. Истребитель способен соперничать с новым, на то время, американским F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный летчик.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и по углу азимута зоны обзора, но имела лучшие данные по углу места в горизонтальной плоскости. Это давало возможность скрывать истинное количество машин в боевом порядке. Но при наличии у противника воздушного командного пункта типа «Хокай» это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ обеспечил высокий экспортный потенциал.

Его продавали по всему миру. Отлично зарекомендовал себя истребитель в боевых действиях в Анголе, Сирии, ирано-иракской войне. На боевом счету 23-го МиГа даже американский фрегат «Старк», получивший в борт ракету в период нападения на Ирак западной коалиции. Но это был последний удачный эпизод с участием самолета, поскольку была проиграна радиоэлектронная борьба.

Американцы и союзники благодаря мощной поддержке спутниковых и корабельных систем подавили все наземные пункты управления Ирака, что сделало самолеты «слепыми». С 2014 года МиГ-23М воюет в составе сирийской армии против боевиков ИГИЛ. Боевые возможности устаревшего самолета до сих остаются на высоком уровне для выполнения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и складам оружия.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1826
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Галерея изображений

  • Макеты МиГ-23К и Су-25К на палубе большого крейсера проекта 1153 (модель)

  • Палубный истребитель МиГ-23А, проектный вид (рисунок)

  • Палубный истребитель МиГ-23А, проектный вид (рисунок)

  • Общий вид истребителя МиГ-23А «Молния» (1972 год)

  • Вид сбоку истребителя МиГ-23К «Вихрь» (1977 год)

  • Опытный самолёт МиГ-27ЛЛ взлетает с трамплина наземного комплекса «Нитка»

  • Томозной гак на экспериментальном МиГ-27ЛЛ, внизу виден зацеплённый гаком трос

  • Схема взлётного и посадочного курса МиГ-23К при полётах с палубы крейсера проекта 1153

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 578
Источник: https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D0%93-23%D0%9A

Видео

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 8
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 9382
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 7285 (78%)
  2. http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1519 (16%)
  3. https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D0%93-23%D0%9A: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 578 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий