МиГ-23 Фронтовой: многоцелевой

Советский МиГ-23 истребитель впервые поднялся в воздух 9 июля 1967 г. Он был основным фронтовым истребителем.

Самолет типа МиГ-23 являет собой многоцелевой истребитель советского производства, по кодировке НАТО имеет обозначение «Бичеватель». Особенностью машины является то, что она может менять стреловидность крыла во время полета. Впервые самолет данного типа произвел первый полет летом 1967 года, за штурвалом был испытатель А.Ф. Федотов.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 445
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

Что вынудило авиаконструкторов выбрать оригинальную компоновку истребителя МиГ-23

В 50-годах ХХ века перед военной авиацией возникла проблема больших скоростей на предпосадочном планировании и посадке. Это требовало значительного увеличения длины взлетно-посадочных полос и строительства соответствующей инфраструктуры. В то время была принята концепция многофункциональных истребителей. Они решали задачи завоевания превосходства в воздухе, перехвата на сверхзвуке во всем диапазоне высот, а также поддержки наземных войск.

Конструкторское бюро имени Микояна и Гуревича (МиГ) учло требования ВВС и в начале 60-х годов приступило к созданию принципиально нового самолета для фронтовой авиации. Его главной особенностью стал профиль крыла с консолью изменяемой стреловидности.

Проект был рассчитан на сверхзвуковые полетные скорости, как в стратосфере (истинная – 2500 км/ч), так и у земли (приборная – 1400 км/ч).

Для этого потребовались длительные научные и проектно-конструкторские исследования, многочисленные продувки моделей самолетов в аэродинамической трубе в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. Цандера (ЦАГИ).

Первый полет истребитель под обозначением Е-8 (изделие 23-01) сделал в апреле 1962 г. Поднял его в воздух летчик-испытатель Мосолов Г.К. Но после катастрофы МиГа в сентябре того же года летные испытания были прекращены. Сложность представляли взаимоисключающие требования к аэродинамике и конструкции истребителя Е-8:

  • большие углы атаки;
  • высокая маневренность в диапазоне скоростей 400-1000 км/ч;
  • повышенная боевая нагрузка до 2-х тонн;
  • минимальная взлетная дистанция и малая посадочная скорость – в пределах 210-230 км/ч.

Первый экземпляр самолета МиГ-23 имел, как и его предшественник, треугольное в плане крыло. После аварии от этой идеи отказались и установили стреловидное крыло, которое в полете могло изменять угол по отношению к продольной оси самолета. Это усложнило конструкцию, но стало решением проблемы высокой нагрузки на плоскости при сверхзвуке, пилотаже и посадке.

Такая особенность конструкции истребителя позволяла летчику изменять конфигурацию в процессе выполнения полета в зависимости от характера задания и боевой необходимости. Поднял в воздух МиГ с новой компоновкой (изделие 23-11) летчик Федотов А.В. в июне 1967 г.

Серийный выпуск перспективной разработки начался в 1969 г.

Производством истребителей МиГ в Советском Союзе занимались на Московском заводе «Знамя Труда». Параллельно шли испытания новых систем самолета:

  • планера;
  • двигателя;
  • вооружения;
  • навигации, самолетовождения;
  • радиоэлектронного и авиационного оборудования.

Серийные модификации истребителя МиГ-23М отличались от опытного образца наличием геометрического уступа на консоли («зуба»), нового прицельного комплекса, другой формы носового обтекателя и киля.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2793
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Особенности конструкции МиГ-23

Данный самолет спроектирован как высокоплан с усовершенствованной аэродинамикой корпуса и крыла. Крылья аппарата имели стреловидную форму и могли производить поворот на нужный угол. В зависимости от задачи полета и нужного маневра пилот самостоятельно мог изменить геометрию крыла. За счет поворотов крыло могло быть стреловидным или же прямым, потому что часть крыла могла убираться в средину корпуса машины.

Конструкция крыла была представлена двумя неподвижными частями и двумя консолями, которые были подвижными. Подвижные части крыльев были изготовлены из стальных штамповок, которые были сварены между собою, и являли собой кессонную конструкцию. Для данного самолета были разработаны три вида крыльев разной конструкции, которые можно было менять.

Корпус аппарата имел полумонококовую схему и был разделен разъемом на две части: носовую и хвостовую. В носовом отсеке было расположено бортовое оборудование, а также кабина пилота, которая имела герметическую конструкцию. Кабина летчика имела фонарь с хорошим обзором. Кроме того, пилот имел возможность производить задний обзор за счет прибора ТС-27АМШ. В хвостовом отделе машины была установлена система воздушных тормозов, которые состояли из четырех частей.

Силовая установка самолета МиГ-23 была представлена форсажным двигателем турбореактивного типа, он обозначался как Р-35-300. Он производил тягу в 13 тысяч килограммов. Данный двигатель был спроектирован конструктором Хачатуровым в бюро «Союз». С помощью данной силовой установки самолет мог развивать скорость в 2,5 тысяч км/час, но это на большой высоте. Кроме того, большая тяга позволила самолету набирать высоту со скоростью в 12 900 м/мин. При использовании дополнительных подвесных баков самолет мог пролететь до 2360 километров.

Воздухозаборник был расположен сбоку аппарата и был регулируемым с помощью створок и клиньев, которые были подвижными. Особенностью защиты двигателя было то, что она могла выдерживать прямое попадание управляемых ракет класса ЗРК.

МиГ-23 видео

Шасси самолета МиГ-23 состоит из трех стоек. Особенностью является передняя стойка, которая оснащена двумя колесами и имеет усиленную систему амортизации. Задние опоры были изготовлены более длинными, а именно они были выше на 17,5 сантиметров. Они оснащены одним колесом, на котором была установлена тормозная система дискового типа. Все колеса были бескамерного типа.

Как говорилось ранее, данный проект закрыт с 85 года, за все время было изготовлено 4278 машин данного класса. Нужно отметить, что на балансе ВВС РФ и сегодня находятся данные МиГи. Данная машина широко применялась разными странами в военных конфликтах практически во всех уголках земного шара.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2699
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

Самолет МиГ-23 выпускался во многих модификациях:

  • фронтовой истребитель (МиГ-23 МЛД)
  •  перехватчик (МиГ-23 П)
  • учебно-боевой (МиГ-23 УБ) и др.

Силовая установка: один турбо активный двигатель с форсажной камерой Р-23-300 тягой 13 000 кг.

Одной из конструктивных особенностей является изменяемая в плане геометрия крыла. Консоль может устанавливаться на углы 16, 45, 72° (по передней кромке).

МиГ-23 фото

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 406
Источник: http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23

ТТХ и летные данные самолета

Конструктивные особенности, связанные с установкой сложной системы поворота консолей, наложили свои ограничения на летные возможности. В полной мере не удалось добиться заданных условий по тяге, оружию и электронному обеспечению самолета. Устаревшая аэродинамическая компоновка планера, первые пробы использования цифровых технологий в прицельном оборудовании, например, система единой индикации (СЕИ) на фоне лобового стекла, не позволили вырваться истребителю в явные лидеры для завоевания поля боя.

В 1986 году после аварии самолета при выполнении сложного пилотажа временно запретили выполнять эти упражнения в соответствии с Курсом боевой подготовки истребительной авиации. Тем не менее, самолет прожил долгую жизнь, пока на смену ему не пришли истребители 4-го поколения – МиГ-29 и Су-27.

Тактико-технические данные представлены в таблице. Она показывает габариты самолетов, что важно в определении значения ЭПР, энергетических возможностей при горизонтальном и вертикальном маневрировании. Но сама по себе маневренность для боевого истребителя недостаточна. Без качественного вооружения он не сможет выполнить боевую задачу.

Технические харатеристики МиГ-23 F-4 Е «Фантом» Мираж F1
Страна-разработчик Советский Союз США Франция
Профиль Тактический истребитель Тактический истребитель Тактический истребитель
Год выхода на испытания 1967 1961 1966
Количество членов экипажа 1 2 1
Двигательная установка 1х Р-35-300 на 100% оборотах 8550 кгс (на форсаже: 13000 кгс) 2 х General Electric

2-79,4кН (8000 кгс) нафорсаже

1× ТРДФ SNECMA Atar 9K-50

Бесфорсажная тяга: 1 × 49,03 кН (5000 кгс)

Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс)

Максимальная скорость, км/ч 2500 на высоте, 1400 у земли 2370 на высоте

1350 у земли

2335 на высоте,

1470 у земли

Статический потолок, км 17,7 19 20
Дальность полета, км 1650 (2350 с ПТБ) 2380 3300
Масса, т 10,5 12, 7 7,4
Максимальная масса на взлете, т 20

(15,6 — нормальная взлетная масса)

20,2 16,2
Размах крыльев, м 13,9 (при стреловидности 16°) 11,7 8,4
Длина , м 16,7 19,2 15,2
Высота, м 5 5 4,5
Площадь крыла, м2 37,3 (при стреловидности 16°) 49, 2 25
Варианты боекомплекта 1× 23 мм пушка ГШ-23Л

2× Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-23Л/Т (Р-24Р/Т)

2-4× Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-13М (2-6х Р-60)

2× УР класса «воздух-земля» Х-23М

4× УБ-16× неуправляемые средства поражения С-5

до 2000 кг бомбовой нагрузки

1 × 20 мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан

4 управляемые ракеты средней дальности AIM-7

2х30 мм пушки ДЕФА

Управляемые ракеты:

ракеты «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или АМ.39 или AS.30L у экспортных самолётов)

управляемые ракеты «воздух-воздух»:

2 × Super R 530 и

2 × R550

Маневренные свойства истребителей описывают три перегрузки – располагаемая, предельная по тяге, и продольная располагаемая. При сравнении с F-4Е по скорости разворота на вираже МиГ-23М совсем немного уступает на малых высотах, но превосходит на больших. Разница буквально в десятых долях градуса за секунду. Все зависит от конкретной ситуации, т.е. остатка топлива.

При пространственном маневрировании со средней ny близкой к предельной по тяге, МиГ постепенно накапливает превосходство в энергии. На малых высотах 23-й МиГ уступает истребителям Ф-15 и 16 по располагаемой нормальной перегрузке, что выражается в увеличение времени выполнения форсированного виража и его радиуса.

Достойным соперникам МиГа стал французский самолет Мираж.

Это чистый истребитель с нехарактерной для фирмы ДАСО классической компоновкой. Летные данные самолетов практически совпадают. Торнадо, как и 23-й МиГ имеет стреловидное крыло, но его функция заключается в поддержке наземных войск на Европейском ТВД. В маневренности он уступает советскому и французскому истребителям.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3756
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Участие истребителя в боевых действиях

После поступления на вооружение 23-й МиГ стал лучшим многоцелевым истребителем в СССР. Он превосходил западноевропейский самолет «Ягуар», «Торнадо», французский «Мираж 3» или израильский «Кфир».

При горизонтальном и вертикальном маневрировании советский истребитель МиГ имел преимущество перед иностранными машинами аналогичного класса. Особенно это достоинство проявилось при поступлении в полки серии легких самолетов серии МЛ и МЛД. Истребитель способен соперничать с новым, на то время, американским F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный летчик.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и по углу азимута зоны обзора, но имела лучшие данные по углу места в горизонтальной плоскости. Это давало возможность скрывать истинное количество машин в боевом порядке. Но при наличии у противника воздушного командного пункта типа «Хокай» это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ обеспечил высокий экспортный потенциал.

Его продавали по всему миру. Отлично зарекомендовал себя истребитель в боевых действиях в Анголе, Сирии, ирано-иракской войне. На боевом счету 23-го МиГа даже американский фрегат «Старк», получивший в борт ракету в период нападения на Ирак западной коалиции. Но это был последний удачный эпизод с участием самолета, поскольку была проиграна радиоэлектронная борьба.

Американцы и союзники благодаря мощной поддержке спутниковых и корабельных систем подавили все наземные пункты управления Ирака, что сделало самолеты «слепыми». С 2014 года МиГ-23М воюет в составе сирийской армии против боевиков ИГИЛ. Боевые возможности устаревшего самолета до сих остаются на высоком уровне для выполнения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и складам оружия.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1826
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Преимущества и недостатки истребителя

Самолет МиГ-23 обладает следующими положительными качествами:

  1. Возможность выполнения длительного полета на крейсерской скорости при выборе оптимального угла стреловидности крыла;
  2. Хорошие взлетно-посадочные характеристики;
  3. Истребитель может летать с довольно внушительной полезной нагрузкой;
  4. Самолет способен применять многие виды оружия как по воздушным, так и по наземным целям;
  5. МиГ-23 быстро разгоняется, опережая некоторые истребители четвертого поколения.

Недостатков у МиГ-23 очень много. Часть из них, впрочем, была устранена уже в ходе эксплуатации.

Вот лишь некоторые из минусов:

  1. Плохой обзор из кабины пилота;
  2. Затрудненный вывод из штопора (на ранних модификациях);
  3. Недостаточно хорошая маневренность (кроме модификаций МЛ и МЛД);
  4. Невысокие характеристики бортовой РЛС и ракет «воздух-воздух». Справедливости ради нужно сказать, что по этому критерию самолет сравнивают обычно с истребителями четвертого поколения, что едва ли правильно;
  5. Сложность наземного обслуживания и ремонта.

Возможно, со временем МиГ-23 удалось бы улучшить, однако, после распада СССР все работы в этом направлении были свёрнуты. Основным фронтовым истребителем стал МиГ-29.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1197
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-23/

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Проблема разработки истребителя МиГ связана с падением авторитета боевых самолетов на фоне эйфории развития ракетной техники в начале 60-х годов в СССР. На его базе отработали многие перспективные технологии изделий 4-го поколения.

За время своего существования было выпущено до двух десятков модификаций МиГ-23.

На базе этого типа конструкторы дали путевку в небо истребителю-бомбардировщику МиГ-27. У него изменилась конфигурация носового обтекателя для лучшего обзора наземных целей. Самолет серии МЛ поступал на экспорт.

Для советских ВВС поставлялся 23-й МиГ серии МЛД. Описание особенностей истребителя:

  • усиленный планер;
  • система постановки активных помех;
  • усовершенствованное авиационное оборудование.
    • Всего было изготовлено 66 самолетов этой модификации. Часть МиГов серии МЛ была переделана под МЛД. Прицельная система позволяла обнаруживать цели на фоне земли. Количество одновременно сопровождаемых целей типа истребитель составляло 6 единиц. На центроплане установили контейнеры для отстрела тепловых ловушек для противодействия ПЗРК при полете на малой высоте. На защиту неба Родина истребитель МиГ-23 стал уверенно и надолго.

      После распада Советского Союза техническое сопровождение самолета во многих странах прекратилось. Например, Египет продал до десятка МиГов США, где они поступили в состав специальной эскадрильи истребителей «Красные орлы». Её летчики летали на советской технике с целью изучения тактических и технических свойств, определения инфракрасной и радиоэлектронной сигнатур МиГ.

      Проводились воздушные бои с американскими аналогами. Но отсутствие технической документации и запасных частей не позволило в полной мере облетать имеющиеся самолеты. Последней страной, кто производил 23-е МиГи, был Китай. Общее количество выпущенных боевых машин составило 3630 единиц и 769 «спарок».

      Самый лучший самолет советского авиапрома 60-х годов оказался заложником недальновидной политики руководства страны.

      Основное боевое применение МиГа пришлось на события, в которых принимали активное участие американские самолеты 4-го поколения Ф-15 и Ф-16.

      Решающим фактором поражений МиГа стала недостаточная подготовка арабских, африканских пилотСамый лучший самолет советского авиапрома 60-х годов оказался заложником недальновидной политики руководства страны.ов, которым пришлось воевать с высококвалифицированными летчиками из США или Израиля. Но если в машине оказывался советский инструктор, то дело могло в корне измениться. Большинство воздушных побед на МиГах одерживали советские летчики.

      Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2584
      Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

      Видео

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 8
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/

Модификации истребителя

МиГ-23БН – истребитель-бомбардировщик, на базе которого впоследствии был создан МиГ-27

Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:

  1. «23-11». Предсерийная модификация, состоявшая из десяти истребителей. Один из них предназначался для проведения статических наземных испытаний, остальные были опытными самолетами;
  2. МиГ-23С. Первая модификация, строившаяся серийно. Оснащалась упрощенным бортовым оборудованием, поскольку «штатное» еще не было готово;
  3. МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускавшиеся с 1971 года, получили теплопеленгаторы ТП-23, радиолокационные станции «Сапфир-23Л», а затем и прицел АСП-23Л;
  4. МиГ-23М. Первая модификация, вооруженная ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оснащен отклоняемым носком крыла. Кроме того, выросла мощность силовой установки;
  5. МиГ-23МС. Эта модификация была предназначена для поставки на экспорт. От МиГ-23М отличается упрощенным оборудованием. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлен радар от самолета МиГ-21;
  6. МиГ-23МФ. Еще один «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, незначительно отличаясь в худшую сторону по характеристикам бортового оборудования;
  7. МиГ-23МЛ. Облегченный вариант истребителя. Выпускался с 1974 года. Чтобы снизить массу, удалён один из фюзеляжных баков. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — Р35Ф-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, теплопеленгатора и прицела;
  8. МиГ-23П. Представляет собой перехватчик, заменивший в частях ПВО устаревший Су-9;
  9. МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Строился такой самолет с 1984 года. Аэродинамическая схема усовершенствована, повысилась маневренность. В очередной раз улучшены характеристики работы бортового оборудования, особенно радиолокационной станции. Самолет оснастили устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной головкой самонаведения;
  10. МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальные самолеты для испытаний станций, создающих активные помехи для радаров;
  11. МиГ-23Б. Истребитель-бомбардировщик. Изготовлена небольшая серия (24 самолета) в 1971году. Машина комплектовалась прицельно-навигационным комплексом «Сокол-23С». У этой модификации нет радиолокационной станции;
  12. МиГ-23БН. Крупносерийный истребитель-бомбардировщик. Производился с 1973 по 1985 год. Дальнейшее развитие этого варианта машины привело к созданию самолета МиГ-27.

Учебно-боевой вариант МиГ-23. Оснащен дополнительной кабиной для инструктора

Кроме того, на базе МиГ-23 создавались летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружения, предназначенных для истребителей четвертого поколения.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2650
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-23/

Применение в военных действиях

Самолеты МиГ-23 в больших количествах поставлялись за рубеж, что привело к их широкому применению в различных вооруженных конфликтах. Наибольшую известность получили эпизоды столкновений этих истребителей с американскими F-15 и F-16, находившимися на вооружении израильских ВВС. В большинстве случаев МиГи такие бои проигрывали, что объясняется как техническим превосходством истребителей четвёртого поколения, так и откровенно провальной тактикой, применявшейся командованием «арабской» авиации.

Некоторые МиГ-23 первых модификаций были захвачены противником и переданы в США, где в ходе учений Red Flag выяснилось, что они во многих случаях способны выигрывать поединки с американскими самолетами. Довольно удачно истребители МиГ-23МЛ применялись кубинскими пилотами во время войны в Анголе.

Использование различных модификаций МиГ-23 в качестве ударного самолета практически во всех случаях было очень эффективным. В частности, во время войны между Ливией и Чадом в 1983 году именно эти истребители-бомбардировщики обеспечили успех ливийского наступления, нанеся тяжелейшие потери наземным войскам противника.

МиГ-23 сирийских ВВС. Эти самолеты применяются и сейчас

СССР использовал МиГ-23 в Афганистане, в основном для нанесения ударов по наземным целям. Произошло также несколько стычек «с переменным успехом» с пакистанскими истребителями F-4 и F-16. Оценивать результаты этих воздушных боев сложно. Достаточно сказать, что один из F-16 предположительно подорвался на бомбах, сброшенных с советского самолета – случай довольно нелепый.

Сегодня МиГ-23 активно применяется в ходе гражданской войны в Сирии, атакуя наземные цели мятежников.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1674
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-23/
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 20972
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 10967 (52%)
  2. http://avia.pro/blog/istrebitel-mig-23: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3550 (17%)
  3. https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-23/: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 6455 (31%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий