МиГ-21 Ф-13 (видео)

Острая конкуренция, существующая между государствами в сфере военных технологий, приводит к быстрому устареванию боевых машин. Поэтому срок содержания на вооружении военных самолетов довольно небольшой.

В первую очередь эта проблема относится к истребителям, призванным противостоять новейшим моделям противника. Но везде есть свои исключения. Самолет МиГ-21, гениальное достижение советских конструкторов, более четверти века поставлялся в авиационный парк СССР и других стан.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 478
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/

МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, НАТО: Fishbed)

Советский многоцелевой истребитель, созданный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Производился серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Использовался во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было произведено 11 496 МиГ-21. Чехословацкая копия МиГ-21 выпускалась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 производилась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная модификация F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было произведено около 2500 J-7/F-7

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 856
Источник: https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/

МиГ-21, описание конструкции

Летательный аппарат является одноместным среднепланом, оснащенным одним двигателем. Построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет низкорасположенное треугольное крыло (стреловидность 57° по передней кромке), цельноповоротное горизонтальное оперение (киль и руль поворота) с высокой стреловидностью.

Крылья оснащены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости авиамашины на больших углах атаки. Крыло составляют 2 консоли с одним лонжероном. В консолях – по 2 топливных бака.

Всего топливная система в зависимости от версии машины включала 12–13 баков.

Тип фюзеляжа: полумонокок, т. е. часть нагрузок несет фюзеляж, другая часть нагрузок распределяется на силовые элементы каркаса – стрингеры и шпангоуты. Конструкция цельнометаллическая из алюминиевых и магниевых сплавов.

Форма сечения – эллиптическая. Двигатель, отделенный стальной противопожарной перегородкой, в хвостовой части. Воздухозаборник (механическое устройство, куда поступает воздух для охлаждения двигателя и оборудования) размещен в носовой части летательного аппарата.

Подвижное конусовидное устройство с антенной радиоприцела поместили в воздухозаборник, помимо размещения антенны конус регулировал направление и силу потока воздуха направляемого в двигатель.

При дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях полета – до М=1,5, конус находился внутри воздухозаборного устройства. От М=1,5 до М=1,9 занимал среднюю позицию. При достижении показателей свыше 1,9 Маха конус выдвигался вперед. Воздушный канал раздваивался, окружая кабину с пилотом, а потом вновь соединялся.

С боков фюзеляжа в носовой части истребителя для предотвращения помпажа оборудованы противопомпажные створки. Радиоэлектронную аппаратуру поместили впереди кабины, под ней секция стойки шасси. Шасси трехстоечное с носовой опорой.

Основные опоры – в нишу крыла и фюзеляж. Тормозная система – пневматическая. Хвостовая часть летательного аппарата оснащена отсеком с тормозным парашютом.

Фонарь кабины летчика имеет каплевидную форму с небольшим гаргротом за ним.

Состоит из неподвижного козырька и откидной части фонаря, при катапультировании пиропатроны срывают петли откидной части, а массивный заголовок кресла выбивает её наружу.

Кабина герметичная. Воздух попадает в нее через компрессор, который сжимает его, повышая плотность кислорода до приемлемых для дыхания показателей. Терморегулирующее устройство поддерживает заданный температурный режим.

Гермокабина была оснащена жидкостной антиобледенительной системой, для омывания стеклянной поверхности. Броня на машине была внушительной: лобовое бронестекло, передняя и задняя бронеплиты из стали для прикрытия летчика. Кресло пилота оснащено системой катапультирования – КМ-1М.

Совершенствовались версии ЛА, параллельно велись работы над силовыми установками – турбореактивными двигателями. МиГ-21Ф, МиГ-21П, МиГ-21У были оснащены форсажным двигателем Р-11Ф-300 (первое название АМ-11), который существенно улучшил показатели машин.

Благодаря системе управления двигателем ПУРТ-1Ф, регулировать работу двигателя можно было всего лишь одним рычагом.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 3127
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/

Разработка

МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем третьего поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счёт применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч.

На первой модификации (МиГ-21Ф), как и на МиГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».

МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в схватке с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё далеки от совершенства, советскому истребителю было довольно легко совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.

Исход таких сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не канули в лету.

В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты — это очень мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это делалось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.

Дальнейшим развитием самолёта МиГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в конечном счёте на тонну увеличило снаряженный вес самолёта. Модификация с двигателем Р-25-300, поступившая на вооружение в 1972 году, имела обозначение МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16A (принятым на вооружение в 1979 году), довольно сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике.

В 1977 году с появлением МиГ-29 самолёт окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оборудовано мощной БРЛС«Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2457
Источник: https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/

Вооружение

Курсовое вооружение

По сравнению с ранними моделями состав вооружения МиГ-21Ф-13 изменился, но не стал менее смертоносным. Так, МиГ-21Ф-13 оснащён всего одной 30-мм пушкой с боезапасом на 60 выстрелов. Радует баллистика и скорострельность, они кардинально отличаются от знакомого вооружения Миг-15/17. Точные и быстрые, не оставляют ни единого шанса врагу. Даже после попадания одного снаряда, противник если не развалится на части, то не сможет продолжать полноценный бой. Стрелять надо точно, как снайпер, одиночными выстрелами. Редко когда придется стрелять длинной очередью, разве что в лобовых, но лучше их всячески избегать.

Подвесное вооружение

Есть в арсенале МиГ-21Ф-13 и вспомогательное вооружение, которое позволит вам атаковать наземные цели: самолёт может быть оснащён либо двумя ракетными блоками, несущими по 16 57-мм ракет, либо двумя неуправляемыми бомбами весом в 250 и 500 кг, либо двумя неуправляемыми снарядами С-24.

Ракеты Р-3С основным вооружением назвать сложно, но при погоне, ракета заставит маневрировать убегающего врага и даже если «воздух-воздух» пролетит мимо, противник потеряет скорость и подставится под пушки. 

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1159
Источник: https://wiki.warthunder.ru/%D0%9C%D0%B8%D0%93-21%D0%A4-13

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972) – последняя серийная версия. Эта машина четвертого поколения признана самой совершенной из всех 21-х МиГов. Оснащались фото- и радиоэлектронными приборами в разведывательных целях.

  • Размах крыла – 7,5 м;
  • Габариты, Д×В – 14,10×4,71 м;
  • Масса машины – 5460 кг;
  • Масса нормальная взлетная – 8726 кг;
  • Масса топливная – 2390 кг;
  • Двигатель реактивного самолета МиГ-21бис – турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной до 7100 кгс силой тяги и высотным ЧР (1 шт.);
  • Тяга нефорсированная – 1×69,60 кН;
  • форсированная – 1×97,10 кН;
  • Max скорость на высоте – 2175 км/ч;
  • Max скорость у земли – 1300 км/ч;
  • Дальность с подвесными топливными баками – 1470 км;
  • Max скороподъемность – 13500 м/мин;
  • Max высота реального применения – 17800 м;
  • Max экспл. перегрузка – 8,5;
  • Количество пилотов – 1 человек.

Техническое оснащение:

  • Радиолокационный прицел «Сапфир-21»;
  • Оптический прицел АСП-ПФД-21;
  • Система автоматич. упр-я СВУ-23ЕСН;
  • Навигационно-посадочная система РСБСН-5С.

Оружие:

  • Двуствольная 23-миллиметровая пушка ГШ-23Л, б/к – 200 патронов;
  • Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

Изготовлено 2013 машин этой последней модификации.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1277
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/

Интересные факты

-МиГ-21 состоял на вооружении и применялся в ВВС более чем 65 стран. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».


-15 августа 1966 года Mig-21 ВВС Ирака был угнан в Израиль иракским лётчиком, который был завербован израильской разведкой Моссад.

-7 мая 1971 года пилот Валерий Рубаненко ценой своей жизни увёл горящий Миг-21 от города Чёрмоз (Пермский край)

-Известен один МиГ-21, который находится в частном владении. Самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч купил этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил целых три года, чтобы привести самолёт в годное для полётов состояние. Этот МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина длительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт. Мериленд в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

-МиГ-21 являлся неофициальным символом старейшего в России Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Самолёт-памятник находился перед входом в училище в Волгограде и у КПП Пермского военного авиационно-технического училища имени Ленинского Комсомола в Перми.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1296
Источник: https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/

Тактико-технические характеристики МиГ-21бис

Технические характеристики

-Масса пустого: 5 460 кг

-Нормальная взлетная масса: 8 726 кг

-Максимальная взлётная масса: 10 100 кг

-Масса топлива: 2750

-Двигатель: ТРДДФ Р-25-300

-Тяга максимальная без форсажа: 4 100 кгс

-Тяга на форсаже: 6 850 кгс

-Тяга на чрезвычайном форсаже: 7 100 кгс

Лётные характеристики

-Максимальная скорость на высоте: 2230 км/ч

-Максимальная скорость у земли: 1300 км/ч

-Крейсерская скорость: 1000 км/ч

-Дальность полёта:

-без ПТБ: 1225 км

-с ПТБ: 1470 км

-Практический потолок: 19 000 м

-Скороподъёмность: 235 м/с

-Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8,5 g

Вооружение Миг 21

-Пушечное: 23-мм встроенная пушка ГШ-23Л (боезапас — 200 снарядов)

-Точки подвески: 5

-Масса подвесных элементов: 1300 кг

-Управляемые ракеты:

-«воздух-воздух: » Р-3, Р-60, Р-60М

-«воздух-поверхность»: Х-66, Х-31А

-НАР: калибром 57 и 240 мм

-Свободнопадающие бомбы: различных типов и весом до 1000 кг

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1000
Источник: https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/

Характеристики Миг-21 общие для всех модификаций

-Количество двигателей: 1

-Экипаж: 1 человек (кроме двухместных учебных модификаций)

-Длина: 14,10 метров

-Высота: 4,71 метров

-Размах крыла: 7,15 метров

-Площадь крыла: 22,95 кв.м.

Характеристика чехословацкого S-106 (Миг 21Ф-13) Aero S-106:

-Экипаж: 1 человек

-Длина: 15,76 м

-Размах крыла: 7,154 м

-Высота: 4,1 м

-Площадь крыла: 23,0 кв.м.

-Масса пустого: 4871 кг

-Нормальная взлётная масса: 7100 кг

-Силовая установка: 1 х Туманский Р11Ф-300

-Максимальная скорость: 2125 км/ч

-Дальность: 1580 км

-Практический потолок: 19000 м

-Вооружение: 1х30 мм НР-30 пушка, 2х 500 кг бомб, 2х УР K-13

Тип Многоцелевой истребитель
Максимальная скорость 2125 км/ч
Практический потолок 19 км
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 756
Источник: https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась для Су-7БКЛ.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1240
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предшествующих версий в лучшую сторону. Боевая оснастка была увеличена по весу и арсеналу. На подвеске, например, можно было разместить до 10 стокиллограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицелу обстреливать противника было возможно даже при перегрузках.

МиГ-21бис, будучи истребителем, давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с уничтожением наземных целей. Даже сейчас находятся на вооружение в ряде стран легендарные самолеты МиГ-21– вот характеристика, говорящая лучше всех остальных.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 611
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/

Видео

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 6
Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 14263
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-21/: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 6739 (47%)
  2. https://wiki.warthunder.ru/%D0%9C%D0%B8%D0%93-21%D0%A4-13: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 1159 (8%)
  3. https://wartools.ru/vvs-russia/mig-21-fishbed/: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 6365 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий