Лобное место на карте Москвы

Ло́бное ме́сто — памятник средневекового русского зодчества, расположенный в Москве на Красной площади. Созданное, предположительно, в XVI веке, до 1917 года использовался при совершении крестных ходов в дни православных праздников, а также для публичного оглашения царских указов. Выражение «лобное место» часто используется в значении «эшафот»:

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 348
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE

Этимология

Шествие на осляти. Голландская гравюра XVII века

Изначально термин «Лобное место» появился в русском переводе Евангелия от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“». Это определение использовалось при описании Храма Гроба Господня в памятнике паломнической литературы XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

Согласно мнению современных исследователей, идея возведения Лобного места в Москве принадлежала митрополиту Макарию. Концепция предполагала возведение на Красной площади комплекса, центром которого был Покровский собор, символизировавший Небесный Иерусалим. Это предположение подтверждается тем фактом, что в XVII веке храм иногда называли Иерусалимским, а Спасские ворота — Иерусалимскими.

Точная дата строительства Лобного места неизвестна. В летописях оно впервые упоминается в 1549 году, когда молодой царь Иван IV воспользовался площадкой для публичного обращения к выборным Земского собора, при этом формально царь свою речь адресовал митрополиту Макарию.

Впоследствии Лобное место использовалось во время христианского обряда Шествие на осляти, которое проходило в праздник Входа Господня в Иерусалим. В записках иностранцев существуют многочисленные описания церемонии. Станислав Немоевский, приехавший в столицу в 1606 году, пишет об этом как об устоявшейся традиции: «в ночь на Вербное воскресенье великий князь пешком, по обязанности, ведет коня под митрополитом , и отсюда уже тот благословляет народ».

Церемония до упразднения по решению Собора 1678 года считалась крупным событием столичной жизни. Причём посещать торжество в обязательном порядке должны были представители дипломатических миссий. Символом монаршей милости считалась передача посланникам праздничных блюд с царского стола. Примечательно, что в 1661 году вынужденными свидетелями церемонии стали польские аристократы, попавшие в плен в ходе Тринадцатилетней войны, и пребывавшие в московской тюрьме. Хотя царь не одарил пленников угощениями, он через Артамона Матвеева справился об их здоровье.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2076
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE

Лобное место

Субъект федерации: Россия и СССР.

Координаты места. Широта: 55.753   Долгота: 37.622

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 113
Источник: http://www.etomesto.ru/tut595/

История Лобного места

Лобное место в Москве появилось, по предположениям историков, в XVI веке. По самой распространенной версии, идею об организации Лобного места предложил государю митрополит Макарий. Лобное место, по замыслу, должно было стать частью комплекса, символизирующего Небесный Иерусалим: центром комплекса был Покровский собор, в него также входили Спасские ворота.

Впервые объект упоминается в 1549 году. Летопись гласит о том, что с Лобного места царь Иван IV (еще не получивший свое грозное прозвище) обратился к Земскому собранию. В течение следующих веков место использовалось по религиозному назначению — во время крестных ходов в даты православных праздников. Также здесь публично зачитывались указы высшей власти. Иностранных путешественников особенно поражало зрелище во время праздника Входа Господня в Иерусалим. Обряд назвался «Шествие на осляти»: царь шел пешком и вел коня, на котором восседал митрополит. Данная церемония проводилась вплоть до 1648 года. Торжественная церемония неоднократно изображалась заморскими гостями. Например, сохранились голландские гравюры «Шествие на осляти».

В Смутное время религиозное назначение каменного помоста на Красной площади сменилось на политическое. Здесь собирали своих сторонников различные партии. С этого же места к народу зачитывалось обращение Лжедмитрия I. А чуть позднее сам ложный наследник выступил перед толпой и далее направился в Кремль. Во время бунта тела сподвижников фальшивого царевича сбрасывались на Лобное место. Также в Смутное время с Лобного места вещал Василий Шуйский, а позднее два крестных хода, которые возглавляли освободители Руси Минин и Пожарский, воссоединились на Лобном месте. В последний раз для получения одобрения московского народа, каменный постамент использовался при выборе Михаила Романова новым царем.

Казни на Лобном месте

Красная площадь и Лобное место на ней в последствие были связаны со Стрелецким бунтом и мятежом раскольников. Страшную расправу можно увидеть на картине «Утро Стрелецкой казни» Василия Сурикова. Появлялись городские слухи о том, что Степана Разина жестоко умертвили именно здесь, хотя, на самом деле, это произошло на Болотной площади.

В период правления Петра I Лобное место на Красной площади Москвы все чаще становилось местом, на котором осуществлялись показательные умерщвления предателей государства. В 1697 году здесь был установлен деревянный стол со спицами, на которые были нанизаны головы казненных заговорщиков. После бунта 1698 года часть из нескольких сотен приговоренных мятежников была показательно убита на Красной площади. По историческим документам, эшафот был установлен в южной части площади, но многие очевидцы все равно называли местом казни Лобное место.

После потери Москвой статуса столичного города, история Лобного места на Красной площади не прекратилась. Место перестало был площадкой для публичной казни, но до 1917 года здесь проводились православные празднования. Современный вид Лобное место приобрело в ходе реставрации 1786 года.

Советский период

С 1918 года на главной площади страны стали проводиться митинги и праздничные парады. С Лобного места выступал Владимир Ильич Ленин. До 1940 года в дни важных праздников госзначения на Лобном месте монтировали скульптурную композицию под названием «Интернациональная солидарность».

Во время Парада Победы в год окончания войны на Красной площади, на постаменте Лобного места был возведен фонтан со скульптурами рабочего и колхозницы. Вокруг фонтана для украшения были расставлены вазы с цветами.

В августе 1968 года на Лобном месте проходила митинговая акция против военного вмешательства Организации Варшавского договора в дела Чехословакии. Мирные протесты проводились и в наше время, последний — в 2013 году.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3740
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/11838

«Шествие на осляти»

«Шествие на осляти»

До 1678 года в двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим на Красной площади совершался обряд «Шествие на осляти».

В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим верхом на ослёнке, когда народ встречал Христа, как царя, держа в руках пальмовые ветви.

 С Лобного места патриарх раздавал освященные вербы царю и его приближённым. К подножию Лобного места подводили белого коня, изображающего осла, патриарх садился на него с Евангелием и Крестом, а царь вёл коня.

В давние времена Лобное место выполняло роль «нулевого километра», от него отсчитывались на карте все расстояния. В настоящее время отметка «нулевого километра» находится перед Иверской часовней, расположенной перед Воскресенскими воротами при входе на Красную площадь.

Впервые мы можем прочитать о Лобном месте в летописях от 1549 года. В это время в Москве проходил Земский собор- съезд представителей всех общественных сословий. В «Степенной книге» говорится, что одним из вопросов, обсуждавшихся на Земском соборе было лихоимство бояр, которые собирали с народа неконтролируемые подати и совершенно разорили страну. Вы спросите: причём здесь Земский собор и Лобное место? Да ведь именно с него двадцатилетний царь Иван IV (Грозный) произнёс убедительную речь, примирившую бояр и налогоплательщиков.

На Лобном месте боярин Василий Шуйский объявил о смерти царевича Димитрия- младшего сына Ивана Грозного.

После свержения самозванца Лжедмитрия 17 мая 1606 года около Лобного места на поругание толпе было брошено его тело. 

Избранный после Лжедмитрия царём, Василий Шуйский приказал привезти из Углича и выставить на Лобном месте мощи царевича Димитрия для всенародного поклонения. Главное целью Шуйского было пресечь возможные попытки самозванцев претендовать на царский престол.

На Лобном месте,  Василий Шуйский  всенародно был лишён царского звания (правил с 1606 по 1610 годы). 

Здесь же в 1613 году народ единодушно избрал в цари юного Михаила Романова.

После окончания Смутного времени установился такой обычай: после того, как наследнику царского престола исполнялось 16 лет, раз в год царь с Лобного места показывал народу своего наследника во избежание подмены его самозванцем, чтобы люди знали своего будущего царя.

Лобное место в 18 веке

В 1743 году государыня Елизавета Петровна отменила в России смертную казнь. Однако возле Лобного места сооружали «позорные эшафоты», где  проводились гражданские казни, на которых осуждённых подвергали всенародному осуждению.

Так в 1768 году у позорного столба была выставлена помещица Дарья Салтыкова, насмерть замучившая 139 своих крепостных. На груди у «Салтычихи» висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». Затем она была отправлена на вечное поселение в Ивановский монастырь на Солянке, где она содержалась в подвале. сохранившемся до настоящего времени.

Лобное место в 19-20 веках

После оставления Наполеоном сожжённой Москвы в 1812 году на Лобном месте архиепископ Августи отслужил водосвятный молебен, произнёс молитву на освящение осквернённой войсками Наполеона Москвы и окропил её святой водой на все стороны света.

В августе 1914 года с Лобного места был зачитан императорский манифест об объявлении войны Германии.

Большевики только единожды использовали Лобное место в целях агитации: 1 мая 1919 года здесь был установлен гипсовый памятник Степану Разину, как представителю мятежного крестьянства. 

Сейчас Лобное место утратило своё былое назначение и является только исторической реликвией. Однако, камни его многое помнят и могут рассказать, если прислушаться.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3591
Источник: https://nehleb.ru/lobnoe-mesto/

Как добраться до Лобного места на Красной площади в Москве

Лобное место у Кремля является транспортно доступной точкой. Прибыв на Красную площадь, сложно пройти мимо этого древнего каменного постамента. Удобнее всего добираться на метро — в окрестностях площади есть 3 станции метро (пеший путь от них не займет более 7–10 минут):

  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия, 600 метров)
  • «Театральная» (Замоскворецкая линия, 800 метров)
  • «Охотный ряд» (Сокольническая линия, 600 метров)

Ближайшие остановки наземного транспорта находятся со стороны Кремлевской набережной и парка «Зарядье»:

Со стороны улицы Моховая (на пересечении с Тверской) находится остановка «Метро Охотный ряд», путь от которой займет около 10–12 минут. До остановки можно добраться на автобусах № м1, м10, н1, 101, 904.

Такси до Красной площади и Лобного места можно заказать через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Лобное место на видео

Oleg

Это место — загадка. До сих пор никто точно не знает его назначение в прошлом

Александр

Многие проходят и не замечают, а зря

Смотреть отзывы на

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1288
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/11838

Другие интересные места Москвы

135 туристов было здесь

Московский Кремль — исторический, культурный и религиозно значимый комплекс в центре Москвы, древняя…

134 туристa были здесь

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы. Сюда стекаются гости города со всех концов столицы. Прежде всего…

93 туристa были здесь

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и …

70 туристов было здесь

Царь-пушка в Москве — знаменитый памятник артиллерии и литейного дела, одна из главных достопримечательностей…

69 туристов было здесь

Царь-колокол в Московском Кремле — один из выдающихся памятников литейного искусства XVIII века. Находится…

68 туристов было здесь

67 туристов было здесь

Мавзолей В. И. Ленина является одной из главных достопримечательностей и имеет особое историческое значения для страны. В…

57 туристов было здесь

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного…

56 туристов было здесь

Останкинская телебашня — главная теле- и радиовещательная башня страны, располагается у телецентра «…

33 туристa были здесь

Крымская набережная протянулась вдоль правого берега Москвы-реки. Начинается она от Крымского моста и продолжает…

33 туристa были здесь

Усадьба Кусково — уникальный памятник XVIII века в Москве, сочетающий в себе ансамбль зданий и …

28 туристов было здесь

Измайловский Кремль — это культурно-развлекательный комплекс в древнерусском фольклорном стиле. Он стал одной из самых…

26 туристов было здесь

Московский планетарий — один из самых крупных в России и Европе. Находится он возле Садового…

24 туристa были здесь

Московский цирк на Цветном бульваре появился в 1880 году, став одним из первых в России стационарных…

20 туристов было здесь

17 туристов было здесь

Усадьба Измайлово, также известная как Измайловский остров или Городок имени Баумана, — бывшая царская усадьба династии…

16 туристов было здесь

Большой Московский цирк — одно из любимейших мест взрослых и детей в столице. Среди других цирков…

12 туристов было здесь

Новый Арбат получил свое имя в честь соседней улицы Арбат, но до 1994 года был частью проспекта Калинина (ныне Воздвиженка)….

10 туристов было здесь

Центральный выставочный зал Манеж расположен рядом с Александровским садом, в 100 метрах

10 туристов было здесь

Московская консерватория имени Чайковского существует с 1866 года. На сегодняшний день это…

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2811
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/11838

«Лобное место» в России

Традиция возведения Лобного места как христианского символа широко не распространилась на другие города России, за исключением Астрахани (где Лобное место непосредственно примыкает к кафедральному собору).

В петровском Петербурге так называли территорию у Сытного рынка, где проводились казни. В XVIII веке эшафот устанавливали за Кронверком, приблизительно на месте нынешнего Мьюзик-холла. В последний раз публичная казнь на этой площади состоялась 15 сентября 1764 года. Такую меру наказания определил суд по делу Василия Мировича, подпоручика Смоленского полка, который пытался освободить из Шлиссельбургской тюрьмы свергнутого наследника Иоанна Антоновича.

До середины XIX века, на окраине Петровской слободы (ныне сквер на улице Куйбышева), располагалось «лобное место» — эшафот, для приведения в исполнение публичных наказаний провинившихся мастеровых Пушечно-литейного завода. Известно, что в 1708 году на лобном месте, публично «была учинена смертная казнь» трёх беглых мастеровых-оружейников. В течение XVIII—XIX веков здесь проводились публичные телесные наказания-экзекуции провинившихся работников завода. В 1850 году эшафот был демонтирован и на этом месте был открыт рынок для торговли сеном.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1232
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE

Литература

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. — СПб: Дмитрий Буланин, 2003. — 364 с. — ISBN 5-86007-374-7.
  2. Коненков С. Т. Мой век. О жизни, о себе. — М.: Политиздат, 1972. — 368 с.
  3. Кузнецов И. И. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве. — М.: Типо-литография Н. И. Гройсман, 1900. — 65 с.
  4. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1983. — 504 с.
  5. Азаров В. Я. Предисловие к шестому тому // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. — М.: Алгоритм, 2005. — Т. 6. — 416 с. — ISBN 5-9265-0131-8.
  6. Сарачева Т. Идея девятиглавого Покровского собора принадлежит митрополиту Макарию // Журнал московской Патриархии / Кириллова Л.И., Минервин Г.Б., Шемякин Г.А.. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 95 с.
  7. Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действия в России XVI–XVII вв. (на примере «Пещерного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье) // Автореферат диссертации на соискание ученой ступни кандидата исторических наук. — Челябинск, 2006. — 26 с.
Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1069
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 20125
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/11838: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 8275 (41%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 6186 (31%)
  3. https://nehleb.ru/lobnoe-mesto/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 5551 (28%)
  4. http://www.etomesto.ru/tut595/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 113 (1%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий