Грот Руины в Александровском саду — разбираемся подробно

Италья́нский грот (известен также как грот «Руины», павильон-руина «Грот») — мемориальное и декоративное сооружение в Александровском саду у подножия Средней Арсенальной башни Московского Кремля. Грот был сооружён по проекту архитектора Осипа Бове в 1821 году в память о московских разрушениях 1812 года. Своё название — «Руины» — постройка получила в связи с тем, что при её строительстве использовались обломки зданий, разрушенных французскими войсками.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 459
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82

Несколько слов о создании

История грота в Александровском саду (Москва), расположенного рядом с Арсенальной Кремлевской башней, началась на заре 19-го века. В период с 1820 по 1823 год проводились работы по благоустройству мемориального парка рядом с Московским Кремлем. В 1821 году рядом со Средней Арсенальной башней был создан грот в Александровском саду. Как говорилось ранее, он назывался «Итальянский» или «Руины». Интересный факт, что второе из указанных названий грот получил из-за того, что при его возведении использовались остатки зданий, разрушенных в 1812 году войсками Наполеона.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 598
Источник: https://labuda.blog/188108

Львы грота «Руины» Александровского сада

Проходя по Александровскому саду, около кремлевской стены  нельзя не обратить внимания на Итальянский грот “Руины”. Создание “Кремлевских садов”, как они изначально назывались, неразрывно  связанно с именем Осипа Бове и победой над  Наполеоновскими  войсками. А сам грот, в основании которого использовались обломки (или специально созданные для имитации ? )пострадавших  в пожаре белокаменных строений,  по замыслу Бове символизировал еще и возрождение разрушенной после событий 1812 года Москвы.

Смотря на грот, слушая рассказы гидов или читая описания этого памятника,  как правило, ни у кого не возникает каких-либо сомнений по поводу исторической достоверности нынешнего образа грота “Руины”. Не вызывает вопросов и пара львов, расположившихся по бокам верхней площадки грота.   Казалось бы, эти  белокаменные львы вполне уместны – лев, образ власти и силы, как бы продолжает символику, заложенную в оформлении исторической ограды (архитектор Евгений Францевич Паскаль) , на которой присутствуют  фасций (http://mascaron.org/?pid=1359 ) и медальоны с изображениям головы льва и горгоны.

Но в действительности не так все просто с этими львами на гроте “Руины”….

Обратившись к официальному сайту музеев Кремля, находим: “…Современный вид Грот приобрел после реставрации 1958-1959 годов…..В этот период были воссозданы практически полностью утраченный колонный портик и ограждение верхней площадки с фигурами каменных львов;…”  (https://www.kreml.ru/research/research-and-projects.sadovo-parkovyy-pavilon-grot/2004/ ). А в издании “Памятники архитектуры Москвы Кремль, Китай город, Москва”, “Искусство”, 1982 г.  в описании Александровского сада и грота “Руины” (стр 482) сказано: “ Верхняя площадка холма служила для оркестра; фланкирующие ее ограду скульптуры львов были утрачены и ныне воссозданы по аналогам”.

Какой же вид имел грот до его “современного вида”?  Обратимся к фотодокументам.  Вот фотографии грота начала 20 века – датируемые 1910, 1911 и 1920 годами.

Отчетливо видно, что “фланкирующих ограду” львов нет.

А также на фотографии конца 19 века —  1890-1900  (1860 –ые ?) с большой уверенностью  можно утверждать,  что запечатлена правая часть верхней площадки грота, и льва там так же нет.

Да и на гравюре 1853 года (И.И. Шарлеманъ, 1824-1870 гг) так же явно обозначена верхняя площадка грота с восседающим посетителем, но…опять-таки никаких львов.

И, наконец, гравюра  уже первой половины  19 века (Храм Христа Спасителя еще не возведен) также не позволяет предположить наличие  “фланкирующих ограду” львов.

Проект выражает огромную  благодарность сотрудникам фототеки Музея архитектуры имени Щусева, которые любезно предоставили возможность ознакомиться с их архивом. Ни на одной фотографии начала 20 века грота “Руины” не были обнаружены львы. Фотографии, где впервые появляются львы на гроте “Руины”,  датируются 1959-1960 годами, что и соответствует приведенной музеем Кремля выше справке.

Возможно, среди документов Экспедиции кремлевского строения  сохранились какие-то материалы, которые и позволили специалистам специализированной реставрационной мастерской института «Моспроект» в середине 20 века воссоздать львов на гроте “Руины”. Нашему проекту эти документы (если они и существуют!) не известны.  И, опираясь только лишь на приведенные выше фотодокументы, и другие графические изображения (отметим, что на некоторых ранних гравюрах можно допустить наличие каких-то фигур) в том числе и 19 века,  можно предположить, что присутствие нынешних львов на гроте “Руины” – это все же  привнесенный “штрих”, отличающейся от  авторского,  задуманного  Осипом Бове, облика грота.  Кстати заметим, что и в путеводителях второй половины 19 века не встречается упоминание о львах на Итальянском гроте Александровского сада.

Но на этом “тайна” этих двух львов  из Александровского сада не заканчивается….

Коль скоро можно утверждать (с большой вероятностью), что по замыслу Бове на гроте не было львов, то возникает вопрос – по каким же таким аналогам,  как указывают приведенные выше документы,  нынешние “обитали” были “воссозданы”? Оказалось, что эти аналоги  сейчас “обитают” буквально в нескольких сотнях метров от Александровского сада, на Воздвиженке, во дворе Музея архитектуры имени Щусева.

Ниже приведены парные фотографии льва из музея архитектуры и из Александровского сада.

Действительно, самое простое сравнение, что называется “не вооруженным взглядом” показывает, что, во-первых, очевидно полное сходство позы, во-вторых, у всех львов явно читается совершенно идентичный древнеегипетский царский головной убор – клафт. Дальше еще больше – не вызывает сомнения идентичность “выражение лица”,  одинаковое “решение” лап вплоть до когтей, положение хвоста. И еще более убедительные доказательства:  “украшение” (или нижняя часть ?) под ухом…да и одинаковое количество обозначенных в пасти зубов. Понятно, что имеет место разное состояние камня, но при увеличении фотографии  становится “читаемыми” и частично утерянные детали на фигуре льва с Воздвиженки,  и воссозданные затем на фигурах львов из Александровского сада.

Таким образом, есть все основания полагать, что и на гроте “Руины”, и во дворике музея архитектуры размещены одни и те же львы, но созданные резчиками по камню в разное время. Львы, возлежащие на гроте “Руины” в Александровском саду  — это просто современная копия исторически львов из музея архитектуры. А их “родина”, как на это указывает табличка во дворике музея — усадьба Хераскова-Разумовского, он же Английский клуб на Тверской.

Когда речь заходит о доме Хераскова-Разумовского, прежде всего,  вспоминаются известные “львы на воротах”, о которых писал Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но  появились они при Льве Кирилловиче Разумовском уже только в начале 19 века. А эти  львы — изваяния 18 века, и со слов специалистов музея архитектуры, были вывезены в 30-х (?) годах 20 века из… сада этой усадьбы. Сад когда-то простирался за усадьбой в сторону нынешнего Трехпрудного  переулка. На территории Донского монастыря после образования Государственного научно-исследовательского музея  архитектуры им. А.В. Щусева с 1935 размещались его экспонаты. Именно  сюда и были вывезены львы из сада усадьбы Хераскова-Разумовского. Но уже в 90-ые года 20 века, когда территория монастыря была передана в руки РПЦ, экспонаты музея, включая и этих львов, были перемещены на Воздвиженку.

Огромная благодарность тем сотрудникам музея, настоящим сподвижникам, которым удалось буквально спасти в конце 90 годов прошлого века бесценные памятники истории и культуры. На этой фотографии как раз сохранен для истории тот самый момент,  когда львы из усадьбы Хераскова перевезли во дворик на Воздвиженке из Донского монастыря.

Какая непростая история скрывается за, казалось бы, таким, всем хорошо  известным памятником в самом центре Москвы. Не вызывает сомнения, что этот знаковый для Москвы памятник фактически имеет сейчас новый облик, несколько отличный от своего первоначального, задуманного великим Осипом Бове.

Не менее удивительна и судьба львов из усадьбы Хераскова-Разумовского. Они, эти львы, побывали в 18 веке и в саду около Трехпрудного переулка, и через две века в Донском монастыре, и теперь и на Воздвиженке. А их современные “клоны” вот уже больше полувека  как поставлены на охрану  уже совсем “не своего” исторического памятника– итальянского грота “Руины” Александровского сада.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 7387
Источник: http://mascaron.org/2018/06/24/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85-%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2/

История

В 1820—1823 годах шла работа над устройством мемориального парка у стен Кремля — Александровского сада. В 1821-м у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был сооружён Итальянский грот (или грот «Руины»), символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года. Грот врезан в искусственный холм — бастион (больверк), который был насыпан при подготовке Кремля к обороне от несостоявшегося шведского нападения во время Северной войны.

Искусственные пещеры были частным элементом садово-парковой архитектуры XIX века. Помимо мемориальной, грот выполнял также увеселительные функции и служил украшением Александровского сада. По свидетельствам историков, в XIX веке над гротом был устроен павильон, в котором по праздникам играл оркестр.

Во время коронационных мероприятий Итальянский грот украшался вместе со Средней Арсенальной башней. Например, во время коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и разнообразной иллюминацией, рядом работал фонтан.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1020
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82

Внешний облик грота

Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.

Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.

У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1015
Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/moscow/italyanskij-grot-v-aleksandrovskom-sadu

Архитектура и оформление

Грот в Александровском саду представляет собой искусственно созданную пещеру, вход в которую венчает каменный свод. Рядом со входом возведены четыре белые колонны с дорическим ордером. На архитраве (панель, горизонтально расположенная над колоннами) находятся барельефы с различной символикой воинской боевой славы, а также изображениями мифологических существ, например, гиппокампусов (кони с хвостами рыб).

Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.

Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.

Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1406
Источник: https://labuda.blog/188108

Археология

В 2004 году проводилась реставрация грота в Александровском саду. По сообщениям официального сайта Московского Кремля, срочный ремонт был вызван плохим состоянием постройки и вандализмом — своды, колонны и фигуры львов были разрисованы и расписаны. В работах участвовали археологи музея-заповедника «Московский Кремль», которые были особенно заинтересованы в исследованиях засыпки несущих конструкций арки и участка между ней и кремлёвской стеной.

Известно, что территории второй надпойменной террасы левого берега реки Неглинной никогда не были заселены, потому археологи не предполагали сделать существенные находки. Тем не менее, анализ земли, использованной в петровские времена для насыпки больварка, дал неожиданные результаты и содержал вещевой материал городской культуры XIV—XVIII веков. В числе прочего археологами были обнаружены человеческие останки XV века (возможно, часть земли брали на старом кладбище), черепица, посуды, осколки горшка XVII века с заметным присутствием ванадия. Археологи связали повышенное содержание этого металла с варкой мухоморов, видимо, в качестве галлюциногенного средства. Установить точно, из каких частей города была взята земля на данный момент нельзя. Найденные археологические артефакты хранятся в фондах музея — заповедника «Московский Кремль».

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1306
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82

Археологические находки

В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.

Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.

Ближайшая станция метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая».


Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву

Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Памятник Юрию Долгорукому

Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…

Памятник А.С. Пушкину

6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…

Театральная площадь

Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства

Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

Поделиться ссылкой:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2262
Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/moscow/italyanskij-grot-v-aleksandrovskom-sadu

Галерея

  • Вид Средней Арсенальной башни с гротом, 2005 год

  • Колоннада, 2009 год

  • Вид со смотровой площадки грота, 2016 год

  • Обломки зданий в кладке, 2014 год

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 208
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82

Единый ансамбль

В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.

Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.

Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.

Автор:

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 729
Источник: https://labuda.blog/188108

Литература

  • Бове О. И. // Кто есть кто в мире?. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 150 с. — ISBN 5-8123-0088-7.
  • Бродский Б. И. Сердце Родины — Кремль. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85200-036-1.
  • Гончарова А. А. Стены и башни Кремля. — М.: Московский рабочий, 1980. — 96 с. — 50 000 экз.
  • Джанджугазова Е. А. Александровский сад как символ возрождения Москвы // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 4. — С. 117—119.
  • Длужневская Г. В., Калинин В. А., Субботин А. В. Кремли России XV-XVII вв.. — СПб.: Литера, 2006. — 336 с. — ISBN 5-94455-177-1.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 25 000 экз.
  • Махнева-Барабанова О. А. Творческое наследие Клода-Николя Леду и Россия // Архитектон: известия вузов. — 2007. — № 17. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Молокова Т. А. Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города // естник МГСУ. — 2012. — № 6. — С. 17—22. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  • Панова Т. Д. Грот Александровского сада, археология и… мухоморы // Природа. — 2005. — № 9.
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М.: Буксмарт, 2013. — 438 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-906190-07-9.
  • Смирнова А. Г. «Пожар способствовал ей много к украшенью…» Восстановление и реконструкция Москвы после пожара 1812 года // Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. — Сыктывкар-Вологда, 2012. — № 9. — С. 155—166.
  • Сытин П. В. Из истории Московских улиц. — М.: Рипол Классик, 2013. — 848 с.
  • Юдаков И. Ю. Павильон-руина «Грот» // Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — М.: Вече, 2007. — 34 с. — ISBN ISBN 978-5-9533-2395-6.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1758
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 18730
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 4751 (25%)
  2. https://labuda.blog/188108: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 2733 (15%)
  3. https://www.hobbysalon.ru/russia/moscow/italyanskij-grot-v-aleksandrovskom-sadu: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3859 (21%)
  4. http://mascaron.org/2018/06/24/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85-%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7387 (39%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий