Дом-кольцо на карте Москвы

Кру́глые дома́ в Москве́ — жилые панельные девятиэтажные дома кольцевой в плане формы, возведённые на западе Москвы в 1970-х годах по экспериментальному проекту советского архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова. Здания диаметром в 155 метров были построены из типовых деталей панельной серии I-515/9M, соединённых под углом в пределах максимального допуска в 6°.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 385
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5

Описание

Проект дома-кольца на Нежинской был разработан в мастерской № 3 института Моспроект-1 под руководством архитектора Евгения Стамо, который с 1961 года возглавлял реконструкцию и массовую застройку Гагаринского и Ленинского районов. С начала 1970-х коллективу поручили планировку и возведение целых кварталов в Матвеевском, Очакове и Аминьеве. Проектировщики искали способ с минимальными затратами создать архитектурную доминанту района — ею и стал экспериментальный круглый дом. Над его созданием работали архитекторы Н. Уллас, С. Карпова, Н. Пелевина, а также инженеры А. Маркелов, И. Косова, Н. Лавров.

Долгое время существовала городская легенда, что дома строились к московской Олимпиаде-80 и что планировался целый квартал подобных зданий в форме пяти олимпийских колец. По мнению Сергея Ткаченко, бывшего главы Института Генплана Москвы, эта версия тиражировалась в прессе без каких-либо оснований: во-первых, круглые дома занимали слишком много земли, во-вторых, они получились менее экономичными, чем обычные типовые постройки. Расходы росли в силу необходимости постоянного наблюдения за индивидуальным проектом, кроме того, таким домам требовались монолитные вставки, которые повышали стоимость строительства и увеличивали его срок. Реальная идея проекта заключалась в попытке воссоздать «старый советский живой двор», добавить привлекательности районам типовой застройки, предоставить жителям необходимые объекты инфраструктуры в шаговой доступности. Для этого первый этаж здания отвели под хозяйственные объекты, в нём открыли магазины, аптеки, библиотеку.

Конструкция здания состоит из 22 идентичных прямых секций, а кольцевидная форма была достигнута благодаря установке панелей под углом, не превышающим 6° — максимального отклонения, допустимого по строительным нормам, для усиления в некоторых местах сделали монолитные вставки. Внутренние помещения получили форму трапеции, у которой длинной стороной является внешняя стена. Круглые дворы по размеру практически равны футбольному полю, к ним с улицы ведут шесть арок.

Дом на улице Нежинской вмещает 913 квартир в 26 подъездах. Здание на улице Довженко является практически полным его аналогом, отличается только число квартир — 936. Благодаря расположению рядом с киностудией «Мосфильм» оно часто появлялось в советских фильмах: «Выстрел в спину» Владимира Чеботарёва, «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского. Во дворе дома снимали заключительные кадры фильма «Москва слезам не верит» — ночную панораму светящихся окон, а также сцены сериалов «Фитиль» и «Остановка по требованию». В разные годы в доме на Довженко проживали актёры Савелий Крамаров, Галина Беляева и кинорежиссёр Эмиль Лотяну.

Спустя несколько лет эксплуатации стали очевидны недостатки подобной формы: внутри двора постоянно дул сильный ветер, была очень высокая слышимость, значительная часть квартир не получала необходимой по нормам инсоляции. В квартирах из-за трапециевидной формы комнат трудно делать ремонт, а у жильцов и гостей часто возникали проблемы с поиском нужного подъезда. В результате после окончания строительства дома на Довженко эксперимент был свёрнут и в серию здания не вошли. Несмотря на все слабые стороны проекта, спустя полвека исследователи архитектуры называют его опередившим своё время и проводят параллели с современной штаб-квартирой компании Apple в Калифорнии. Бывший главный архитектор Москвы Михаил Посохин оценил вклад Евгения Стамо в облик столицы на одном уровне с Василием Баженовым, Матвеем Казаковым и Алексеем Щусевым.

  • Фотографии разных лет
  • Дом на Нежинской улице в 2018 году

  • Дом на Нежинской улице, вид сверху, 2018 год

  • Дом на Нежинской улице в 2017 году

  • Дом на улице Довженко в 2018 году

  • Дом на улице Довженко, вид сверху, 2018 год

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3867
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5

Но получилось не очень..

Конечно сами дома выглядят захватывающе, но, на мой взгляд, они не выполнили тех целей и надежд, которые на них возлагали.

Несмотря на то, что первоначальная идея была в  постройке олимпийской  деревни из пяти домов-колец, а также строить такие дома повсеместно в Москве. Проект был остановлен. Ни олимпийской деревни, ни повсеместного распространения такие дома не получили. В основном, по простым причинам. Они неудобны в жизни и обслуживании, а их строительство все же дороже типовых «панелек».

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 532
Источник: https://bestmaps.ru/place/kruglye-doma-v-moskve

Олимпийская деревня

Идея, конечно, красивая — сделать из пяти круглых домов знак олимпиады.

Если бы это получилось, союз мог бы гордиться такой «фишкой», и дома получили бы сколько-нибудь существенную известность за рубежом.

Однако против «теории пяти колец» есть существенные аргументы. Во-первых, два уже готовых дома находятся слишком далеко друг от друга, чтобы их можно было бы составить в олимпийский символ. 

Во-вторых, дом на улице Довженко «зажат» между двумя озерами; совсем рядом ручей, сразу за которым железная дорога. А с другой стороны большая магистраль. Таким образом поставить пять таких домов рядом с домом на Довженко места просто нет.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 675
Источник: https://bestmaps.ru/place/kruglye-doma-v-moskve

Насколько эти дома удобны для жизни?

Вот например отзыв одного жителя:

olla 555:

живу в этом доме 25 лет — ничего необычного, одни неудобства: стены тонкие=слышимость у соседей отменная)) и со двора все звуки как из колодца очень хорошо слышны, особенно ночью когда спать хочется…дом панельный холодный, панели плохо состыкованы между собой, ветер по щелям свистит…стены кривые — одно мучение обои клеить! и находится дом неудобно — в низине, пока до улицы Мосфильмовской наверх выберешься устанешь

Плюсы — только вид вокруг — зелени много, красиво, Сетунь, пруд, гольф-клуб рядом и Парк Победы вдалеке виднеется

Но другой житель этого дома не жалуется:

Живу в довженковском круглом с момента постройки оного:) Если соседи не шумные, то и проблем нет. С этим как повезет. Все перечисленные фильмы («Курьер», «Трагедия в стиле рок», «Артистка из Грибова», множество выпусков «Фитилей») — снимались у нас. Логика ехать с оборудованием в Матвеевку, когда такая красота в двух минутах от киностудии? То-то… А еще у нас в доме снимали финальные кадры оскароносного «Москва слезам не верит». Осенью 78-го, поздним вечером просили включить освещение в квартирах/комнатах во двор. И эти круглые панорамные кадры светящихся окон вы все наблюдаете на финальных титрах фильма. Не верите? Спросите у режиссера Владимира Меньшова:) А за матвеевским домом только пальма первенства по постройке. Он раньше нашего сдан под заселение. Всем привет с Довженко и процветания!

Из явных неудобств таких домов можно отметить трудность поиска нужного подъезда. Если вы позвали к себе гостей, которые у вас раньше не были, то лучше их встретить чтобы они не наворачивали лишних кругов  🙂

Хочется еще отметить особую  страсть архитекторов этого района к круглым формам:

  • круглые дома
  • круглые гаражи
  • круглое озеро
  • круглая площадь
  • круглые парки

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2524
Источник: https://bestmaps.ru/place/kruglye-doma-v-moskve

Литература

  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. — М.: Эксмо, 2011. — С. 477. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
  • Двинский Э. Москва от А до Я. — М.: Московский рабочий, 1976. — С. 168. — 454 с.
  • Прогулка сквозь время. 1975 // «Московское наследие» / глав. ред. Ф. Смирнов. — Солид-Пресс, 2018. — № 3 (57). — С. 52.
  • Пекарева Н. Евгений Николаевич Стамо // Зодчество 2 (21). Сборник Союза архитекторов СССР. — М.: Стройиздат, 1978. — С. 126—129. — 15 000 экз.
  • Розанов Н. П. Основные конструктивные системы крупнопанельных домов, их развитие и совершенствование // Крупнопанельное домостроение / под ред. Ю. П. Волчка. — М.: Стройиздат, 1982. — С. 36. — 224 с.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 657
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5

58 м2

Без машины в нашем районе обойтись трудно. Несмотря на то что он совсем недалеко от центра, транспортная доступность плохая. Вниз на улицу Довженко ходит единственный автобус, которого просто невозможно дождаться: он приезжает примерно раз в 40 минут. Остальной транспорт ходит от Мосфильмовской улицы, а это от дома примерно в 500 метрах. Если мне нужно поехать куда-то без машины, иду туда.

Самое ближайшее метро, от которого можно добраться сюда, это либо «Киевская», либо «Университет», они равноудалены от дома. Пешком до «Киевской» идти примерно 40 минут, и это не очень приятный путь вдоль дороги.

Правда, если смотреть на карту, то самое ближайшее метро — «Парк Победы». Но от нашего района станцию отделяет река и железная дорога, которую никак нельзя перейти. Это создаёт много проблем. Курьеры, например, ко мне почти всегда опаздывают. Навигатор показывает им, что пешеходный маршрут от «Парка Победы» есть, а когда они подходят к железной дороге, то начинают звонить и признаваться, что заблудились.

Рядом с домом есть всего один продуктовый магазин — и то ходят слухи, что его хотят убрать, потому что здесь будут строить гостиницу. Конечно, в самом доме есть какие-то «алкашки», я их ещё с детства помню: там местные алкоголики всегда выпрашивали в долг у продавщиц выпивку, а они их гнали со словами «ты и так мне 200 рублей должен». У продавщиц была специальная книжечка, в которую они записывали всех должников. В общем, я боялась туда ходить. Такие магазины вокруг дома остались до сих пор, но в них можно купить разве что пиво и водочку.

Совсем рядом находится киностудия «Мосфильм», поэтому у нас постоянно снимают кино, и даже наш дом часто мелькает в фильмах. Например, в финале фильма «Москва слезам не верит» можно его увидеть, а «Остановку по требованию» во дворе снимали. В этом сериале я даже поучаствовала. Массовку набирали прямо на месте, и мы, дети, не могли от такого отказаться. Помню, нам даже по 30 рублей заплатили. Я пошла и всё потратила на «Сникерс», а потом переживала: бегала три часа, а так быстро деньги промотала.

Я постоянно слышу, что наш дом будут сносить, потому что район элитный и вместо старого здания можно построить развлекательный комплекс или ещё что-нибудь. Но эти слухи уже почти 20 лет ходят — и ничего, дом на месте.

Высота потолка

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 2326
Источник: https://www.the-village.ru/village/city/where/234231-ring

6 м2

Цена двухкомнатной квартиры

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 63
Источник: https://www.the-village.ru/village/city/where/234231-ring

10 000 000 рублей1

Аренда двухкомнатной квартиры

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 69
Источник: https://www.the-village.ru/village/city/where/234231-ring

45 000 рублей в месяц2

ЦИАН (1, 2)

В 2015 году художница и фотограф Елена Холкина организовала проект «Простыня», в ходе которого она спрашивала жителей круглого дома об их жизни в памятнике архитектуры, а затем развешивала во внутреннем дворе простыни с их высказываниями. Проект участвовал в конкурсе паблик-арта «Расширение пространства», который проводит фонд «Виктория».

 ЕЛЕНА ХОЛКИНА: Проект «Простыня» задумывался для обычного московского двора, но в процессе его обсуждения с фондом «Виктория» мы решили, что надо сделать его более специфическим. Идея проекта — каким-то образом объединить людей, а делать это стоит в рамках какого-то небольшого сообщества. Пока я искала такие сообщества, вышла на два круглых дома. Оказалось, что это действительно интересное пространство, окружённое сплошной стеной с несколькими небольшими арками. Теоретически там есть условия, чтобы возникло соседское комьюнити.

Сначала я предполагала сделать проект в формате фейк-истории. Я думала снимать портреты жителей дома и печатать их на простынях, сопроводив изображениями с некими выдуманными историями о человеке. Это было нужно для того, чтобы зацепить внимание людей, заинтересовать их друг в друге благодаря нереальным историям. Но в итоге вместе с кураторами мы решили, что лучше перейти к чистому тексту.

Начались полевые работы: я заходила во двор дома и разговаривала с людьми, которые просто попадались мне на улице. Я снимала, искала архивные изображения, знакомилась с атмосферой двора и ходила туда в разное время суток, чтобы застать разных людей. У меня было несколько ключевых вопросов: как живётся в этом доме, общаются ли люди с соседями? Я записывала ответы, особо не рассказывая о том, что происходит, — просто говорила, что исследую коммуникации внутри этих домов.

После того как у меня набралось некоторое количество высказываний, начался второй этап. Мы напечатали простыни с цитатами из разговоров с жильцами. Во дворе сохранились специальные стойки для сушки белья, и я использовала их. Там я повесила на проверку одну простыню — неизвестно же, снимут — не снимут. Через несколько дней приехала и обнаружила, что простыня всё ещё висит. Потом я повесила ещё парочку, и так за две-три недели развесила всё.

Все высказывания связаны с самим домом. Люди рассказывают о наболевшем: можно задать один вопрос, а получить ответ совсем с этим вопросом не связанный, но важный для человека. Многие бабушки сетуют, что они одинокие, что сюда их загнали молодые родственники, что никто ни с кем не общается. Кто-то рассказывает, что двор большой, всё круто, но он заставлен машинами, и если ночью сработает сигнализация, то все сходят с ума из-за хорошей акустики. А некоторые говорят, что вечно кто-то напивается и ходит по квартирам, потому что не может найти свою.

У кого-то чудесные воспоминания о временах, когда в дом только заселялись, деревья были низкие и все друг на друга смотрели в бинокли. Другие рассказывают, что мебель стоит ёлочкой, потому что невозможно из-за скругления поставить её к стенам. Отзывы зависят и от этажа: внизу темно и холодно, жители первых этажей жалуются, что как будто в пещере сидят. А наверху — красота, солнце сияет, вид хороший, видно, кто что во дворе делает.

С простынями никто ничего сделать не пытался, кроме одного случая: простыню с негативным комментарием о доме аккуратно сложили пополам, чтобы надписи не было видно. Но потом простыни всё же исчезли: скорее всего, их убрали дворники.

Я расспрашивала жителей дома, обратили ли они внимание на надписи, и они ответили, что да. Потом я развесила по подъездам объявления о небольшой встрече с жильцами — на ней я рассказывала о проекте и показывала кино о доме: сделала нарезку из документации проекта и кадров из фильмов, которые здесь снимались. Многие люди даже не знают, что дом вообще-то необычный. Ну да, архитектура интересная, но мало кто интересуется, что ещё с ним связано. Ещё мы угощали всех бубликами, потому что дом так называют в обиходе.

По итогам проекта я не ощутила, что в доме есть какое-то особое сообщество, в котором люди действительно знают и общаются друг с другом. Есть понятные категории вроде мамочек, которые гуляют с детьми, или собачников. Двор, несмотря на свои размеры, всё-таки проходной, поэтому есть ощущение, что там не собираются, а просто проходят мимо. Люди старшего возраста говорили мне, что какое-то сообщество было, когда в дом все только заселялись: квартиры давали врачам, актёрам и другой интеллигенции. Но сейчас это не работает. Многие просто снимают квартиры — цены в круглом доме не отличаются от других панелек.

Трудно сказать, всё ли удалось сделать в рамках проекта, потому что сложно отследить, сработал ли он так, как я хотела. Главное, что люди увидели простыни и начали общаться друг с другом. Например, кто-то ехал в лифте и спросил попутчика: «А вы знаете, что это такое?» Ему ответили, началась коммуникация — и в следующий раз эти люди могли уже и поздороваться.

Текст: Юлия Ельцова, Сергей Бабкин, Юрий Болотов

Фотографии: Яся Фогельгардт, Денис Есаков, Елена Холкина, Наташа Шавкунова

Видео: Константин Митрохов

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 5124
Источник: https://www.the-village.ru/village/city/where/234231-ring
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 19116
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4909 (26%)
  2. https://www.the-village.ru/village/city/where/234231-ring: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 10476 (55%)
  3. https://bestmaps.ru/place/kruglye-doma-v-moskve: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3731 (20%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий