Церковь Двенадцати апостолов, Московский кремль

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 506
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets

Архитектура

Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.

Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 881
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3220.html

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.

После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого — более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро — особого церковного масла — и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2371
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets

Архитектурные особенности

Упрощённая схема второго этажа: 1 — Лестница, вход; 2 — Приказные палаты (жилая комната); 3 — Приказные палаты (кабинет); 4 — Крестовая (Мироваренная) палата; 5 — Печь для приготовления мира; 6 — Малые сени; 7 — Парадные сени; 8 — Трапезная; 9 — Церковь Собора Двенадцати апостолов; 10 — Иконостас

В настоящее время Патриаршие палаты представляют из себя двух-трёхэтажное здание (в одном месте сохранился остаток четвёртого этажа — Петровская палатка), парадным фасадом выходящее на юг, на Соборную площадь. В состав здания включена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов с двусветными окнами. Под церковью — две проездные арки. К северному фасаду пристроена галерея на столбах.

На первом этаже здания располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы, на втором — палаты: парадная Крестовая, Столовая, приказные, парадные сени, трапезная, церковь Двенадцати апостолов. На третьем этаже располагались личные покои патриарха и домовая церковь апостола Филиппа.

К архитектурному декору здания относятся пилястры у проездных арок, килевидные фронтоны окон первого этажа, аркатурный пояс второго и третьего этажа. Второй этаж отделён от первого сильно выступающим карнизом, что характерно для московской архитектуры XVII века. Белокаменный портал церкви на уровне второго этажа свидетельствует о существовавшей когда-то обходной галерее вокруг здания. Украшения здания часто повторяют детали оформления соседних строений Соборной площади.

На восточную сторону выходят апсиды церкви.

Северный фасад (выходивший на двор палат) оформлен скромнее. Арочная галерея украшена узорчатыми изразцами.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1621
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей

Путеводитель по архитектурным стилям

Ее площадь 280 м2. Палата перекрыта единым сводом без опор — это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.

Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».

Состав мира включал смолы, травы и масла — около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.

Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.

В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.

Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде — алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2618
Источник: https://liveinmsk.ru/places/muzei/patriarshie-palaty

Духовенство

Настоятели

Священики

  • Арсений (упом. 1914) иером.
  • Варсонофий (упом. 1914) иером.
  • Савва (упом. 1914) иером.

Диаконы

  • Евстратий (упом. 1914) иерод.
  • Антоний (упом. 1914) иерод.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 199
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3220.html

Внутреннее убранство / интерьер

В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Помимо экспонатов, включённых в экспозицию музея, в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви сохранились фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, но иконостас (также XVII века) — не оригинальный (перенесён из Вознесенского монастыря). В Крестовой (Мироваренной) палате на своём месте находятся мраморная печь для мира с резной золочёной сенью XIX века и изготовленная по заказу Екатерины II двухсоткилограммовая серебряная кадь для мира.

Экспозиция музея

В экспозиции музея представлены художественные изделия, подлинные культовые и бытовые предметы — личные вещи патриархов и членов царской семьи, образцы шитья, книги, иконы, посуда, ювелирные изделия, часы. Изделия выполнены как русскими, так и зарубежными мастерами (немецкими, турецкими и др.).

Среди наиболее примечательных экспонатов (помимо упомянутых печи для мироварения, кади для мира, иконостаса) — алавастр, золотое кадило (вклад царя Фёдора Алексеевича), потешный кубок в виде коронованной персоны, подвесная пелена с изображением митрополита Ионы, часы патриарха Филарета, нефритовая чаша (подарок царю Михаилу Фёдоровичу), позолоченный серебряный кубок из Нюрнберга, богато украшенное Евангелие, конный портрет царя Алексея Михайловича, иконы Андрея Первозванного и Феодора Стратилата.

Экспонаты сгруппированы по тематике.

  • В Крестовой палате выставлены образцы традиционной посуды — блюда, стопы, стаканы, чарки, братины, посольские дары, одежда патриархов, богослужебная утварь, ювелирные изделия, часы.
  • В Трапезной представлено художественное шитьё.
  • В церкви Собора Двенадцати Апостолов расположена экспозиция икон.
  • В Приказных палатах представлен интерьер жилых покоев XVII века богатого русского дома — изразцовая печь, мебель (сундуки, стол, шкафы); во второй комнате палат воспроизведён интерьер кабинета с книгами, шахматами, глобусом, принадлежностями для письма.
  • Экспозиция ювелирных украшений — пуговиц, запонов и т.п.

  • Часы XVII века

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 2145
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Кувшин XVII века

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию — в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам — в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные — около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею — сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков — очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное — рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина — дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина — чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название — Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 4840
Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets

Использованные материалы

  • Страница портала Православие.Ru:
  • Профиль на сайте Русское Православие:
  • «Москва. Церковь Двенадцати Апостолов в Патриаршем доме в Кремле», народный каталог православной архитектуры Соборы.Ру:
  • Православное духовенство Москвы на 1914 год, генеалогический сайт А. А. Бовкало:
  • Одинцов Григорий Васильевич «Церковь Двенадцати Апостолов при Синодальном (бывшем Патриаршем) доме», проект Храмы России, учётная карточка от 1 апреля 2008 (обновлена 5 мая 2016):
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 488
Источник: https://drevo-info.ru/articles/3220.html

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов
  • Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 144
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 16624
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/patriarshij-dvorets: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7717 (46%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%94%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 3910 (24%)
  3. https://liveinmsk.ru/places/muzei/patriarshie-palaty: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3429 (21%)
  4. https://drevo-info.ru/articles/3220.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 1568 (9%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий