Церковь святителя Григория Неокесарийского в Дербицах: разъясняем подробно

Трудно кого-то удивить красотой московских храмов, но христианская святыня 17 столетия вызывает восхищения с первого взгляда своим древнерусским стилем и витиеватостью архитектурных украшений. Храм Григория Неокесарийского — древняя церковь Москвы, главной святыней которой являются мощи святого.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 296
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-grigoriya-neokesarijskogo.html

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2418
Источник: https://drevo-info.ru/articles/5079.html

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.

Московский храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.

Внутреннее убранство храма Григория Чудотворца

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2637
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-grigoriya-neokesarijskogo.html

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

Богослужение в церкви Григория Неокесарийского

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1755
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-grigoriya-neokesarijskogo.html

Ñâÿòûíè:

  • ×àñòèöû ìîùåé ñâò. Ãðèãîðèÿ Íåîêåñàðèéñêîãî
  • ×àñòèöû ìîùåé ñâò. Ãðèãîðèÿ Áîãîñëîâà
  • ×àñòèöû ìîùåé áëæ. ñòàðèöû Ìàòðîíû
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 122
Источник: https://days.pravoslavie.ru/Hram/93.htm

Современное состояние

В храме совершаются регулярные богослужения, все таинства и требы. Действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия. Устроен баптистерий для Крещения взрослых, работает магазин «Церковные ткани», лавки православной литературы и церковной утвари.

При богослужениях поёт мужской хор под управлением Николая Белова.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 375
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Àäðåñ, òåëåôîíû è ñõåìà ïðîåçäà

Ñõåìà ïðîåçäà ñ ñàéòà íàêàðòå.ðó:

Ïðèìå÷àíèå: Ïðè õðàìå äåéñòâóåò ñåñòðèíñòâî âî èìÿ èêîíû Áîæèåé Ìàòåðè «Äåðæàâíàÿ», ïðàâîñëàâíàÿ ãèìíàçèÿ.

Ðàñïèñàíèå: ïî âîñêð. è ïðàçäí. — Ëèòóðãèÿ â 9 ÷., íàêàíóíå — âñåíîùíîå áäåíèå â 17 ÷..

Òåëåôîí: 959-00-11

Àäðåñ: óë. Á. Ïîëÿíêà, 29à

Áëèæàéøåå ìåòðî:

  • Ìåòðî «Ïîëÿíêà»

Äóõîâåíñòâî:

Èåðîìîíàõ Èåðîíèì.

Âíèìàíèå! Ñâåäåíèÿ î ñîñòàâå äóõîâåíñòâà è ðàñïèñàíèè ñëóæá ìîãóò áûòü óñòàðåâøèìè.

Åñëè Âû ðàñïîëàãàåòå äîïîëíèòåëüíûìè ñâåäåíèÿìè î ñîñòàâå äóõîâåíñòâà õðàìà, îá èçìåíåíèÿõ â ðàñïèñàíèè ñëóæá, îá èñòîðèè õðàìà, î ïðåäñòîÿùèõ è ïðîøåäøèõ ñîáûòèÿõ íà ïðèõîäå, î ñâÿòûíÿõ è èêîíàõ õðàìà, î âàðèàíòàõ ïðîåçäà ê õðàìó, è ïð. — ñîîáùèòå èõ â ðàçäåëå êîììåíòàðèåâ.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 731
Источник: https://days.pravoslavie.ru/Hram/93.htm

В помощь паломникам

До московской святыни в Дебрицах проще всего добраться на метро. Выйдя на станции «Полянка», внимательно осмотритесь вокруг, и вы обязательно увидите пряничные купола Григорьевской церкви.

Клира храма совершают все Таинства по предварительной договоренности, богослужения проходят по выходным и праздничным дням. В субботу утренняя Литургия начинается в 9.00. в воскресенье — в 9.30.

Всенощное бдение совершается в субботу в 17.00. О расписании богослужений можно узнать на официальном сайте церкви.

Храм Григория Неокесарийского на Полянке

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 556
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-grigoriya-neokesarijskogo.html

Духовенство

в прошлом

  • Протопоп Андрей Саввич Постников, (1660)
  • Протоиерей Пётр Лагов, (1914 — до ареста в 1930-х)
  • Диакон Николай Иванович Тихомиров, (1914)
  • Иерей Иоанн Освецимский
  • Диакон Серафим Недосекин
  • Священномученик Андрей Воскресенский
  • преподобномученик Иларион (Громов), (1922—1930)
  • священномученик Борис Ивановский (1931—1937)

в настоящее время

  • Епископ Иероним (Чернышов) — настоятель
  • Диакон Владислав Астафьев
Блок: 6/9 | Кол-во символов: 416
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

Использованные материалы

  • Статья Елены Лебедевой в портале «Православие.РУ»
  • http://days.pravoslavie.ru/Hram/93.htm
  • http://sobory.ru/article/index.html?object=02238
  • Список духовенства Москвы на 1914 г.:
Блок: 9/9 | Кол-во символов: 206
Источник: https://drevo-info.ru/articles/5079.html
Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 10695
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-grigoriya-neokesarijskogo.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5244 (49%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0): использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 375 (4%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0): использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 416 (4%)
  4. https://drevo-info.ru/articles/5079.html: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 3807 (36%)
  5. https://days.pravoslavie.ru/Hram/93.htm: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 853 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий