Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Подробный обзор

Выявите, какие потребности ребенка не   удовлетворены

ВажноЧем больше ребенок ощущает неблагополучие, одиночество и неуспех, тем сильнее влияют на него семейные факторы

 

 

Объясните родителям, что нотации, крики и наказания бесполезны. Игровая зависимость связана с психологическим статусом ребенка и родительским поведением, а не с волевыми качествами или наличием гаджета.

Чтобы избавить ребенка от зависимости, нужно изменить его эмоциональное состояние, на которое влияет степень удовлетворения ключевых потребностей. Обсудите с родителями игровое поведение ребенка, условия жизни.

Недостаточно новых впечатлений

Для родителей удобно и необременительно, когда все дни проходят по одному сценарию: ребенок гуляет в одних и тех же местах, занимается одними и теми же делами.

Причиной недостатка новизны могут быть и неправильно подобранные игрушки. Возможно, у ребенка совсем нет игрушек, которые соответствуют его возрасту. Или их слишком много, они однотипные, и подростку неинтересно в них играть. Иногда родители разрешают ребенку играть только при условии сохранения абсолютного порядка.

Когда в доме отсутствуют книги или родители не читают и не обсуждают их с детьми, подросток не стремится проводить свое свободное время с книгой, ему это неинтересно. Возможно, книги в семейной библиотеке не соответствуют возрасту подростка, что также приводит к потере интереса к чтению.

К игровой зависимости может привести и чрезмерная забота родителей. При первой неудаче они делают все за ребенка, не дают ему пробовать, рисковать и ошибаться. Ребенок не сталкивается с трудностями, не пробует новое.

Дефицит общения

СоветРекомендуйте родителям перейти к преодолению симптомов игровой зависимости после того, как они удовлетворят потребности ребенка

Если родители взаимодействуют с ребенком только в бытовых ситуациях, например, одевают или кормят, то ему может не хватать общения с ними. Мама с папой не разговаривают содержательно, не поддерживают любознательность подростка, не отвечают на вопросы. Ребенок вместо ответов получает смех, умиление или краткие высказывания, например, «так надо», «потому что», «отстань» или «спроси папу».

Дефицит общения возникает и в ситуации, когда родители не играют с ребенком или отвлекаются во время игры, уходят. Когда подросток вынужден следить за младшим братом или сестренкой, выполнять родительские бытовые обязанности, у него также может появиться недостаток общения со сверстниками.

Иногда взрослые оценивают неэлектронные игры ребенка как странное, глупое и бесполезное занятие. Вместо этого они перегружают подростка развивающими и учебными занятиями. У него не хватает времени на деятельность по своему вкусу.

Отсутствие эмоциональной безопасности

Ребенок с зависимостью – всегда тот, кто в родительских глазах не очень хорош, в чем-то неудачник, нуждающийся в переделывании и жестком контроле. В представлении взрослых хороший ребенок – это послушный ребенок. Родители требуют, чтобы он не мешал, занялся чем-то сам, не шумел и не нарушал порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру от родительского разочарования, от несчастливости повседневного мира.

Потребность в   границах и   правилах

Ребенок не понимает, можно или нет играть с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся. Также родители могут разрешать ребенку играть в качестве поощрения и запрещать, если он плохо себя ведет. В случае когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение в ответ на детские негативные эмоции, что также говорит об отсутвии правил.

Важные моменты и советы будущим родителям

1. Планирование и практика являются ключом к успеху

Если вы ждете своего первого ребенка, существует большая вероятность, что у вас нет опыта. Пеленать ребенка. Менять ему подгузники. Чем ближе день родов, тем больше эти вещи фигурируют в вашем сознании, создавая путаницу и стресс.

Читайте также:  Как связать спицами теплые и практичные конверты для новорожденных

Но нет оснований для беспокойства – эти действия достаточно просты. Требуется только небольшая практика. В этом случае подойдет и кукла, на которой можно тренироваться. Конечно, ребенок двигается, и не всегда позволит себя одеть, но вы будете чувствовать себя намного увереннее.

2. Лекарства в вашем шкафчике, комплектация

Родители, как правило, очень взволнованы возможностью того, что ребенок заболеет или получит травму. К сожалению, такая вероятность существует всегда, следовательно, создает необходимость в лекарствах и атрибутах.

Хотя список не полный, но это основные вещи, которые необходимо подготовить заблаговременно:

  • цифровой термометр;
  • пипетка для чистки носа;
  • антибактериальная мазь;
  • медицинский спирт, пинцет, термометр и ножницы для чистки;
  • ватные тампоны, лосьоны, принадлежности для чистки медицинским спиртом;
  • жидкое мыло;
  • крем для зоны подгузников;
  • шампунь для младенцев;
  • обезболивающие средства для младенцев;
  • солнцезащитный крем.
Важные моменты и советы будущим родителям

3. Подготовьте для ребенка подходящую спальню

Каждый малыш индивидуален, и у каждого есть свои особенности. Кто-то просыпается от самого тихого шороха, но по каким-то непонятным для нас причинам спит, когда мимо пролетел самолет. Тем не менее есть некоторые вещи, которые вы должны поменять в спальне, чтобы сон сделать проще.

Плотные занавески

Младенцам надо спать и днем. А плотные шторы обеспечат в помещении необходимую темноту в любое время суток.

Включите белый шум

Сплошной белый шум успокаивает и способствует здоровому, глубокому сну. Но помните, что это должно быть совсем тихо, и его источник должен быть размещен как можно дальше от малыша.

На пол положите ковер

Это поможет уменьшить шумы в комнате.

Поставьте ночник

Это облегчит вам задачу ночью менять пеленки, пойти в ванную, или готовить бутылочку.

Поставьте полку для подгузников и принадлежностей по уходу

Пеленки и влажные салфетки разместите в легкодоступном месте. На самом деле, лучше всего поместить их в нескольких местах – в машине, в коляске, у родителей и у лучших друзей дома. Никогда не угадаешь, когда они вдруг понадобятся.

4. Советы будущим родителям по безопасности

  • младенца надо носить на руках на его спине;
  • малыша кладут на прочный матрас, в кроватке с бортиками. Рядом с ребенком должны лежать подушки и игрушки;
  • поставьте кроватку в безопасном месте;
  • младенцы должны спать рядом с родительской кроватью, но не в ней. По крайней мере, в первые шесть месяцев своей жизни, ребенок спит в одной комнате с родителями.
Важные моменты и советы будущим родителям

5. Позаботьтесь о себе

Во время беременности очень важно соблюдать здоровую диету. Заботы о себе, конечно, должны продолжаться и после рождения ребенка. Это применимо и к отцу ребенка.

Читайте также:  Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Например, мало еды или нездоровое питание заставят вас чувствовать себя еще хуже. Подобрать все необходимые питательные вещества… очень существенно.

Если у вас есть возможность, уделите себе больше времени. Небольшие моменты отдыха от ухода за ребенком будут приносить только пользу вашему психологическому состоянию.

Многим людям неудобно принимать помощь, так как они не хотят затруднять близких и знакомых, или хотят все сделать сами. Но на данном этапе жизни очень важно просить и принимать помощь. Сохраняйте спокойствие. Трудно сохранить холодную голову, когда вы чувствуете себя усталой и пытаетесь успеть сделать несколько дел одновременно.

О воспитании малышей очень много мифов, которые могут сбивать с толку и навредить, а не помочь. Воспитательные навыки появятся сами по себе. У всех женщин есть материнский инстинкт. Умение воспитания у многих людей не появляется естественно – это процесс обучения. Вы не всегда будете знать, что и как делать правильно. Не переживайте – это вполне нормально. Если не в состоянии с чем-то справиться, никогда не стесняйтесь спрашивать совета.

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Читайте также:  Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Как быть если ребёнка ничего не интересует?

Если вы замечаете, что ребёнок как-то проживает день, не пытаясь насытить его событиями и не ищет интересных занятий, то виноваты в этом, вы сами. Именно родители, скорее всего, рассказали ребенку, что он должен любить, чем должен заниматься, и что для него будет хорошо.

В дошкольном возрасте родители являются для ребенка большим авторитетом. Если они уже объяснили ему, что правильно, а что – нет, то ребёнок не видит смысла искать какие-то увлечения, которые принесут ему удовольствия. Ведь взрослые уже все решили и спланировали. Ребёнку остаётся только не понимать, почему то, что его родители считают правильным, ему не нравится. У него отпадает желание что-либо хотеть, потому что родители убедили его в том, что ничего хорошего он хотеть не может, а значит и пытаться нет смысла.

Но давайте исправим этот взгляд на вещи и перестанем воспитывать загнанного и неуверенного в себе ребёнка? В ваших силах помочь ему стать даже более успешным и счастливым, чем вы сами. Занятия на которых мы подробно разбираем, как это сделать начинаются 4 июня.

Узнать о них больше —

Режим дня ребёнка в 8-лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже , перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.