Развитие ребенка в 1 год: что должен уметь

Развитие ребенка до года протекает индивидуально, но согласно общим закономерностям. Стандартные показатели нормы становления навыков по месяцам помогают выявить возможные отклонения и своевременно предотвратить запоздания в развитии.

Физические параметры ребенка в месяцев: рост и вес

Мальчики в годик весят по норме 9,5-10,5 кг и вырастают до 74-76 см. Девочки весят 9,2-10,1 кг, их рост составляет 73-74 см. Если ребенок больше весит, но и в росте опережает других малышей, то это тоже в пределах допустимого. К 1 году у малыша прорезывается 6-8 зубов, поэтому уже нужно давать жевательную нагрузку на них.

В год обычно у современных детей происходит закрытие теменного родничка. Если он еще не закрылся, не пугайтесь, до 1,5 лет это норма. Ножки ребенка еще искривлены, это тоже нормально, в процессе взросления они будут выравниваться.

К году у многих детей имеется двенадцать зубов: по 4 резца сверху и снизу и 4 коренных молочных зуба. Меньшее количество зубов не является поводом для беспокойства и считается нормой. При нормальном поступление с пищей солей кальция, фосфора и витамина D «недостающие» зубки прорежутся в последующие 2-3 месяца.

Нормой читается и своеобразная форма стопы: плоская, без свода. У ребенка, который еще не начал активно ходить, некоторое время под сводом сохраняется жировая подушечка. Постепенно она исчезает, и стопа приобретает положенный изгиб.

Периоды младенчества

То, как воспитывать ребенка 1 года, зависит от периода его развития, ведь младенец в этом возрасте развивается очень быстро и меняется каждый день. Развитие ребенка до 1 года делят на 3 этапа:

  • Новорожденность;
  • Младенчество;
  • Кризис одного года.

Новорожденность – это переходный этап. Ребенок в этот период беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослых. В нем развиты безусловные рефлексы – пищевые, защитные и ориентировочные, но уже к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы. Примерно в возрасте 1 месяца у малыша происходит «комплекс оживления», он проявляет бурные эмоции при появлении матери, улыбается ей, что указывает на первую социальную потребность в общении. С этого нового психологического этапа начинается младенчество.

Младенчество характеризуется познавательным развитием ребенка. К 4 месяцам он уже не просто видит, а смотрит и активно реагирует на увиденное, воспринимает форму и цвет. При воспитании ребенка с рождения следует удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Малышу важно, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной и неинтересной.

Возраст до 1 года – время бурного эмоционального развития, уже в первые 3-4 месяца младенец проявляет разнообразные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. К концу первого года жизни малыш не только стремится к эмоциональным контактам, он желает совместных действий.

В первые 6 месяцев у детей формируется речевой слух, во втором полугодии малыши уже лепечут и выразительно жестикулируют. При правильном воспитании ребенка в 1 год, к концу первого года жизни он будет понимать 10-20 слов, и сам начнет произносить первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. Этот период связан с новым этапом в психическом развитии ребенка – кризисом 1 года. Это переход от младенчества к раннему детству. Он характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, когда родители не понимают его желаний. Ребенок приобретает автономную речь, он имеет свою логику, его слова становятся многозначными и ситуативными.

Разница в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки по-разному развиваются как физически, так и социально-психологически. Формирование мозга тоже имеет отличия. Так, новорожденные девочки опережают развитие мальчиков на 3-4 недели.

Различия между младенцами:

  • развитие речи у девочек проходит раньше на 3-4 месяца;
  • мальчики начинают ходить позже на 1-3 месяца;
  • мальчики чаще рождаются с патологиями;
  • масса мозга девочек выше;
  • девочки ориентированы на стабильность, а мальчики – на вариативность;
  • игры мальчиков рассчитаны на дальнее зрение и большое пространство, девочек – на узкое пространство;
  • девочки более чувствительны к тактильным ощущениям, громким звукам, телесному дискомфорту;
  • у мальчиков лучше развито зрительное восприятие, а у девочек – слуховое.
Читайте также:  Как отменить или изменить порядок общения ребенка с бывшим супругом

Развитие ребенка по месяцам и его ориентировочные показатели (до года) представлены в таблице:

Какой метод лучше

Как правильно воспитать ребенка? Раннее воспитание детей до года предлагают многие авторы. Классикой жанра является: семья Никитиных, Мария Монтессори, Глен Доман, Сесиль Лупан. Воспитание ребенка 5 лет в большинстве методик предполагает максимальное развитие интеллекта, физических возможностей и творческих возможностей малыша.

Некоторые методики противоречат друг другу. Так, Вальдорфская педагогика не принимает интеллектуальное развитие маленьких детей в любом виде. Большинство других методов рассматривают воспитание ребенка до года в неразрывной связи с интеллектуальным обучением. Основателем Вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, он же создатель религиозно-мистического учения – антропософии.

Православная церковь осуждает антропософию Штайнера за связь с оккультизмом. Педагогическая методика Штайнера неразрывно связана с антропософией, основываясь на ее принципах. Несмотря на кажущуюся привлекательность Вальдорфского метода, который предусматривает отсутствие оценок в школе и свободу самореализации, он не пользуется особой популярностью в России.

Выбирая, какой педагогический метод лучше, необходимо обращать внимание на три основных момента:

  • на чем основано воспитание детей, основополагающая философия метода и история его возникновения;
  • какие результаты были получены другими людьми, применявшими воспитание ребенка с рождения по этому методу;
  • подходят ли правила, заложенные в конкретной методике лично вам и вашему малышу.

Незаслуженно забытыми стали воскресные школы для детей, которые находятся при храмах. Воспитание детей от года в семьях искренне верующих в Бога людей – это уникальное явление. Почтение к родителям является Божьей заповедью. Это единственная заповедь с обетованием.

За ее исполнение Бог обещает долголетие. Чтобы помочь детям исполнить эту заповедь, родители со своей стороны не раздражают детей. Недопустимыми являются насилие и грубость. По атмосфере любви, взаимопонимания и порядка в семье христиан можно судить об искренности их веры.

Читайте также:  ГБПОУ Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж

Что умеет мальчик или девочка в этом возрасте

В 12 месяцев кроха очень активный. Про этот возраст часто говорят, что он ни минуты не сидит на месте. Большинство малышей начинает ходить. Сейчас им как никогда нужна мамина поддержка, ведь этот навык только начинает усовершенствоваться. Рассмотрим, что еще умеет карапуз в 1 год и 1 месяц:

  • Залезать на диван.
  • Взбираться по ступенькам.
  • Садиться и самостоятельно вставать из положения сидя.
  • Брать крупные и мелкие предметы обоими руками.
  • Строить пирамиду и собирать башенку.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами, например, пуговицу иди шарик.
  • В 12 месяцев многие малыши еще молчат. Это не является патологией. В среднем годовалый ребенок произносит около 10 простых слов. При этом сын или дочка часто путает слоги местами, малыш использует одно слово для обозначения сразу нескольких предметов.
  • Кроха в этом возрасте уже умеет различать такие слова мамы и папы, как «нельзя», «стой», «возьми» и некоторые другие.
  • Маленький непоседа старается помогать маме. Он может выполнить такие элементарные действия, как поставить тарелку на стол, разложить приборы.
  • Строить башенки из кубиков, а затем разрушать их, бросать игрушки.

В 1 год и 1 месяц карапуз уже интересуется ролевыми играми с родителями. Мальчик или девочка умеет положить куклу спать, покормить зверушек, поставить машинку в гараж и так далее. Если в комнате заиграет музыка, ребенок с удовольствием танцует. Кстати, в этом возрасте у него уже есть любимые треки. Годовалый карапуз знает предназначение многих предметов. Например, взяв в руки расческу он стремится расчесать волосы. Тряпочкой он протирает пыль, ложкой кушает.

В 12 месяцев начинает активно развиваться долгосрочная память. Малыш способен запоминать события, которые произошли несколько дней назад. С каждым днем маленький непоседа становится все более самостоятельным. Он уже умело орудует ложкой, старается надеть обувь, умеет пить из чашки. На этом этапе у сына или дочки уже формируются вкусовые пристрастия. Какие-то продукты он кушает с удовольствием, а от какой-то пищи категорически отказывается, капризничает.