Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей

В возрасте 8-9 лет ребенок все чаще и чаще проявляет свою самостоятельность, хочет показать себя взрослым, но при этом остается достаточно хрупким. Он нуждается в правильном питании, полноценном отдыхе и достаточном количестве сна (9 часов в сутки).

Развитие ребенка 9-месяцев

Ребенку 10 месяцев

  • Ребенок уже совсем уверенно чувствует себя в пространстве. Он свободно ползает, встает на ножки возле опоры, сидит, может ходить рядом с опорой.
  • Может отрывать одну ножку от земли, стоя рядом с опорой, переступать с ноги на ногу.
  • Берет предметы пальчиками (указательным, большим и средним), может брать даже совсем маленькие предметы.
  • Хорошо координирует движения обеих рук. Может действовать двумя руками одновременно.
  • Запоминает и применяет «приемы игры с игрушками». Если Вы ему показали, как с игрушкой играть, скорее всего, именно так он и будет делать.
  • Во множестве источников упоминается, что «в этом возрасте ребенок хорошо сидит на горшке и понимает значение этого предмета». Это неправда . Сидеть то он может (и на горшке, и без горшка), но никакого назначения он не понимает, и поймет не скоро. Подробнее читайте в статье Как приучить ребенка к горшку.
  • Учится манипулировать одним предметом с помощью другого, например, лопаткой пинать мячик, палочкой подталкивать машинку, и тд.

Ребенку 11 месяцев

  • Период первых «условных» слов (как правило «мама, папа, дай». Важно дать правильное направление развитию дальнейшей речи ребенка, об этом читайте в статье Развитие речи ребенка.
  • Может отрывать коленки от пола во время ползания и передвигаться на четвереньках.
  • Развивается интерес к другим детям (подражает их действиям, хочет быть с детьми на площадке).
  • Может наклоняться и приседать из положения стоя.
  • Хорошо знает основные «нет и нельзя», если их немного и они важные.
  • Понимает и выполняет несложные просьбы, типа: дай, возьми, принеси, положи, и тд.
  • Хлопает в ладоши, делает руками «пока-пока» (осознанно).
  • Кивает в знак согласия и отрицательно машет головой в знак протеста.
  • С удовольствием повторяет и различает звуки, которые издают животные.
  • Понимает практически все, о чем говорят взрослые в его присутствии.

Ребенку 12 месяцев

  • Может ходить за ручку (или без поддержки). Когда ребенок начинает ходить без поддержки, он поначалу часто падает. Постарайтесь не кричать в испуге, это пугает ребенка. Помните, что маленькие детки быстро расстраиваются и быстро утешаются. Потерпите буквально пару недель, и ребенок научится падать более-менее безопасно.
Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Примечание. Если ребенок не ходит до 1,5 лет, то это совершенно в рамках нормы, не переживайте!

  • Малыш очень стремится помогать родителям и повторять различные действия. Постарайтесь не спугнуть эту активность, так как это и важный этап развития, и залог того, что ребенок будет помогать в будущем.
  • Ребенок может говорить несколько слов, и много слогов.
  • Четко показывает, что ему нравится, а что нет. Это касается и игрушек, и пищи, и занятий-игр, и одежды, и новых людей, — практически всего. У него уже есть свое личное мнение практически по любому поводу .

Чем еще можно занять ребенка дома 8,лет?

Предлагаем Вашему вниманию некоторые варианты: Конструирование. Лепка из пластилина, теста. Изучение окружающей среды с помощью микроскопа. Рисование. Аппликации. Наборы для фокусов. Роспись по дереву. Изготовление слаймов. Аквагрим. Картины по номерам. Наборы для исследований. Наборы для создания украшений. Поделки из гипса, глины. Поделки из природного материала. Роспись по камню. Роспись по металлу, стеклу. Создание свеч. 3D-пазлы. Чтение книг. Решение головоломок, кроссвордов. Настольные игры. Игра «Твистер». Игра в «Слова». Игра «Крокодил». Изготавливаем фоторамки своими руками. Учимся готовить. Выращиваем комнатные растения. Изучаем энциклопедии. Участвуем в уборке дома (квартиры). Если Вы знаете, чем можно дополнить список, пишите в комментариях.

Психологическое и речевое развитие

Девятимесячный ребёнок всё ярче проявляет эмоции, используя мимику и осознанные жесты: весело смеётся, издаёт возгласы ликования, хлопает в ладоши, капризничает. А также малыш может отворачиваться от предложенной еды, которая пришлась не по вкусу. Или отодвигать ложку с кашей и закрывать рукой рот, когда наелся. Может проявлять недовольство, если отбирают игрушку. В девятимесячном возрасте можно также научить кроху махать рукой на прощанье или гладить кошку.

Тактильный контакт всё ещё очень важен. Малыш сильно привязан к маме и ждёт от неё общения, утешения и защиты. Иногда капризы и плач без видимых причин могут означать недостаток внимания. Поэтому во время общения с ребёнком внимание родителей должно полностью принадлежать младенцу.

Психологическое и речевое развитие

Девятимесячный ребёнок проявляет эмоции, используя мимику и жесты

К 9 месяцам осознанный словарный запас ребёнка увеличивается. Лепет становится более отчётливым. В нём появляются отдельные слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «га-га-га». Малыш понимает значение многих слов: названия знакомых предметов, игрушек, животных, имена близких людей. Он также реагирует на своё имя и начинает подражать незнакомым звукам.

Читайте также:  Курение при грудном вскармливании

Родители могут помочь ребёнку развивать речь такими способами:

  • показывать и называть знакомые предметы, а затем просить малыша, чтобы он сам их показал;
  • произносить различные стишки и потешки, побуждая ребёнка повторять отдельные слова;
  • выполнять с малышом гимнастику для мышц речевого аппарата (надуть щёки, открыть и закрыть рот, высунуть и спрятать язык).
Психологическое и речевое развитие

Контакт между взрослым и ребёнком — одно из условий развития понимания речи

Режим дня ребенка в лет

Режим девятилетнего ребенка подчиняется в большей степени занятиям в школе. Чтобы вовремя приходить в школу, лучше следовать постоянным правилам — ложится спать в одно и то же время, вставать по будильнику, собираться в школу без спешки, обязательно завтракать, а после школы несколько часов отвести отдыху на свежем воздухе, подвижным играм. Затем делать уроки. Перед сном снова отдыхать, принимать ванну или душ. Убедитесь в том, что ваш ребенок не игнорирует чистку зубов, каждые полгода водите его на профилактические осмотры к стоматологу.

Нужно не только объяснять важность чистки зубов, но и рассказывать о вреде табака на зубы и десна. Лучше всего, если детям полается личный пример и слова родителей не расходятся с делом. Пищевые привычки формируются только в семье. Ребенок съест с удовольствием домашний завтрак, если вы дадите его с собой. Со сном проблем почти не бывает – растущий организм требует хорошего отдыха. Нельзя разрешать на ночь глядя смотреть фильмы ужасов, сидеть у компьютера и делать уроки – некоторое время перед сном лучше побыть в спокойной тихой обстановке, а невыполненные уроки лучше оставить на раннее утро.

Игры и упражнения для развития десятимесячного крохи

Множество действий кроха уже умеет сам. У него все больше проявляется интерес к познанию окружающей среды. С ребенком в этом возрасте нужно проводить много времени, а именно играть. Игры должны нести в себе развитие навыков речи и ходьбы, а так же ознакомление с бытовыми предметами. Помните, что любое занятие можно сделать увлекательным и интересным для малыша. Не стоит забывать об усталости малыша. В первой половине дня уделите внимание активным играм, а после обеда подбирайте более спокойные занятия, чтобы ребенок начал подготавливаться ко сну.

Какие игрушки должны быть у ребенка 10 месяцев?

  • Конечно же, кроха будет играться своими любимыми погремушками. Не стоит ему этого запрещать.
  • Большое влияние на развитие крохи будет оказывать пирамидка с яркими кольцами.
  • Обеспечить физической нагрузкой малыша помогут разнообразные мячики.
  • Увлечь и заинтересовать ваше чадо могут пластмассовые или деревянные кубики.
  • Чтобы малыш познакомился со строением человек нужно приобрести кукол.
  • Укреплению причинно-следственного мышления способствуют музыкальные игрушки (пианино, гитары).
  • Знакомству с бытовыми предметами помогут игрушечная посуда и предметы дома.
  • Животные помогут познать мир природы.

Малышам, как правило, интересно играться мелкими предметами. Он заинтересовано будет перелаживать эти предметы, рассматривать и перебирать в ручках. Это могут быть пуговицы, каштаны, макароны, желуди. Такие действия развивают мелкую моторику, а так же способствуют улучшению координации и логики.

Детки любят потешки с движениями. Настроение вашего малыша улучшиться, если вы поиграете с ним в такие игры: «Ладушки», «Сорока», «Мальчик-пальчик».

Сводная таблица с навыками

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому — смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые слова и ходить?). Это автономная речь — т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: особенности развития малыша в 8 месяцев). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы — все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.