Психология и воспитание детей 3-4 года: особенности, кризисы, советы

Ребенок невероятно чутко реагирует на микроклимат в семье. И малейший разлад между родителями вызывает массу переживаний у маленького человека. Он не знает, чем может помочь исправить ситуацию. Вот основные способы ребенка решить проблемы взрослых.

О книге

Каждый родитель наверняка сталкивался с тем, что вдруг его милый и такой чудесный ребенок становится капризным, недовольным, воюет из-за любой мелочи или грубит. В этот момент, когда контакт нарушен, родителям нужна помощь: вряд ли проблемы разрешаться сами собой. Алан Каздин, один из самых авторитетных психологов мира, разработал метод, которая исправляет детей в «трудный» период их жизни. Причем, его приемы актуальны для детей любого возраста — от младенцев до подростков.

 

В книге известного психолога, ставшей бестселлером на Западе, представлена уникальная программа воспитания детей в «трудный» период их жизни. По мнению автора книги, родители часто совершают одну ошибку: пытаются справиться с ребенком при помощи наказаний, тогда как поощрение хорошего поведения оказывает намного больший эффект. Из этой книги вы узнаете: Как справиться с детскими истериками Как приучить ребенка не опаздывать в школу Как ограничить его время за компьютером и у телевизора Как исключить ссоры между братьями и сестрами Как победить грубость и сквернословие Как преодолеть проблемы подросткового возраста «Алан Каздин, профессор Йельского университета, предлагает глубоко научный метод воспитания детей, поэтому от родителей требуется терпение. Он знает, что такое несносное поведение – за такое «сама мать Тереза дала бы подзатыльник Индире Ганди», но предлагает справляться с истериками и капризами, поощряя желательное поведение – причем, намного чаще, чем наказывая за нежелательное». Галина Касьяникова, шеф-редактор сайта Читать полностью Свернуть описание

Как ребенок отражает конфликты в семье

Ребенок всегда реагирует на разлад между родителями. Маленький ребенок (до 7 лет) реагирует телом, т.е. его тело начинает заболевать. Ведь для малыша в этом возрасте эмоции и тело едины. Свои страхи, тревоги, гнев он может выражать болезнью тела (болит животик, голова, снижается иммунитет и прилипает простуда).

Подсознательно ребенок чувствует, что если он заболеет, то все ссоры и взрослые проблемы для родителей отойдут на второй план, и родители сплотятся ради него. Если это уже хоть раз происходило, ребенок уже это не просто чувствует, он это знает. Его психика дает сигнал телу, появляется симптом – такие заболевания называют психосоматическими. Все происходит, конечно же, неосознанно. Подросток реагирует на конфликты родителей чаще всего вызывающим поведением, бунтом, снижением успеваемости. Этим он пытается достучаться до родителей: «Хватит ругаться! Обратите внимания на меня! Может, хоть это вас остановит». Есть и другие формы поведения, когда ребенок старается «решить» проблемы родителей, сплотить их, не дать им ссориться или хуже того, развестись.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Читайте также:  Сколько времени спит новорожденный ребенок в течении дня

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

…НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬ УРОКИ

Что делать? Ребенок не отказывается учиться, когда у него все получается. Нежелание садиться за тетрадки не означает, что он ленив, а говорит лишь о том, что у него проблемы с одним или несколькими предметами. Ему буквально физически больно смотреть в книгу и ничего не понимать, поэтому он старается избежать контакта с учебниками. Исправить ситуацию помогут репетиторы или вы сами, если разбираетесь в предмете.

…НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬ УРОКИ

Кроме того, ребенку необходим режим, уроки должны делаться ежедневно в одно и то же время. Ученику необходимо рабочее место, а не просто краешек обеденного стола. Если нет возможности устроить это дома, договоритесь с учителями, пусть он занимается в школьной библиотеке.

К чему приводят родительские запреты  

Когда взрослые что-то запрещают ребенку, они как бы очерчивают границу для защиты малыша. Родительские запреты выполняют определенную воспитательную функцию. Кроха учится контролировать свои эмоции, понимать, когда нужно прекратить капризничать. Безусловно, дети не любят, когда им что-то запрещают, поэтому могут реагировать со злобой, скандалами, слезами. Но родительские запреты необходимы для того, чтобы правильно воспитать малыша. С очерченными границами кроха научится быть дисциплинированным и почувствует, что родители действительно заботятся о нем. 

В наше время часто встречаются случаи, когда взрослые позволяют детям практически все. Это связано, в первую очередь, с тем, что в детстве родителям многое запрещали. Ребенок растет и начинает осознавать, что с помощью манипуляции можно получить все, что захочет. Как правило, человек, которому многое разрешали в детстве, вырастает инфантильным, не способным принимать самостоятельные решения, капризным.  

К чему приводят родительские запреты  

Другой крайностью является большое количество запретов со стороны взрослых. В этом случае человек вырастет несамостоятельным, робким, и всю жизнь будет искать одобрение мамы и папы.  

Чтобы избежать ошибок в воспитании, взрослым нужно понимать, что запреты должны иметь веское обоснование. Малышу надо объяснять, почему ему что-то запрещают, и какие последствия можно ожидать, если он не послушается. Родительские запреты можно условно разделить на две основные категории. 

  1. Осознанные запреты. Мама или папа, запрещая что-то ребенку, тем самым защищают его от негативных последствий. Например, нельзя ходить зимой на улицу без шапки, иначе можно простудиться. Сюда же входят запреты, которые формируют дисциплину и послушание.  
  2. Неосознанные запреты. Причиной неосознанных запретов могут стать личные переживания взрослого: «Мы не поедем в парк развлечений, потому что ты не послушал меня и не выполнил то, о чем я тебя просила». Также родители могут запрещать детям что-то из-за собственной зависти. Если у них в детстве не хватало игрушек и сладостей, они неосознанно будут проецировать свои детские обиды на собственных малышей. Также основой для неосознанных запретов может служить повышенная тревога за детей. Например, кроха хочет завести щенка. Ничего плохого в его желании нет. Наоборот, четвероногий друг подарит малышу много радости, научит заботиться и любить. Но мама отказывает сыну или дочери, потому что боится, что собака может обидеть ребенка, из-за нее у крохи появится аллергическая реакция, и т. д. 
К чему приводят родительские запреты  

Если родители что-то запрещают трех-четырехлетке, это не нужно делать с осуждением. Запреты не должны вызывать у малыша чувство вины и стыда. В воспитательных целях не стоит запрещать ребенку играть в любимые игрушки или смотреть мультфильмы. Запрещая что-то, обязательно объясняйте, почему вы так поступаете. Только с помощью диалога можно достигнуть желаемых результатов.

Читайте также:  Благоустройство и озеленение территории детского сада: что важно знать