«Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребёнка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.
Когда у ребёнка появляются обязанности?
Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребёнка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как умственному, так и социальному.
- ГБОУ СО «Кировградская школа-интернат …
- Консультации для родителей …
- Памятка для родителей
- Права детей: защита прав ребенка до 18 лет
Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.
Популярные школы воспитания детей
Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.
Популярные школы воспитания детей:
- Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
- Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
- Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
- Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
- Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.
Подробнее о школе Икудзи – обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.
6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.
Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.
Как воспитывать девочку в лет
В период воспитания детей до 5 лет начинает закладываться в сознании гендерная идентификация. Поэтому родители слышат различные «неудобные» вопросы. У девочек ярко выражена тяга к похвале и одобрению, что способствует развитию умения удерживаться от негативных действий.
Кстати!
Мыслительные процессы еще только формируются в детском сознании, а воображение уже совершенно. Воображение помогает крохе адаптироваться к незнакомым условиям социума.
В пятилетнем возрасте у малышек зарождается осознанное представление об идеале внешности, желаемых способностях. Важно общаться с девочкой, интересоваться ее кумирами, любыми персонажами. На этом этапе начинают зарождаться комплексы. Родителям нужно знать, как повысить самооценку чада: чаще хвалите маленькую принцессу, говорите, какая она красивая.
- Страница психолога . Школа 69 город Тюмень
- Лариса Суркова, Ребенок от 8 до 13 лет …
- Почему родители считают возможным не …
- Памятка для родителей
Выделяют наиболее распространенные ошибки в воспитании девочек 5 лет:
- отсутствие похвалы, нежности;
- требовательность;
- несогласованность поведения родителей;
- сравнение девочки с другими детьми;
- чрезмерная опека.
Чтобы уладить отношения с ребенком, не проявляйте грубость и безразличие.
Обязанности подростка и семья
Выше разговор шел об исполнении подростком общественных обязанностей. А есть еще и другие – семейные. И они – такие же важные, как и общественные.
В самом деле: семья – это ячейка общества, как бы банально это ни звучало. Если ребенок научится выполнять свои домашние обязанности и не будет считать, что они ему в тягость, то впоследствии он так же легко будет относиться и к общественным обязанностям. А если он, повзрослев, заведет собственную семью и у него появится свой подросток-«бунтарь», то в этом случае такому родителю проще будет объяснять ему взаимосвязь его прав и обязанностей. Ну и, главное, выполняя обязанности по дому, подросток тем самым учится любить и уважать к своих близких и, как следствие, других людей.
Подробного перечня семейных обязанностей для подростка не существует, да и быть не может: у всякой семьи свои собственные законы и собственные взгляды на этот счет. А, следовательно, у каждого из них может быть особый список домашних обязанностей. Но, вместе с тем, человеческая мудрость и законы человеческого общежития выработали некоторые общие правила, которые разумно вменять в обязанности подростка:

с уважением относиться к родным и близким;
- помогать им;
- прибирать за собой;
- слушать старших;
- чтить семейные законы и традиции;
- бережно относиться к имуществу семьи.
Главное – суметь убедить подростка в том, что он должен выполнять возложенные на него обязанности – на пользу обществу, своим родителям и другим близким людям, ну и, конечно, для собственного блага.