Кратко о том, как быстрее научить ребенка говорить первые слова

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи детей происходит постепенно, поэтому выделяют несколько стадий этого важного процесса. Родителям обязательно нужно знать, что должен произносить ребенок в том или ином возрасте. Это позволит своевременно обратиться к врачу и предотвратить возникновения проблем с речью.

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому если первый малыш начал разговаривать в 1 год, это не значит, что второй обязательно должен начать говорить в этом же возрасте.

Но отставание не должно превышать больше, чем на один возрастной период (скажем если кроха не заговорил к трем годам, то следует бить тревогу и срочно искать опытного логопеда). Перед тем, как быстро научить ребенка говорить, следует знать, что должен произносить малыш в первые 3 года жизни.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи в первый год

В течение первых месяцев жизни дети уже способны произносить некоторые звуки, реагируя, когда к ним обращаются родители. Даже обычный крик младенца является своеобразным сочетанием гласных букв.

Когда малышу исполняется около 1,5 месяцев, он начинает воспроизводить такие согласные звуки, как к, г, х. При этом он сочетает их с гласными звуками, вследствие чего возникает слово агу.

В 6 месяцев дети начинают лепетать. В этом возрасте уже можно заметить, как малыш произносит слоги: ба, па, ма. Лепет продолжается примерно до 8-11 месяцев.

Со временем эти слоги усложняются, преобразовываясь в длинные цепочки, похожие на слова. В год ребенок способен говорить некоторые простые и короткие слова, а также понимать речь взрослых. Многие дети в этом возрасте умеют говорить свое имя. Требовать от годовалого ребенка говорить слова в более чем три слога не стоит.

Как развивается речь у детей?

Развитие речи во второй год

С года до двух лет дети все лучше понимают, что им говорят родители. Они стараются внимательно слушать речь взрослых и повторять слова. Ребенок в 2 года может общаться с окружающими на своем языке. Иногда может применять простые словосочетания.

Что должен говорить ребенок в 2 года? Нормальной речи детей в данном возрасте ждать не следует. Поэтому не стоит искать способы, как научить говорить ребенка в 2 года. Просто нужно общаться с ним побольше и уделять время для развивающих игр, положенных в этом возрасте.

Развитие речи на третьем году жизни

В этом возрасте уже наблюдается положительная динамика в речевом развитии. Малыш начинает говорить целыми предложениями, задавать вопросы, различать числа и части речи.

Как развивается речь у детей?

Как научить ребенка говорить в 3 года? Необходимо обеспечить максимальное общение со взрослыми, читать книжки, петь песенки. Далее нужно будет наблюдать за тем, как малыш умеет отвечать на вопросы, сколько слов говорит, может ли выстраивать разговор правильно с логической точки зрения, желает ли вообще общаться с окружающими людьми или же пытается всеми силами избегать общества. Если наблюдаются отклонения, то следует проконсультироваться со специалистом о том, как их подкорректировать, и как научить ребенка разговаривать в 3 года без всяких проблем.

Упражнения для понимания речи

Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.

"Дай шарик"

учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом "шарик", учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.

Пособия для занятий

Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: "Катится колобок", указываем пальцем на колобка, "на встречу ему лиса", показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.

Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.

Затерты до дыр.Пример заданий.

Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.

Серия с двух до трёх лет.

Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.

Тесты на развитие речиЭто самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.

Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.

———

Как стимулировать развитие речи

Большинство специалистов считает, что и без занятий по специальным дорогостоящим методикам, посещения центров раннего развития можно «разговорить» малыша. Основа успешного развития ребенка – спокойная и доброжелательная обстановка дома.

Не менее важный момент – общение с малышом. Вы можете просто проговаривать все, что делаете сейчас или собираетесь сделать, обращаясь к нему. Важно, чтобы он видел вашу артикуляцию. В условиях социальной изоляции в декрете научиться постоянно, общаться с ребенком женщине несложно.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, специалисты рекомендуют делать массаж лица и артикуляционную гимнастику.

Как стимулировать развитие речи

Что из себя представляет массаж лица:

  1. Поглаживающие движения в области бровей, носогубных складок, области вокруг губ. Совмещать его можно с присказками. Детей ближе к двум годам можно учить самостоятельно, выполнять его.
  2. Следующим этапом будут легкие похлопывания пальцами в тех же зонах.

Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- лет. Из опыта работы

Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец.

Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время.

Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется неопределенно долгий срок.

   Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми, помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития. Сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Игровое   упражнение   «Поем  гласные  звуки  с длительным плавным движение рук». 

– «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;

– «У»: плавное движение обеих рук вперед;

– «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;

– «И»: плавное движение обеих рук в стороны;

– «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;

Читайте также:  Лепка из соленого теста и игры с ним для малышей

– «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Игровое упражнение «Колобок»

Цель: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.

   Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет).

Жили-были дед и баба колобок, лежал,Да и ему зайка:«Колобок, колобок, я тебя съем»«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», – и ему волк: -поднять указательный палец левой руки, правой руки;-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;
Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- лет. Из опыта работы

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

«Отгадай название сказки». Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

«Что лишнее?»

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По – щучьему веленью»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

«Сказочная чепуха». Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка «Репка».

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – «Вау!»

Дед – «Я вам покажу!»

Бабка – «Чтоб тебя…»

Внучка – «Прикольно».

Жучка – «Сейчас спою».

Кошка – «Бубль гум».

Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут — потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи

Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.

Очень полезно  при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.

Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.

Техника выполнения занятия:

  • «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
  • «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
  • «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
  • «иии» — в стороны, вниз;
  • «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
  • «эээ» — движение рук в стороны, вниз.

Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».

При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Вам может быть интересно: Стретчинг для начинающих

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.