Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Ребенок перестал слушаться, капризничает, устраивает истерики и доводит до белого каления? Поздравляем, вы вступили в фазу возрастного кризиса. Почему вы, а не ребенок? Потому что меняться придется, прежде всего, вам. Возрастной кризис означает, что дитя уже выросло из существующей системы отношений. Ему нужны новые отношения с миром и взрослыми и новые правила. Обеспечить ему это можем только мы.

Мои рекомендации

Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

Суть кризиса первого года

Первые шаги ребенка – признак разрыва диады «мать-дитя» и момент начала самостоятельности ребенка. Уже не мама ведет ребенка, а ребенок указывает направление активности, ведет за собой.

Кризис первого года жизни протекает в среднем в возрасте 10-14 месяцев. Суть кризиса отражается двумя основными проявлениями:

  • Ребенок расширяет свои возможности для освоения окружающего мира и отделяется от матери за счет самостоятельных шагов. Диада «мать-дитя» превращается в сотрудничество двух самостоятельных индивидов – мать и ребенок.
  • Происходит познание мира и окружающих предметов с помощью первых слов. Речь находится на переходном этапе, автономна, понятна только близким людям.

В момент перестройки годовалого ребенка наблюдаются характерные нарушения: изменение биоритмов, режима сна и бодрствования, изменение витальных потребностей (чувство голода), эмоциональные аффективные реакции (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако кризис этого возраста не считается острым.

Кризис лет у детей: как вести себя родителям, советы, Психология ребенка

Check Also

Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему “Путь хлеба к нашему столу” Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба. Задачи: Формировать знания детей о последовательности выращивания …

На протяжении многих столетий в основе практически всех рецептов народной медицины лежат те или иные растения, обладающие уникальными свойствами. Отдельные из растений считаются почти волшебными, как, например, мята. Именно поэтому …

Зачем отдыхать с собственными детьми, когда можно этого не делать Для всех, кто планирует уйти в отпуск, «» нашла причины, по которым в эту поездку нужно взять с собой ребенка. …

Важно

Подборка увлекательных и отличных загадок для детей с ответами, которые помогут развить мышление, логику и память ребенка. Детские загадки — это универсальный способ развить ребенка, проверенный многолетним опытом. Новые детские …

Читайте также:  Признаки ротавирусной инфекции у детей – основная картина

В каникулы дети поздно ложатся спать, долго смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. Если все пустить на самотек, адаптироваться к школе будет потом очень трудно. После каникул наступает третья, …

Небольшие стихотворения про лето активно используются педагогами, логопедами, воспитателями в детском саду и начальных классах. Такие стихи быстро запоминаются и дают ребенку представление о времени года, заостряя внимание на его …

Сегодня мы в рубрике Личный опыт публикуем мнение мамы 3 детей Натальи Коростелевой о том, как правильно выбрать детскую коляску для вашего новорожденного малыша. Статья не претендует на экспертность, это …

Позади долгий период беременности и роды. Ваш малыш лежит рядышком, а вы не можете избавиться от волнений и тревог. Ведь вам предстоит пеленать, кормить, ухаживать за малышом. Все ли вы …

С ЧУЖОЙ СТОРОНЫ На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму все …

Кризис лет у детей: как вести себя родителям, советы, Психология ребенка

Эффективные методы развития творческих способностей у детей Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются …

Должны ли взрослые дети следовать родительским заветам? Вначале — совсем очевидные вещи. Если дети уже совершеннолетние, но себя еще не содержат, их судьбу определяют их родители. Если детям это не …

Совет

Представить современное приданое новорожденного без теплого комбинезона уже невозможно. И если для торжественной выписки родители еще используют нарядные одеяльца и ленточки, то для ежедневных прогулок они делают выбор именно в …

Диатез – это собирательное понятие, молодые мамы часто путают его с другими заболеваниями, или, наоборот считают, что ничего особенного не произошло. Ну, покраснели щечки у ребенка, слегка почесались, подавали малышу …

Праздники на летнюю тематику в детском саду. Сценарии Сценарии летних праздников, досугов и развлечений для дошкольников Сценарий летних утренников для детского сада Летние игровые программы для ДОУ. Сценарии Об июле …

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой …

Сын стал взрослым. Каким подарком порадовать его ко дню рождения? Родители всегда помнят о дне рождения детей, в каком бы возрасте дети не были. Если с детскими подарками особых проблем …

Серия песенок для детей для выполнения гигиенических процедур, для развлечений, для обучающих упражнений. ❧ Малыш не любит умываться или купаться? Плачет, когда вы его причёсываете? Конечно, делать это в тишине …

Вальдорфская кукла начала свое шествие из Вальдорфской школы и создавалась для использования ее в дошкольных и школьных учреждениях как наглядное пособие. Идеей для создания этой необычной куклы стали мотивы немецких …

Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Оксана Романчук

Консультация для родителей «О кризисе первого года жизни»

Первый год жизни малыша — один из сложных возрастных периодов ребенка,в течение которого он проходит множество этапов развития: сначала учится переворачиваться с бока на бок, затем — сидеть, ползать и, наконец, ходить. На него обрушиваются обилие информации и большая физическая нагрузка. В результате возникает возрастной кризис, являющийся неотъемлемой частью нормального физического и психического развития ребенка, своеобразным итогом, переходом на следующий этап развития.

Читайте также:  Детский массаж – оздоровительное, лечебное, общеукрепляющее действие

Специалисты связывают начало кризиса первого года жизни с мо-ментом свободной самостоятельной ходьбы, которая становится основ-ной формой передвижения ребенка в пространстве.

Помните: для кризиса этого возраста жизни характерны гипертрофированная привязанность к маме; повышенная эмоциональная возбудимость, капризность; проявление агрессии; непослушание и упрямство.

Предоставляйте малышу в этот период свободу действий, что позволяет ему чувствовать независимость, создает иллюзию «ненужности»

взрослого.

Проявляйте терпимость к попыткам малыша устанавливать при этом свои правила, пренебрегая требованиями и запретами старших.

Не сдерживайте стремление ребенка к самостоятельным действиям, отнеситесь с пониманием к его протестному поведению, желанию делать все вопреки требованиям мамы.

Не пугайтесь истерик и капризов малыша, их непредсказуемости, так как изменения в его поведении свидетельствуют о переходе на новый этап развития — от младенчества к раннему детству.

Старайтесь понять, что это не «капризы»

, а проявлениякризиса, т. е. переходного периода в жизни ребенка, свидетельствующего о процессе развития годовалых детей. Разумно стройте свои взаимоотношения с малышом, спокойно предъявляйте ему требования, с пониманием отнеситесь к изменяющимся потребностям растущей и развивающейся личности, которые затрагивают в этот период все сферы жизни ребенка: предметную деятельность; отношения со взрослыми; отношение к себе своим желаниям.

Поощряйте самостоятельность крохи,пусть он многое делает сам и осваивает новые способы действий: пытается самостоятельно

пользоваться ложкой и кружкой во время еды; упражняется в раздевании и одевании; подражает взрослым, повторяет в играх и действия. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, осознает собственное «Я»

в окружающем мире.

Обращайте внимание на xapaктерные личностные изменения ребенка: повышенную обидчивость, капризность, недовольство привычными мелочами, упрямство в отстаивании выполнения своих желаний (часто непостоянных непоследовательных, проявление

независимости и самостоятельности; старайтесь смягчить их проявления и помочь малышу преодолеть возрастной кризис «Я — сам»

Стремитесь найти золотую середину между строгими запретами и вседозволенностью; установите определенные и постоянные правила, которые малыш может легко запомнить и начнет им следовать;соблюдайте основные принципы бесконфликтной дисциплины:

включайте в жизнь каждого ребенка определенные ограничения и запреты, немногочисленные правила;

сообщайте ребенку требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном, избегайте строгих, повелительных интонаций;

четко и ясно давайте понять малышу, какое его действие приемлемо, а какое недопустимо ни при каких обстоятельствах;

избегайте длинных нравоучительных монологов, так как маленький ребенок не способен воспринять и переработать большой объем информации; решительно останавливайте малыша от недозволенных действий.

Создавайте необходимые условия для освоения полезных и безопасных действий, мягко направляйте активность ребенка в конструктивное русло; не отбивайте у него желание действовать самостоятельно постоянными ограничениями и запретами.

Показывайте малышу желаемый результат и чаще хвалите его, давайте оценку не личности ребенка, а его конкретным действиям. Заниженная оценка действий и поведения ребенка может привести к «отрицательному программированию»

его личности.

Ваше спокойствие и терпение помогут ребенку благополучно пережить кризис первого года жизни.

Кризисные симптомы

Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.

Экспресс-тест

  1. Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
  2. Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
  3. Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
  4. Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
  5. Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
  6. Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
  7. Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
  8. Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
  9. Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
  10. Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?
Читайте также:  Беременность и мобильный телефон: врозь - скучно, вместе - опасно

7 достоверных признаков

Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен.

Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.

Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:

Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.

Упрямство

Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до замечание! Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении

Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.

Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.

Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.

Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.

Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным.

Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.

Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.

Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.

Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.

Какие из этих 7 симптомов чаще всего проявляются у вашего ребенка? Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.