Какие настольные игры полезны для дошкольника?

от Инна Морозова | Мар 27, 2015 | Играя, учимся жить | 14 коммент.

Развитие мелкой моторики Как избежать проблем в современном воспитании ребенка? Какие настольные игры полезны для дошкольника?

Настольные игры – универсальное средство для развития ребёнка. С давних пор известно, как влияют шахматы на логическое и стратегическое мышление человека, особенно если познакомиться с ними с детства. Сейчас редко можно встретить шахматы в программе детсада, однако это компенсируется большим выбором современных «настолок», которые помогают развивать различные способности ребёнка.

Польза настольных игр:

  • Развитие логического мышления, навыков принятия решения, способностей предвидеть последствия своего выбора
  • Дети учатся работать в команде, общаться, спокойно решать сложные ситуации
  • Тренируется усидчивость, внимательность, развивается память
  • Расширяется кругозор, ребёнок приобретает в игровой форме новые знания
  • Живое общение с родными и друзьями, многие во взрослом возрасте с ностальгией вспоминают те времена, когда всей семьёй проводили время за игрой.

Виды «настолок»:

Настольные «ходилки», головоломки, стратегии могут быть рассчитаны на развитие различных навыков и способностей. Все их можно разделить на насколько категорий:

  • На развитие психических процессов: памяти, внимания, реакции, способности концентрироваться на процессе, усидчивости – лото, домино, различные игры с карточками, конструкторы, мозаики.
  • На познание окружающего мира: географии, биологии, бытовых предметов, профессий и т.д. Сюда же можно отнести и те, которые направленны на усвоение норм безопасности в быту и на улице. Это различные тематические лото и «ходилки», игры с карточками, а также паззлы.
  • На усвоение навыков счёта, грамоты, изучение алфавита, нотной азбуки и т.д.
  • На логическое мышление – в основном с набором фишек или фигур, а также стратегические и тактические – для более старшего возраста.
  • На мелкую моторику и координацию движений

Как выбрать игру для ребёнка

  • Для ребёнка 3-4х лет при выборе нового развлечения самое важное правило – безопасность. Не должно быть слишком мелких предметов, которые можно случайно проглотить, все предметы должны быть выполнены из экологичных безопасных материалов и не иметь острых углов и режущих кромок.
  • Важно заранее продумать, сколько игроков понадобится и как часто можно собирать такое количество. Иначе может получиться так, что заветная коробка месяцами будет пылиться на полке. В идеале должно быть интересно участвовать двоим-троим игрокам, включая взрослых.
  • Обратите внимание на семейные игры, которые будут интересны и взрослым участникам – это хороший повод собраться вместе и провести время семьёй.
  • И, конечно, нужно учитывать интересы ребёнка. Если ребёнок бредит динозаврами, его увлечёт карта-путешествие по доисторическим джунглям, если он увлекается роботами, то различные конструкторы порадуют и помогут развить творческие навыки.
Читайте также:  Как улучшить плохой почерк ребёнка: советы родителям

И не стоит забывать, что можно придумать и реализовать собственную фантазию вместе с ребёнком – нарисовать и раскрасить карту, вырезать из картона фишки, придумать правила и вместе опробовать новый мир.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.
Читайте также:  20 правил для отцов, воспитывающих дочерей

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Польза настольных игр для детей

Польза настольных игр велика. Прежде всего – это достойная альтернатива компьютерной жизни ребенка. Известно, что привыкание и развитие компьютерной зависимости у детей происходит достаточно быстро. При ограничении или полном исключении компьютерных гаджетов из жизни школьника, у него возникает некое подобие ломки: ребенок не знает, чем заняться, куда себя деть, впадает в состояние депрессии, степень которой выражается степенью привыкания к «любимым» гаджетам.

Настольные игры бывают различными по содержанию, поэтому можно выбрать несколько таких игр для сына или дочки, чтобы их досуг был разнообразным и интересным. Разные виды игр способствуют развитию различных навыков: математическому счету, логике, образному и стратегическому мышлению и даже коммуникабельности. Это связано с тем, что настольные игры рассчитаны на 2 и более игроков, поэтому ребенку будет интересно поиграть в любимые игры вместе с друзьями, одноклассниками.

Подведем итог. Настольные игры способствуют развитию у ребенка:

  • логики;
  • мышления логического и стратегического;
  • зрительной памяти;
  • внимания;
  • математических навыков;
  • памяти;
  • образного мышления и восприятия.

Головоломки

Эти игры разрабатываются для одного участника, хотя с их помощью проводятся турниры с участием большого количества игроков. Материал головоломок зависит от того, на что хватит фантазии и воображения конструктора.

Кубик рубика

Это куб, состоящий из 26 кубиков из пластмассы поменьше. Детали вращаются вокруг оси, которая невидна снаружи. Каждая сторона представлена своим цветом, и образует 54 квадратика. Повернув сторону этой головоломки, меняется местонахождение граней между собой.

Читайте также:  Как подстричь ногти новорожденному ребенку первый раз комаровский

Цель – вернуть куб в исходное положение. Должен получиться кубик с одноцветными квадратами. Алгоритм, с помощью которого собирается такая головоломка за минимальное число ходов, принято называть «божественным алгоритмом», а число ходов имеющее максимальное значение – «божественным числом».

Самым знаменитым способом просчета ходов «Кубика Рубика» называют метод Джессики Фридрих. Со времен появления этой интересной головоломки (магического куба) продалось триста пятьдесят млн. экземпляров такой игрушки и похожих на нее. Проводят соревнования.

Змейка Рубика

Выглядит как 24 призмы, образующими змейку в виде треугольника с прямыми углами. Цель – как можно быстрее собрать из змейки геометрические фигуры похожие на собаку, мышь, кобру и самолет. Эта головоломка способствует развитию пространственного мышления.

Сделайте съедобный пластилин

Вам понадобится:

  • полстакана размягченного несоленого сливочного масла;
  • 1 столовая ложка густых сливок;
  • четверть чайной ложки ванильного экстракта (по желанию);
  • 3-4 стакана сахарной пудры;
  • гелевый пищевой краситель (по желанию).
Сделайте съедобный пластилин

Взбейте миксером сливочное масло и сливки. Затем постепенно введите в массу сахарную пудру, перемешайте. Масса должна стать густой и достаточно плотной для лепки. В конце добавьте экстракт ванили (по желанию). Вымесите тесто на поверхности, присыпанной сахарной пудрой. Разделите его на несколько частей, в каждую капните по капельке пищевого красителя и снова хорошо перемешайте (если не хотите пользоваться красителями, можете оставить массу белого цвета). Теперь можно приступать к лепке — раскатывать скалкой, вырезать фигурки или формировать их пальцами, они достаточно просто скрепляются между собой. А главное — все это потом можно съесть.