Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

Подготовка ребенка к школе, пожалуй, самый ответственный момент в жизни каждой семьи. Малыш подрос, пришла пора вступить в совсем другую жизнь. Школа – место, где надо уметь «выживать» среди равных и неравных.

Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?

То, что у ребёнка отсутствует мотивация к учёбе, выражается в том, что дети намеренно или случайно забывают выучить заданные на дом уроки, содержат рабочее место в беспорядке, отвлекаются на занятиях, «считают ворон», общаются с соседями по классу, всячески демонстрируют скуку. Такие дети склонны обвинять педагогов в занижении оценок, но чаще всего их не интересуют результаты и успеваемость совсем не волнует.

Если у ребёнка нет мотивации к учёбе это может объясняться некоторыми факторами:

1. Ребёнка рано отдали в школу, он ещё не созрел психологически для занятий. Иногда родители могут ошибаться, думая, что их дети очень развиты и много знают, опережают сверстников. Но даже если это действительно так, и в семье растёт вундеркинд с высоким уровнем интеллекта, это не значит, что он уже готов, с точки зрения психологии. Маленьким детям трудно выдержать 45 минут, без активной подвижности, при этом удерживая своё внимание на словах учителя.

2. Причина может быть в конфликтах с педагогом. Иногда, с точки зрения учителя, ничего подобного не происходит, и он даже может не подозревать о натянутых отношениях. Он может обратить внимание на понижение успеваемости, не осознавая, что назрел конфликт интересов. Причиной неприязни к учителю может быть неосторожное слово, несправедливое отношение, затаённая обида. Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы.

3. Конфликты с одноклассниками и другими учащимися. Если произошло событие, которое породило такую проблему, то решить её без последствий может быть затруднительно.

4. Особенности ребёнка. Физические дефекты, особенности развития и всё, что отличает его от сверстников, может стать причиной буллинга, травли. Ощущая негатив со стороны окружающих, ребёнок не хочет привлекать к себе внимание, становится замкнутым, поэтому он не испытывает желания лишний раз посещать школу.

5. Мотивация ребёнка на учёбу в школе страдает и от нездоровой обстановки в семье. Скандалы между родственниками, ревность, моральное давление и завышенные требования к ребёнку уничтожают любую мотивацию.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Как заинтересовать ребенка учебой? Об этом задумывается ни одно поколение родителей. Прежде всего, ребенок должен понимать, для чего он учится. Это взрослые привыкли выполнять некоторые неприятные дела только потому, что надо. С детьми этот фокус не пройдет. Они должны понимать цели обучения и быть настроенными не на конечный результат (хорошую оценку), а на процесс.

Попробуйте поговорить с чадом о том, кем он хочет стать в будущем. Объясните, что для этого ему необходимо будет хорошо разбираться в тех или иных школьных предметах. Без таких знаний он не только не добьется успеха в выбранной профессии, но и вряд ли вообще сможет ее освоить. Здесь еще важно понимать следующий момент: вы сделаете упор на ряде предметов (понятно, что для каждой профессии существует свой перечень необходимых наук). Но нужно обязательно объяснить ребенку, что при этом он не должен запускать другие школьные дисциплины, которые косвенно могут повлиять на его успех в карьере. Например, если чадо хочет выбрать гуманитарную профессию, ему потребуются и точные науки – они помогут ему научиться мыслить логично, что непременно пойдет на пользу. А если ребенок решил стать, например, ученым-физиком, то должен понимать, что ему предстоят публичные выступления. Таким образом, если он будет плохо знать русский язык, то может попасть в неприятные и глупые ситуации.

Также ребенку нужно объяснить, что чем ты умнее, тем больше и добиваешься в жизни. И что любые знания могут пригодиться. Эти тезисы лучше подкрепить примерами знакомых и героев фильмов/книг. При этом никогда не высказывайтесь внутри своей семьи об преуспевших в учебе людях пренебрежительно. Напротив, примеры всегда должны быть позитивными. То есть нужно рассказать ребенку, как мамина подруга с нуля основала бизнес и за несколько лет существенно развила его, а не о том, как папина одноклассница, защитившая диссертацию, работает уборщицей. Чадо должно понимать, что важно обладать не только теоретическими знаниями, но и умением применять их на практике. И если папина одноклассница не сумела правильно распорядиться тем, что ей дали усидчивость и природа, то это не значит, что любой умный человек неудачник.

Чтобы ребенок получал удовольствие от учебного процесса, важно, чтобы он делал успехи. Понятно, что это удается не всегда – у всех бывают промахи. Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить ряд достижений. Необходимо, чтобы родители оказывали помощь ребенку в учебе, поощряли его успехи и тягу к любым знаниям. Например, если ваше чадо хочет заниматься каким-то предметом дополнительно, то нужно постараться всячески этому способствовать: записать на дополнительные занятия, купить обучающие материалы.

Хвалите своего школьника за любые успехи, не ругайте за неудачи, а лучше постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и как это исправить.

Мотивация ребенка к учебе

Мы уже поговорили об основных способах развития мотивации ребенка к учебе (формирование целей, поддержка интереса, поощрение). Есть и дополнительные методы:

  • больше игры в процессе обучения

Старайтесь соединить познавательный процесс ребенка с его хобби. Так, например, если вашему чаду нравится какой-то мультфильм, то можно приобрести фигурки его героев и разыгрывать между ними диалоги на иностранном языке. Или купить обучающие диски, которые созданы в тематике этого мультфильма.

  • поощрения и наказания

Мотивация ребенка к учебе может быть различной. Можно награждать ребенка за хорошие отметки и «брать с него штраф» за плохие. Например, за плохие оценки он должен делать какую-то работу по дому, а за хорошие получит какую-то сумму денег. Однако этот метод не должен быть основным в вашей семье, в противном случае ребенок будет «учиться за деньги», что вряд ли принесет ему большую пользу. Можно практиковать этот способ для предмета, с которым у школьника особенные трудности.

Подойти к этому необходимо со всей серьезностью, обсудив все тонкости «на берегу», чтобы уже в процессе не выяснилось, что вы друг друга не поняли, и ребенок обидится. Лучше всего требования обеих сторон отразить в «договоре», составленном совместными усилиями, который подпишут и родители, и их чадо.

Также можно обойтись без «денежных отношений». Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок (путешествие в какую-то страну, новый компьютер и т.д). Пообещайте выполнить его желание (и выполните, конечно, если чадо справится со своими обязательствами), если школьник, например, закончит год на одни пятерки (или без троек – возможны варианты).

Старайтесь пробовать разные методы, и тогда вы обязательно отыщете те, которые помогут вам настроить вашего ребенка на учебу.

Какой бывает мотивация

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Читайте также:  Обучение ребенка счету: общие правила, упражнения, игры, методики

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы.

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию. Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации:

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.
Читайте также:  В каком возрасте ребенку нужен компьютер и зачем \ Что нужно знать родителям?

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

Какой бывает мотивация

[sc name=»Adsense»]

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе, по большей части, начинается психологически. И родители, и ребенок психологически еще не готовы сделать такой важный шаг на пути к потоку информации и социальным контактам с чужими (пока) людьми.

Поэтому психологической подготовке важно отводить первостепенное значение. С чего же начинается такая подготовка?

Прежде всего, это дать ребенку элементарные знания о том месте, где ему предстоит провести многие годы. Рассказать о школе, что это за учреждение. Дать понимание структуры заведения – что там много помещений (классы, залы, участки вокруг здания).

Рассказать, что делают в каждом помещении – в классах много парт и стульев. На них дети сидят парами или по одному (в зависимости от формы парт) во время уроков. Уроки длятся от 30 до 45 минут. Это то время, когда ребенок может находиться за партой и получать информацию, не уставая.

Каждые 45 минут звенит звонок, и все дети могут встать и выйти в коридор, чтобы отдохнуть в течение 10-15 минут.

В течение дня у школьников от 4 до 7 уроков. С утра проводятся уроки, требующие большей концентрации внимания – математика, русский язык, литература, иностранный язык и т.п.

Речь ребенка – эгоцентрична ли?

Обучаем ребенка чтению

Готов ли ребенок к обучению в школе?

Домашнее онлайн обучение

К концу дня по расписанию ставятся уроки, требующие меньшей нагрузки мозга – рисование, пение и т.п.

Задолго до прихода в школу ребенок должен знать, что там он встретит много разных детей и взрослых. Все они приходят туда каждый день. Дети идут, чтобы узнать что-то новое, научиться разным полезным вещам.

Взрослые – педагоги приходят в школу, чтобы научить детей что-то делать, познакомить их с интересной информацией.

Есть и другие взрослые на территории школы. И каждый выполняет свою важную работу – кто-то готовит для детей еду. В определенное время все школьники собираются в столовой, занимают соответствующие места и кушают то, что приготовили для них повара.

Другие взрослые следят за порядком на территории школы, чтобы все было чисто и безопасно для школьников.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к школе заключается в том, чтобы привить интерес к обучающему процессу, заинтересовать самим пребыванием ребенка в здании и во время уроков. Малыш не должен бояться всего нового, что ждет его впереди, а желать узнавать об этом и стремиться к началу школьного обучения.