Как взять себя в руки, когда ребенок выводит вас из себя

Все мы люди и все одинаково хотим, чтобы нас хвалили за что-либо. Это помогает нам самоутвердиться, почувствовать себя увереннее, понять, что мы все делаем правильно. В школе или университете мы получаем в качестве поощрения отметки за свои старания. На работе мы получаем зарплату, премии и бонусы как показатель того, что мы молодцы. И все равно мы хотим слышать добрые слова в свой адрес. Нужно ли хвалить ребенка? А как правильно хвалить ребенка?

Зачем за что и как правильно хвалить ребенка

Так вот детям это особенно необходимо. На данном этапе их жизни, наше восхищение их победами – это единственное, из чего они делают выводы, что сделали что-то хорошее или просто правильно. Мы должны знать, как правильно хвалить ребенка. Тут оказывается тоже можно допустить свои ошибки. И в итоге ваше поощрение может принести еще и отрицательный результат.

Что бы ребенок не сделал, он ждет вашей похвалы. То ли нарисовал рисунок, то ли игрушки собрал, то ли мусор выбросил. Буквально всегда и за все свои действия он хочет добиться восхищения и одобрения родителей. Детей надо хвалить. Это важно! Важно для них, и для вас.

Зачем за что и как правильно хвалить ребенка

Ребенка надо хвалить. Но никогда не сравнивайте вашего ребенка с кем-либо: «Вот молодец! Ты послушный, как Паша (Саша, Маша)». Нет, нет, нет! Ваше поощрение должно касаться исключительно победы вашего малыша!

Когда родители детей хвалят, то дети чувствуют себя нужными, защищенными, уверенными в себе и любимыми. А вот тут важно знать, как не переусердствовать с похвалой или, наоборот, не пожадничать.

Почему дети себя плохо ведут

Во время беседы с нашим изданием доктор пояснила, что дети не знают, как устроен мир, какие правила поведения в нем установлены, и не хотят их придерживаться. Такое поведение вызывает у взрослых бурю эмоций, и это вполне объяснимо. Но не стоит ругаться, ведь главная задача взрослого в этом случае — доходчивое и спокойное объяснение ребенку смысла всех правил приличия.

«Дети могут использовать плохое поведение для того, чтобы привлечь внимание. И действительно, хорошее поведение воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, тогда как ребенок, который кричит, портит вещи, обзывается, обязательно получит хоть и негативную, но реакцию взрослых. Другой причиной нарушения поведения может быть физическое неблагополучие ребенка — усталость, недомогание. Тогда он может быть капризным, раздраженным. У некоторых детей, особенно 4–10-летнего возраста, некоторые психические расстройства могут проявляться в первую очередь симптомами нарушения поведения».

Но бывает и такое, что ребенок слушается только одного из родителей. Такая ситуация многих ставит в тупик и порой даже сильно обижает. Поэтому мы решили поинтересоваться у доктора, как поступать в таких случаях. По ее словам, дети могут вести себя плохо с одним из родителей или другим взрослым, поскольку чувствуют от этого человека безусловную любовь.

«Таким образом он как бы снимает напряжение, например после детского сада, где вынужден был долгое время следить за своим поведением. Другой причиной может быть нарушение взаимодействия с этим родителем. Тогда следует работать над улучшением детско-родительских отношений».

Как проявляется родительское обесценивание

Ваши мнения и мысли могли быть высмеяны или отброшены как бессмыслица. Эти шаблоны затрудняют развитие ясного чувства «я». Вы могли начать чувствовать себя глупо или что у вас не будет друзей, если вы будете собой, так что вы начали приобретать привычки, симпатии и антипатии и мнения других, которые, похоже, «вписываются».

Возможно, с годами вы накопили много гнева из-за того, что вас не выслушивали, а, возможно, у вас развилась депрессия или тревожное расстройство. Утверждения, которые можно услышать в этих семьях, включают:

  • Не чувствуй себя плохо; ты должен быть счастлив.
  • Это не больно; Ты большой мальчик.
  • Хватит плакать; перестань устраивать драму.
  • Ты не можешь сделать это правильно.
  • Давай я это сделаю.
  • Тебе не нужно носить то, что носят все. Я одену тебя получше.
Читайте также:  5 ошибок в общении с ребенком + методы продуктивного общения

Даже здоровые родители могут время от времени говорить такие вещи. Это постоянный критический и контролирующий тип родителей, которые наносят ущерб ребенку такими комментариями.  Такие родители даже могут брать на себя выполнение домашнего задания или  работы, которую ребенок должен делать сам. Если это случалось с вами в детстве, вы, возможно, помните, что чувствовали себя так, как будто вы вообще не могли ничего сделать правильно.

Если вы из этого, обесценивающего типа семьи, вам может быть трудно доверять себе или планировать и воплощать свои собственные жизненные цели и мечты. Вы можете позволять другим принимать все важные решения за вас, в том числе и о том, какую работу нужно иметь. Вы не можете смело рисковать, опасаясь определенного провала. Возможно, вы оказались на такой работе, где вас прямо контролируют, поскольку вы считаете, что вам это нужно. К сожалению, это приводит к неудовлетворенности, поскольку выбор, который другие делают за вас, не всегда хорош.

Как проявляется родительское обесценивание

Здоровые отношения могут быть трудны для вас. У вас может быть управляющий вами партнер или тот, кто эмоционально недоступен. Поначалу вы не можете распознать его, поскольку вы воспринимаете такое его поведение как «нормальное». Вас не утешают, когда вы в беде и, к сожалению, вы также можете считать это нормальным. Ваши мысли, потребности и желания по-прежнему игнорируются или сводятся к минимуму.   Со временем вы начинаете возмущаться этим. Обида, когда вы чувствуете себя беспомощным, обычно приводит к гневу и депрессии, а также увеличивает вероятность развития некоторых неудачных копинг-стратегиий (стратегий преодоления). Ниже приведены несколько наиболее распространенных личных трудностей, с которыми сталкиваются взрослые дети обесценивающих родителей:

  • Абьюзивные отношения;
  • Проблемы управления гневом, вызванным негодованием и фрустрацией;
  • Тревожные расстройства;
  • Зависимые отношения;
  • Депрессия;
  • Сложность с уверенностью в себе и установлением границ;
  • Низкая самооценка;
  • Неудачные стратегии преодоления;
  • Трудности с  принятием решений;
  • Проблемы взаимоотношений;
  • Неуспеваемость и неуспешность.

Если вы считаете, что этот обесценивающий тип воспитания повлиял на вас и вашу жизнь, еще не слишком поздно переучиваться, чтобы доверять себе и ценить себя. Никогда не поздно.

©

Как нельзя хвалить ребенка

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.

Дмитрий Иванович Писарев

Наши дети привыкли слышать от нас: «Ты такой молодец!» или «Хорошая девочка!» Эти стандартные одобряющие фразы мы произносим по нескольку раз в день, уверенные, что поступаем правильно, но это не совсем так.

Чаще всего мы хвалим детей автоматически, не слишком задумываясь над тем, действительно ли заслуженна похвала.

Одобрительное «Молодец!» звучит из наших уст независимо от того, хотим ли мы поздравить ребенка с решением трудной задачи или похвалить за то, что разрешил младшему брату поиграть со своими игрушками.

Но не создаем ли мы этим бездумным захваливанием проблем и себе, и ребенку? Не посылаем ли мы ему тем самым сигнал о том, что он – «пуп земли», весь мир ему должен, и все, что бы он ни сделал, достойно восхищения? Не являются ли эти «сладкие» похвалы всего лишь пустыми словами, с помощью которых мы отгораживаемся от ребенка? Педагог Эми МакКриди, мнение которой приводит Huffington Post, считает, что хвалить тоже надо умеючи. Вот пять типичных ошибок, которые чаще всего допускают родители, нахваливая свое любимое дитя.

Сплошное сюсюканье и никакого смысла

Старайтесь обращать внимание не на результат, а на ту тяжелую работу, которую пришлось проделать ребенку, чтобы его достичь.

Хотя нам нелегко найти правильные слова, а проще воскликнуть что-нибудь незначащее, вроде «Это чудесно!» или «Это самый лучший рисунок, который я видела!», нужно заставить себя и сделать это.

Например, скажите: «Я вижу, что тебе действительно пришлось потрудиться, чтобы нарисовать эту машину». Ежедневная доза таких мыслительных усилий с вашей стороны даст ребенку гораздо больше, чем пустая болтовня.

Похвала за то, что кажется ребенку естественным

Как нельзя хвалить ребенка

Хвалите за действия, а не за то, что ребенок воспринимает как свою неотъемлемую принадлежность: например, музыкальные способности или умение быстро бегать. Ведь дети просто наслаждаются тем, что дала им природа, и никак не могут повлиять на это сознательно. Старайтесь фокусироваться на тех вещах, которые действительно требуют от ребенка усилий, и это принесет ему реальную пользу в будущем.

Читайте также:  Асфиксия новорожденных

Наклеивание ярлыков

Постоянно называя одного ребенка настоящим спортсменом, другого – шутником, третьего – застенчивым, четвертую – красоткой и так далее, мы как будто раскладываем их по полочкам. Это не дает детям возможности выйти из этих стереотипов, проявить себя и понять, какие же они на самом деле.

Похвала или критика в отношении одного из детей в присутствии другого

И то и другое ведет к соперничеству и ревности между братьями и сестрами. Лучше делать это с глазу на глаз. Только тогда ребенок в полной мере будет воодушевлен, если речь идет о похвале, или же раскается в своем поведении, если вы выскажете порицание, а брат или сестра не испытают при этом чувство неоправданного превосходства или унижения.

Ложка дегтя в бочке меда

Не стоит, хваля ребенка за что-то, иронизировать и напоминать ему о его прошлых прегрешениях. Например: «Как приятно теперь зайти к тебе в комнату! Наверное, ты потратила много времени, чтобы все тут убрать.

Посмотри, ведь гораздо лучше, когда в комнате виден пол?» То, что начиналось как искреннее восхищение проделанной работой, оставило после себя горькое послевкусие и обиду в душе.

Нужно было остановиться на втором предложении.

Похвала, как сладкая конфета, хороша в небольших дозах, напоминает МакКриди. Иначе наступает пресыщение и дефицит настоящих вещей, нужных ребенку для того, чтобы вырасти счастливым – поддержки, доверия, сотрудничества, терпения, любви.

Как успокоиться и не раздражаться на ребенка?

Что делать, если ребенок бесит, кричит, не слушается и вообще ведет себя так, что вы еле сдерживаетесь, чтобы не раскричаться в ответ? Сдерживайтесь дальше – кричать точно не нужно. Так вы не решите проблему, а только усугубите ситуацию. Конфликты будут расти, как снежный ком, превращая вашу семейную жизнь в настоящий ад. Мы собрали для вас самые эффективные способы взять себя в руки, а еще примеры, как никогда не надо делать.

  • Контролируйте дыхание. Обычный совет «Глубоко вдохнуть, а затем посчитать до 10» действительно работает. Это несложное упражнение поможет быстро успокоиться и взглянуть на ситуацию по-другому.
  • Будьте строгими, но не жестокими. Если в ответ на истерику ребенка вы сами начнете кричать, ссора затянется надолго. Покажите, что вы готовы решать конфликт, но исключительно по-деловому и в спокойной обстановке.
  • Оценивайте не ребенка, а его поведение. То, что ребенок раскричался или перепачкал одежду, не делает его плохим. Это свидетельствует только о его поведении в текущий момент. Держите эту установку в голове и действуйте, исходя из нее. Не лишним будет почитать специальные книги для родителей.
  • Помогите ребенку выразить эмоции. В идеале попробуйте перевести истерику в душевный разговор – почему он так себя ведет, что хочет донести? Может, его что-то волнует и он не может по-другому достучаться до вас?
  • Хвалите ребенка. Говорите слова похвалы не только когда ребенок получил хорошую оценку или убрал в своей комнате, но и когда он смог спокойно донести до вас свои мысли. Так вы создадите позитивное подкрепление хорошего поведения, а еще обезопасите себя от истерик на тему «Мама и папа меня не хвалят и не замечают».
  • Поставьте себя на место ребенка. Да хотя бы вспомните собственное детство. Разве вам не хотелось орать и топать ногами, когда взрослые не обращали на вас внимания или игнорировали ваши просьбы без каких-либо объяснений? Делайте выводы.
  • Контролируйте сон и приемы пищи. Это касается и вас, и вашего ребенка. Если вы сами постоянно не высыпаетесь и плохо питаетесь, то непременно станете нервными и раздражительными. Если ребенок ложится спать за полночь и пропускает завтрак, это тоже отобразится на его настроении и поведении не самым лучшим образом.
  • Поддерживайте хорошие отношения в семье. Не ругайтесь с мужем или женой при ребенке, чтобы он не перенял такую модель выяснения отношений. Не кричите на сына или дочь – всегда демонстрируйте свою любовь и поддержку.

Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил.

Читайте также:  Ох, уж эта простуда… Народные рецепты лечения

Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить.

Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда — схожие понятия.

Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто.

Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева).

При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе.

Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.

Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами

Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок.

А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания.

Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте.

Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.).

За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.