Как сформировать самооценку у ребенка дошкольного возраста \ Что нужно знать родителям?

Влияние сверстников на формирование самооценки детей старшего школьного возраста. Проблема формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна в наши дни. Потому что дошкольник не может еще сам оценивать свои поступки и не может сам сформировать свою самооценку. Процесс самооценивания в дошкольном возрасте является важным фактором в жизни и развитии личности.

Как формировать у ребенка способность к самообладанию

Под­ра­жая нахо­дя­щимся рядом людям, ребе­нок фор­ми­рует навыки. Он копи­рует слова, жесты, эмо­ции, поступки. Без вни­ма­ния не оста­ется ни реак­ция взрос­лых на раз­дра­жи­тели, ни пове­де­ние в кон­фликт­ных ситу­а­циях. Даже мла­де­нец пони­мает, когда его хва­лят, а когда ругают, чув­ствует он и роди­тель­скую тре­вогу, даже если мама и папа ста­ра­ются ее не выдавать.

Фразы, эмо­ци­о­наль­ные реак­ции откла­ды­ва­ются в созна­нии детей, а затем акти­ви­зи­ру­ются в жиз­нен­ных ситу­а­циях. У плак­си­вой мамы непре­менно будет плак­си­вая дочка, а гру­бый отец уви­дит про­яв­ле­ние гру­бо­сти у своих детей.

Если взрос­лый явля­ется эмо­ци­о­нально неста­биль­ной лич­но­стью — это непре­менно ска­жется на ребенке. Депрес­сив­ные мамы или импуль­сив­ные папы, кото­рые излишне эмо­ци­о­нально реа­ги­руют на все, повы­шая голос, раз­бра­сы­вая вещи и про­яв­ляя агрес­сию, даже не заду­мы­ва­ются, какой урон нано­сят дет­ской пси­хике. Сна­чала такое пове­де­ние роди­те­лей все­ляет тре­вогу. Ребе­нок ста­но­вится каприз­ным, плохо спит, посто­янно чего-то боится, часто пла­чет без повода — пси­хика трак­тует при­сут­ствие род­ствен­ни­ков как опас­ность. Это состо­я­ние будет посте­пенно пере­но­ситься на весь окру­жа­ю­щий мир — малыш будет вос­при­ни­мать его как агрес­сив­ный и опас­ный. В буду­щем он нач­нет вос­про­из­во­дить ско­пи­ро­ван­ное пове­де­ние близ­кого род­ствен­ника — будет каприз­ным, импуль­сив­ным, истеричным.

Со спо­кой­ными и пони­ма­ю­щими роди­те­лями ребе­нок будет адек­ватно реа­ги­ро­вать на труд­но­сти, про­яв­лять любовь и заботу, при­ни­мать реше­ния, активно дей­ство­вать — он впи­тает в себя эти каче­ства. Само­об­ла­да­нию ребенка могут научить только роди­тели, обла­да­ю­щие этим качеством.

Почему у ребенка заниженная самооценка?

Одной из причин неуверенности в себе у крохи может быть сравнение его с другими детьми. Особенно подкашивает веру в себя сравнение с собственными братьями и сестрами. Которые, в свою очередь, могут поступать по примеру родителей, еще больше унижая чадо, указывая на его ошибки и недочеты. Как вариант низкой самооценки в данном случае может выступать сравнение с каким-либо недостижимым образцом при нормальном уровне способностей ребенка.

Читайте также:  Как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде ?

Неразрывно с подобным поведением связана и сама атмосфера в семье. Как правило, между всеми членами семьи царит недопонимание, недовольство, возможны частые конфликты. Нездоровый психологический климат приносит страдания не только детям, но и взрослым, поскольку подобные межличностные отношения не предусматривают уважение между членами семьи.

Одна из причин – постоянная критика со стороны родителей

Причиной низкой самооценки может служить постоянная критика со стороны близких взрослых. Если мама или папа постоянно недовольны своим чадом, то вряд ли это сможет вселить в него уверенность. Это положение усугубляется, когда родители регулярно используют систему неоправданных наказаний.

Бывает так, что в семье все благополучно на первый взгляд: дома спокойно, а родители безмерно любят свое чадо. Однако, даже такая ситуация может повлиять на искажение реального представлении своих возможностей ребенком. Так случается, когда его чувства игнорируются или заглушаются.

Методики исследования самооценки у детей

Методика «Лесенка»

Описание методики:

Цель методики: исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста

Инструкция:

Детям показывают нарисованную лесенку с 7 ступенями и объясняют, как выполнять задания

Методики исследования самооценки у детей

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети нейтральные. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя. Почему?»

После ответа, детей спрашивают:

«Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставил бы друг, мама, воспитатель».

Процедура проведения:

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

В процессе проведения следует учитывать то, как малыш выполняет задание: волнуется, долго думает, объясняет свой выбор.

Если дошкольник не дает никаких аргументов, ему необходимо задать уточняющие вопросы:

«Почему ты поставил себя на эту ступеньку? Ты такой всегда?» и др.

Когда дошкольник ставит себя на среднюю ступеньку, это означает то, что он не хочет выполнять задание или не понял его.

Малыш, у которого заниженное самооценивание может отказаться выполнять задание или отвечать на все вопросы: «Не знаю».

Методики исследования самооценки у детей

Дети, у которых задержки в развитии не принимают или не понимают поставленной перед ними задачи.

Для детей 7-10 лет адекватным считается самовосприятие, при котором дошкольник несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже.

Читайте также:  Как пережить кризис 3-х лет в семейных отношениях

Выбор нижних ступенек говорит о заниженной самооценке. У таких детей чаще всего наблюдается тревожность и неуверенность в себе.

Если важные, по мнению дошкольника, люди оценивают его так же, как он оценивает себя сам, или дают более высокую оценку – малыш чувствует себя более защищенным и эмоционально стабильным.

Методика самооценки «Дерево»

Процедура проведения:

Детям раздается лист бумаги с напечатанной на ней картинкой (Приложение 1). Объясняется задание:

«Перед вами дерево, на котором находятся лесные обитатели. Каждый из них делает то, что любит, у каждого свой характер и свое место. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте ветки и ствол дерева. В то время, как будешь раскрашивать, обрати свое внимание на человечков: чем они заняты и где расположены.»

После того, как все дети раскрасят дерево, воспитатель продолжает объяснять:

«Теперь возьмите красный карандаш и закрась человечка, который похож на тебя, твой характер. А зеленым карандашом закрась того, которым ты бы хотел быть и на каком месте хотел бы находиться»

Методики исследования самооценки у детей

Иногда, бывает так, что дети могут спрашивать разрешения на отметку двух человечков. В таком случае стоит дать малышу сделать свой выбор, но при этом запомнить, какой обитатель был отмечен первым, а какой второй, потому что данный выбор может стать информативным.

Ключ:

Рассмотрение результатов основывается на том, какого человечка выбрал дошкольник, на каком положении он находится, этот выбор показывает реальное и желаемое положение детей.

Чтобы было удобнее объяснять каждую фигурку, у нее имеется свой номер.

Выбор номеров 1,3,6,7 означает задачу на решение проблем.

Номера 2,11,12,18,19 означают дружелюбие, общительность.

Номер 4 – желание добиться успеха, не трудясь.

Номер 5 – стеснительность, вялость.

Номер 9 – активность, веселье.

Номер 13, 21 — тревога, неуверенность.

Методики исследования самооценки у детей

Номер 8 — отстраненность , уход в себя.

Номер 10, 15 — комфортная адаптация, нормальная среда.

Номер 14 — психически нестабильное состояние, депрессия.

Номер 20 чаще всего выбирают дети с завышенной самооценкой.

Следует обратить внимание на то, что номер 16 дети понимают как позицию человека, который поддерживает и обнимает номер 17.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает узнавать маму и папу

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.