Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

По каким критериям выбирать сад?

Родители, выбирая детский сад, дотошно изучают его материальную базу и образовательную программу. Эти 2 момента действительно очень важны, но главное другое — личность воспитателя. Именно от нее зависит, комфортно ли детям в саду, нравится ли им все, что там происходит. Никакие игрушки и сбалансированные обеды не могут значить больше. Поэтому, если меню, программа занятий, интерьер и экстерьер сада родителей устраивают, обязательно нужно пообщаться с воспитателем. Что имеет значение:

  • Как она взаимодействует с детьми: какие слова говорит и каким тоном, как смотрит на них, обнимает ли и берет ли на руки, когда они плачут и капризничают.
  • Любят ли они с детьми друг друга. Важно, чтобы воспитатель умел нравиться, восхищать и привлекать к себе внимание детей.
  • Количество детей, которым занимается воспитатель — даже самый опытный и гениальный педагог не в силах справиться с группой более 20 человек.
  • Загруженность делами, не имеющими отношение к воспитанию детей: подготовка к занятиям, бумажная работа, уборка помещений, все эти вещи не должны лишать внимания малышей.
  • Первый контакт воспитательницы и ребенка.
  • Что подсказывает родительское чутье — можно ли доверить этому человеку самое ценное.

Если воспитательница по всем пунктам подходит и сад полностью устраивает, даже такая в целом позитивная картина не гарантирует адаптацию без проблем, ведь остается главная причина стресса — разлука с мамой.

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Читайте также:  Имена для девочек и мальчиков на 2019 год

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Адаптация ребенка к детскому саду.

  • «Ходунки» — дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно – исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
  • «Наблюдатели» — дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
  • «Сидуны» — дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
  • «Лежебоки» — дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.

Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.

  • Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек (сосание пальца, грызет ногти)
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
  • Утренний плач при расставании с родителями.
  • нарушается союз воспитания родителей и воспитателей.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: 1. Лёгкая адаптация

  • Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе,
  • болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
  • Аппетит
  • В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.
  • Сон
  • В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.

Психоэмоциональные критерии: Эмоциональный фон

  • Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное
  • эмоциональное состояние,однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат
  • как к положительным, так и к отрицательным эмоциональнымреакциям.
  • Поведение
  • В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации — это
  • активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
  • Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции.
Читайте также:  Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки

2. Адаптация средней тяжести

  • Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
  • заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы.
  • Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через
  • 20-40 дней.
  • Аппетит
  • Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
  • Сон
  • Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через
  • 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

  • Эмоциональный фон
  • Наблюдается подавленность, напряженность, пассивное переход к отрицательным эмоциям,
  • частый плач, или, наоборот, , обычно к 20 дню, эмоциональное состояние
  • нормализуется.
  • Поведение
  • Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре
  • ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может
  • непользоваться.

3. Тяжелая адаптация

  • Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое,
  • так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

  • Здоровье
  • Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки
  • невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.
  • Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.
  • Аппетит
  • Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного
  • приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
  • Сон
  • Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.
  • Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

Выводы по главе

Работа с родителями организовывалась и проводилась поэтапно: информационный, обучающий и практико-преобразующий этапы.

Блок 1. Информационный этап.

Цель: формирование представлений родителей о благоприятных действиях для ребенка в адаптационный период.

Читайте также:  Как научить ребенка ползать?

Блок 2. Обучающий этап.

Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, которые обеспечивают успешную адаптацию детей к детскому саду.

Блок 3. Практико-преобразующий этап.

Цель: реализация родителями способов эффективного взаимодействия с детьми, которые обеспечивают успешную адаптацию детей к детскому саду.

Концептуальную  основу программы представляет идея сотрудничества родителя с ребенком в период адаптации.

Цель программы: развитие и коррекция эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста для успешной адаптации.

Программа, направленная на оптимизацию психолого-педагогических условий адаптации детей лет представляет собой групповую работу с родителями и детьми, которая сочетает в себе различные психологические упражнения, арт- терапевтические техники, изучение информационного материала и пр.

Программа предусматривает проведение 11 занятий продолжительностью до 1,5 часов, рекомендуется проводить 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. Целиком программа займет 13 часов.

Состав программы успешной адаптации детей к ДОО:

  1. «Адаптация детей к ДОО» ­ лекция для родителей.
  2. «Активное слушание» ­ обучение родителей уметь слушать ребенка.
  3. Тренинг с родителями.
  4. В гостях у зайчихи Лёли.
  5. Прогулка в лес.
  6. Кот и мышата.
  7. Кот и мышата – 2 занятие.
  8. Мишка.
  9. Курочка и цыплята.
  10. Солнышко.
  11. Подведение итогов.

Программа представляет собой групповую комбинированную психокоррекционная работу, которая сочетает в себе следующие элементы:

  • двигательной коррекции,
  • арт-терапевической коррекции,
  • музыкотерапии,
  • психодрамы.

Для занятий требуется просторное помещение с необходимым пространством для выполнения упражнений. Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение, материалы для рисования. 

Почему ребенок плохо привыкает к садику

Капризы и плач могут быть перед посещением ДОУ, после него, в процессе всего времени пребывания в адаптационной группе. Причины стресса:

  • Страх всего нового и неизвестного – особенно проявлен до 3 лет. Причины – из спокойной домашней обстановки кроха попадает в заведение со множеством незнакомых людей, приходится соблюдать новый режим.
  • Перевозбуждение. Днем кроха испытывает массу эмоций, из-за чего появляются нервозность, капризность, плаксивость.
  • Неспособность самостоятельного обслуживания. Может появиться растерянность, если не оказывают привычную помощь.
  • Психологическая неподготовленность к садику. Происходит из-за недоработки родителей или индивидуальных особенностей развития крохи.
  • Отрицательное первое впечатление. Плачь ровесников, слишком строгое отношение родителей, педагогов (например, воспитательница может кормить насильно) пугают малыша. Из-за этого он будет отказываться посещать группу.