Как быстро и без проблем научить ребенка говорить букву «р»?

«Р» — самый сложный по артикуляции звук русского языка. В ряде языков мира этого звука нет совсем или имеются другие «варианты» его произнесения: в немецком и французском «р» гортанное, в английском произносится без вибрации, а в китайском такого звука нет вообще, и при заимствовании иностранных слов китайцы меняют его на «л». Кстати, в японском языке с точностью до наоборот – есть «р», но нет «л».

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

Почему дети не выговаривают букву р?

Порой нас даже забавляет то, как ребенок коверкает слова на свой лад, пытаясь их выговаривать. Проблема с произношением отдельных звуков не тревожит нас должным образом зачастую до тех пор, пока ребенок не пойдет в первый класс. А там могут начаться насмешки со стороны сверстников и незаслуженные слезы вашего ребенка. Вот тогда мы начинаем бегать и принимать меры.

Бесспорно, достаточно редки случаи, когда дети, заговорив, начинают выговаривать все слова и буквы правильно. Но картавость может сохраниться на всю жизнь, если не начать ею заниматься своевременно. Обычно самая проблемная буква, вызывающая затруднения у ребенка в произношении – это р. Причем способы воспроизведения этого звука отличаются:

  • наиболее распространенный вариант — звук л вместо р;
  • иногда дети могут просто пропускать, глотать произношение этого звука, чаще всего проглатываются окончания слов;
  • звук р поизносится с французским акцентом при помощи гортани.

Прежде всего, нужно понимать, почему так происходит. К основным причинам, которые влияют на дикцию ребенка, относятся физиологические:

  • недостаточное развитие ротовых и околоротовых артикуляционных мышц, а также мышц языка;
  • затруднение в свободном движении языка из-за слишком короткой подъязычной связки;
  • неправильное развитие формы кончика языка;
  • искривление зубов или неправильный прикус.

Для исправления этих патологий могут потребоваться хирургические или другие специальные средства.

Другая группа причин носит социально-психологический характер:

  • Отсутствие полноценной речевой среды, когда родители, подражая малышу, разговаривают с ним, сюсюкая, искажая речь, тем самым лишая ребенка мотивации исправлять свое произношение. Сюда же можно отнести и неразборчивую быструю речь. Ребенку сложно разобрать и повторить произносимые слова.
  • Попустительство в воспитании, когда родители ошибочно считают, что ребенок перерастет эту проблему, как говорят в таких случаях — выговорится.
  • Еще одна распространенная ошибка — убежденность родителей в наследственности дефектов речи, в связи с чем даже не предпринимаются попытки их исправления.
  • Технический прогресс обедняет речевой опыт ребенка, поскольку очень часто молодые родители предпочитают увлечь малыша телевизором, нежели почитать или рассказать ему сказку.

В любом случае для начала нужно проконсультироваться с логопедом.

  • Как правильно научить ребенка читать?
  • Как научить ребенка говорить?
  • Подрезание уздечки языка

Полезные советы родителям

Запаситесь терпением: научить выговаривать «капризную» букву непросто, но при настойчивости, соблюдении рекомендаций занятия часто приносят успех. Если логопед обнаружил проблему с уздечкой, посетите детского хирурга, устраните дефект. После заживления ранки можно приступать к занятиям.

Читайте также:  Как укрепить иммунитет ребёнку в 2 года?

Пять важных правил:

  • не рассчитывайте на быстрый результат, морально подготовьтесь к занятиям. Подбирайте время, когда ребёнок спокоен, в хорошем настроении;
  • регулярно занимайтесь с дошкольником, закрепляйте всё, что выучили на прошлом занятии. Обязательно добейтесь правильного выполнения речевых упражнений для максимального эффекта от занятий;
  • нельзя превращать обучение в скучную повинность. Делайте упор на игровую форму, проявляйте фантазию, используйте подручные средства для изображения определённых действий, предметов или живых существ;
  • читайте материал по теме, точно выполняйте рекомендации, соблюдайте характер и продолжительность речевых упражнений;
  • хвалите дочку или сына за достижения, даже самые незначительные. Можно подготовить маленький сюрприз, если вы заметили, что дошкольник старается. Пусть похвастается родственникам, друзьям, что он скоро будет говорить «как взрослый».

Почему ребенок скрипит зубами во сне и как с этим бороться? У нас есть ответ!

О первых признаках и симптомах дисбактериоза у грудничков прочтите в этой статье.

Ещё несколько полезных советов:

  • никогда не насмехайтесь над ребёнком, если у него никак не получается «упрямая» буква «р». Нельзя сравнивать дочку или сына с другими детками, особенно, в обидной форме. Комплексы, низкая самооценка часто развиваются по этой причине;
  • сами говорите правильно, следите за своей артикуляцией, чётко произносите звуки. Нельзя «сюсюкать», кривлять слова, иначе ребёнок не поймёт, почему мама говорит неправильно, а от него требует другого произношения;
  • многие мамы рекомендуют «не слышать» слово, произнесённое неправильно. Особенно важен этот момент, когда вы понимаете, что ребёнок скоро скажет трудную букву «р», у него почти получается правильное произношение;
  • часто помогает «маленькая хитрость». Спрашивайте, глядя на нарисованного рака: «Это ЛАК?» Ребёнок обычно искренне возмущается: «Ты что, не знаешь? Это не ЛАК, а РАК». Картину с РЫСЬЮ назовите ЛИСОМ и спросите: «Что делает ЛИС?» Ответ часто бывает таким: «Мама, это же не ЛИС, а РЫСЬ». И так далее. Главное: подобрать картинки с животными/предметами, которые сын или дочка хорошо знает, чтобы не путаться в названиях.

Как обучить ребёнка произносить нужный звук

Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам. Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики.

При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок. Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка.

Упражнения для развития артикуляции

Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.

  1. В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
  2. Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
  3. Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.

Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.

Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как научить ребенка читать
  • Медитация для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Познавательные процессы
  • Как развить силу голоса?
  • Концентрация и устойчивость внимания
  • Настраиваемся на новый учебный год
  • Как научить ребенка читать быстро и правильно
  • Как заинтересовать ребёнка читать?
  • Как научить ребенка читать по-английски

Ключевые слова:1Дети

Методические указания родителям

При закреплении звука «Л» следует использовать картинки со словами: лев, лиса, лист, лейка, слива, апельсин, шляпа, цыпленок, вафли, домашние туфли, соль, телефон. Заметьте, во всех вышеперечисленных словах звук «л» является мягким. Именно с мягкого звука «ль» следует начинать обучение правильного произношения. После успешного преодоления ребенком мягкого звука, справиться с освоением твердого звука детскому язычку будет уже не так трудно.

Ниже представлены способы обучения детей произношению твердого звука «Л».

Упражнения

Весь комплекс упражнений можно условно разделить на этапы:

  • Артикуляционная (речевая гимнастика). Такие занятия тренируют разнообразные мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек) и подготавливают их к произношению сложных звуков. При этом тренируется выдох, растяжение уздечки, укрепление языка в поднятом положении.
  • Развитие фонематического слуха. Ребенок учится слушать и переводить звуки окружающей среды в речь.
  • Собственно постановка звука «Р». Производится, когда малыш освоил различные техники речевой гимнастики.
  • Автоматизация произношения. Эта техника нужна для введения «Р» в беглую речь.

В следующей таблице описано, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно.

Этапы освоения звука «Р» Название техники Упражнения На что нужно обратить внимание
Подготовительный Артикуляционная гимнастика. Тренировка выдоха. Нужно следить за плавностью и неспешностью совершаемого выдоха. В то же время, выдох должен быть достаточно интенсивным и мощным.
Плавно надуть-сдуть щеки.
Медленно подуть на огонек свечи.
Подуть на ручки, как будто согревая их.
Шарик от пинг-понга загнать в условленные ворота с помощью мощного точного выдоха.
Развитие фонематического слуха. Изобразить, как чувствует себя человек, когда ему холодно, произнести утрированно «б-р-р-р», тигр рычит «р-р-р», машина заводится «д-р-р-р». Важно озвучивать каждое звуковое событие или слово, выделяя интонационно именно трудный звук.
Произнести слово и попросить малыша хлопнуть в ладоши, когда он слышит слово со звуком «Р».
Развитие языка и губ. Каждое упражнение повторяется минимум по 5 раз за одно занятие. Заборчик. Ребенку нужно растянуть рот в улыбке, чтобы все зубы было видно. Проводить языком по зубам влево-вправо. Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал сильно губы. Выполнять упражнение нужно медленно.
Окошко. Нужно широко открыть и закрыть рот.
Трубочка. Вытянуть губы трубочкой.
Часики. Кончиком языка постучать попеременно по правому и левому уголку рта. Рот растянуть в улыбке.
Качели. Ребенок широко раскрывает рот, двигает языком вниз-вверх, попеременно касаясь зубов. Задерживает язык у верхних зубов на 10 секунд. Рот открыт.
Лошадка. Языком пощелкать по нëбу, копируя бег лошадки. Рот растянут в улыбке.
Запуск звука «Р» Постановка правильного произношения звука и закрепление языка в нужном положении. Грибочек. Выполняя предыдущее упражнение, остановить язык, прижимая его к верхнему нëбу на 10 секунд. Язык должен быть напряжен, кончик расслаблен и совершает вибрирующие движения.
Автоматизация «Р» Соединение правильного «Р» с гласными звуками. Прижать к нëбу язык, под него поставить указательный пальчик. Сильно подуть на язычок в таком положении, произнося «дддд». В это время пальчиком нужно совершать частые движения вправо-влево.
Варьируются данные звуки, каждый слог доводится до автоматизма. Произнести несложные звукосочетания «дра», «дру», «дро», «тра», «тру», «тро».
Позднее убирать начальные звуки и оставить только «ра», «ро», «ру».
После того, как звуки отточены, вводятся слова. Начать нужно со слов, которые начинаются на звук «Р» или «Тр». Ввести обратные слоги «ар», «ур», «ор».
Потом можно ввести слова, где «Р» стоит посередине, далее в конце. Рак, трава, рубашка, рука. Корова, порог, забор.
Параллельно нужно учить ребенка различать твердое и мягкое «Р». Катер-море, сапер-коряга. Для смягченного «Р’» язык надо прижимать ближе к нëбу и выдвигать ближе к зубам. Для произношения твердого звука язык нужно расслабить и расположить немного глубже.

Придерживаясь определенного порядка в действиях, можно добиться хорошего результата. Надо сразу нацелиться на длительную и терпеливую работу с ребенком и не спешить – это залог успеха в таком непростом деле.

Учимся играя

Прежде всего нужно подготовить речевой аппарат чада к предстоящим усилиям. Упражнениям для развития артикуляционного аппарата можно уделять от нескольких минут до получаса в день, главное – делать это регулярно, желательно – больше одного раза в день. Помните, главное правило успешного обучения детей – им должно нравиться то, чему их учат, они должны получать удовольствие от процесса. Поэтому для развития соответствующих мышц речевого аппарата лучше всего подойдет гримасничанье. Это можно превратить в увлекательную игру, весьма полезную для дела. Малыш с удовольствием будет изображать выражение различных людей и зверушек, складывать язык «трубочкой», пытаться достать им до коника носа и так далее.

Полезно: Календарь развития шестимесячного ребенка

Следующий шаг – научить ребенка произносить букву «р» отдельно. Это тоже лучше обставить в игровой форме – просить кроху показать, как рычит волк, как тарахтит трактор и так далее. Предварительно нужно максимально доступно и подробно объяснить, какое положение должен занимать язык по отношению к нёбу, насколько нужно приоткрывать рот при произношении «р». Как правило, язык должен слегка касаться нёба прямо над верхними деснами, однако ввиду разного строения ротовой полости, челюстей и гортани положение может незначительно меняться.

После того, как малыш научится «рычать», следует обучить его встраивать «р» в слоги. «Ра, ро, ру» и т .д. Потом – сдваивать и страивать эти слоги («ра-ра-ра», «ру-ру»), желательно придумывать что-то ритмичное, что будет весело повторять или даже напевать. Далее – предложите крохе комбинировать слоги с «р», а потом – произносить простые слова («руль», «грач», «роль»). Если малютка успешно пройдет все эти этапы, у него не будет проблем с произнесением «р» в любых словах.

И главное, о чем надлежит помнить родителям, – дети подражают взрослым. Чтобы стимулировать ребенка учиться, вы должны быть для него примером. Всегда четко произносите букву «р», обращайте внимание малыша на то, что ему следует научиться произносить эту букву не менее четко, но не давите на него и не насмехайтесь. Если ребенок увидит, что для вас это важно, он захочет научиться правильно говорить сам.

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.

Надо ли к доктору?

Да, надо. Во-первых, проблемы с артикуляцией доставляют немало хлопот и заставляют человека чувствовать себя неловко. Это может привести к психологическим проблемам в будущем. А во-вторых — затрудненное произношение может быть симптомом дизартрии (нарушения в работе нервной системы). Развившаяся дизартрия может привести к тому, что малышу будет трудно усваивать новый материал в школе.

Неумение выговаривать букву «р» может быть признаком болезни!

Не торопите процесс, но и не пускайте его на самотек. Ваши помощники – наблюдательность и готовность прийти малышу на помощь, если это понадобится. Помните: хороший родитель не только объяснит крохе, и как нужно общаться с хулиганами, но и поможет ему преодолеть трудности — будь то ночные страхи или неумение выговаривать букву «р».

Как коверкают букву р

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука р, или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое р. Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое р. Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на рль.
  • Одноударное р. Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое р. На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза Рома, открой двери! превратится в Нгома, откнгой двенги!.
  • Кучерское р. И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на тпру.
  • Параротацизм, или замена р другим звуком. Вместо ребёнок вы слышите лебёнок, гебёнок, вебёнок, яебёнок или даже ыебёнок.
  • Пропущенное р. Малыш просто избегает сложностей. Говорит не рыба, а ыба, не рад, а ад, не гром, а гом.