Детские страхи: почему они возникают и как с ними бороться?

Каждый ребёнок испытывает страхи, особенно от двух до девяти лет. В этом возрасте они уже многое видят и знают, но ещё не всё понимают. Детские страхи – это естественная реакция инстинкта самосохранения. Страх помогает ребёнку мобилизовать силы для активной деятельности, способствует запоминанию опасных событий, чтобы в будущем их избежать, он обостряет все органы чувств и помогает видеть признаки опасности.

Как помочь ребёнку преодолеть страхи?

–  Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.

–  Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.

–  Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.

–  Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:

  • Игры с песком. Из песка можно построить любой предмет, вызывающий у ребёнка страх, а затем сломать, или закопать страшный предмет страха в песок и залить водой. Нужно повторять это несколько раз, пока не наступит успокоение.
  • Игры с куклами. Придумайте «страшную историю» с пугающим малыша объектом, разыграйте мини-спектакль, как смелая кукла справляется со «страшилкой». Это поможет естественно пережить проблему, снять напряжение и освободиться от страха.
  • Сочинение добрых сказок. Сказки очень эффективны в общении с детьми. Поэтому, придумывая сказочные истории, ориентированные именно на вашу конкретную проблему, помогут ребёнку преодолеть собственный страх. В мире сказки дети находят элементы реальной жизни и с помощью примера положительного персонажа сами стремятся победить страх.
  • Рисуночный игры. Рисование помогает снижать напряжение. Выливая на бумагу свои переживания и страхи, дети освобождаются от них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх, а затем  тщательно его зачеркнуть, затем порвать на мелкие кусочки и выбросить. Убедите малыша, что страх исчез навсегда вместе с бумагой.
  • Разучивайте с ребёнком песенки и стихи, утверждающие победу над страхом, (например, «Не стоит темноты бояться» В. Данько)

    Не стоит темноты бояться, Ведь очень добрая она, Вам сны чудесные приснятся, Когда в окно глядит луна. Усни, малыш, усни, Свои закрой ты глазки, Тогда увидишь сны, Как побывал ты в сказке.

  • Помните, что родители – это и защита, и поддержка, и психолог для ребёнка. Если чего-то малыш боится нужно предъявлять ему в малом объёме с максимальной психологической поддержкой. Например,чаще всего дети боятся больниц, врачей и уколов. Играйте в больницу дома, пусть ребёнок будет врачом, а вы больным, пусть он вам ставит уколы, а вы показывайте, что это не так страшно, как кажется («Ну подумаешь укол? Укололи и пошёл»). На прогулке гуляйте возле поликлиники, рассказывайте, что здесь врачи помогают больным и т.д.

Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти  им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы. К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если  вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь.

Причины детских страхов

Как правило, у здорового ребенка с первых жней жизни появляются различные страхи, которые он в силу своего уровня развития, не осознает. Эти страхи у детей примитивные, простые и легко устраняются восполнением потребностей малыша. Все что нужно младенцу, чтобы не бояться – это заботливая мама рядом. Но, с детками постарше немного сложнее.

Читайте также:  Всё о детской игромании: как оградить от неё ребенка и как вылечить

Рассмотрим основные причины детских страхов.

  1. Все дошкольники активно развиваются – с этим никто не поспорит. Но, в определенные этапы у детей особенно интенсивно развивается воображение и творческий потенциал. Не удивительно, что в этот период дети слишком чувствительны и могут сами придумывать себе страхи, которые не имеют ничего общего с реальностью.
  2. Страх так же может быть результатом негативного опыта, повторяющегося несколько раз. Дети запоминают события с сильной эмоциональной окраской, поэтому оказавшись снова в подобной ситуации, их память может восстанавливать картину предыдущего опыта.
  3. Страх может быть «унаследован» от родителей. Конечно же, не на генетическом уровне. Но, эмоционально дети отражают своих родителей, поэтому у чрезмерно тревожных мам дети чаще страдают от разного рода страхов.
  4. Страхи у детей иногда являются причиной неправильного подхода к воспитанию. Например, если родители, чтобы обезопасить своего малыша часто говорят ему: «Не тронь это – тут опасность!», «Сюда не ходи, тут опасно!», они сами формируют страхи у ребенка.
  5. Страх может быть результатом невроза и его же симптомом. Это тот единственный случай, когда проблему нельзя решить без привлечения к этому специалиста.

Как не допустить развития детских страхов

Если вы хотите, чтобы ребенок не приобретал страхи, вы должны в первую очередь, знать что проблема существует. Нечаянно оброненное слово «дядя полицейский заберет», «я ушла, я тебя бросаю, а ты остаешься», «никогда тебя больше не возьму никуда, так как ты плохо себя ведешь», способно очень навредить детской психике. Еще до рождения ребенка, родители должны знать о проблеме и формировать психику ребенка еще в утробе матери и уж тем более работать над ней после рождения.

Ряд исследований доказал что, чем спокойней была мать во время беременности, тем устойчивей психика была у ребенка после рождения. Соблюдайте спокойствие, иначе первичные зерна вашего страха впитаются ребенком еще до рождения.

Помните, ребенок не ваш подчиненный, а полноценная личность, которую нельзя наказывать с позиции старшего, или с позиции сильного.

Следите за своими разговорами. Если вы по телефону, скажете собеседнику что не придете по причине того, что ребенок заболел, вы можете привить чувство стыда у ребенка, ведь из-за него у вас сорвались планы.

Ни в коем случае не пугайте своих детей вымышленными персонажами. Фантазия ребенка намного более бурная, чем у взрослого и «Баба-Яга» или «Бабайка» может негативно отразиться на психике, поселиться в подсознании и вызывать животный ужас до глубокой старости.

Если вы чего-то боитесь, то не произносите это вслух при ребенке. Он не должен бояться того же, чего боитесь вы и заранее жить с тем, с чем он возможно не столкнется никогда.

Не приуменьшайте детские страхи и не смейтесь над ним, ссылаясь на то, что еще мал, а как вырастет все пройдет. Если ребенок боится, значит он нуждается в вашей поддержке.

Сказкотерапия страха

Эффективны приемы сказкотерапии в коротких рассказах или историях. Например, маленькая книга Екатерины Макеевой  «Зачем нужны комарики?» подойдёт абсолютно всем малышам, но в первую очередь она предназначена для деток, которые боятся насекомых.

Сказкотерапия страха

Стр. 1-2Стр. 2-3

Сказкотерапия страха

Стр. 3-4

Как бы удивительно это ни звучало, но боязнь насекомых – это весьма распространённая проблема. У многих малышей этот страх настолько силён, что остается и во взрослом возрасте, когда при виде обычного мотылька или майского жука накрывает паника и страх до дрожи в коленках. И ведь это тянется у них из глубокого детства.

Сказкотерапия страха

Игровая коррекция страхов

Игровая коррекция страхов (проигрывание сказок, сочиненных и реальных историй). Здесь важно желание самого ребенка избавиться от своего страха. Для детей дошкольного возраста подойдут сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Иван царевич…»

Сказкотерапия страха

В процессе проигрывания историй или сказок с ребенком необходимо, чтобы малыш сам прошел 3 этапа:

  1. Я боюсь, т.е. выбирает роль козленка (в сказке «Волк и семеро козлят»);
  2. ребенок в образе своего страха – выбирает роль волка;
  3. Я не боюсь – выбирает роль дровосека (в сказке «Красная шапочка»).
Сказкотерапия страха

При проигрывании страхов в игровых ситуациях необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Погружение в игру, создание игрового пространства, участие всех взрослых в игре, кто находится рядом.
  • Равенство игровых отношений, т.е. уравнивание в правах взрослых и детей. Пусть дети сами распределяют роли себе и взрослым (при этом один взрослый должен контролировать сам процесс игры).
  • Спонтанность и импровизация в игре, не нужно заранее заучивать сказки/истории, здесь важна именно импровизация.
  • Эмоциональное отреагирование, т.е. дать детям возможность получить эмоциональную разрядку в игре (крик, смех, слезы). Этого не надо бояться – дайте ребенку возможность выплеснуть все свое эмоциональное напряжение наружу.
  • Чередование ролей. Т.е. сначала ребенок в роли жертвы, потом в роли своего страха, затем – побеждает страх. Не пытайтесь насильно менять роли ребенку, пусть он сам выбирает.
Сказкотерапия страха

Похожие записи:

Детская агрессия

Читайте также:  Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Читать далее: Почему мужчина не хочет брать на себя обязательства: 7 главных мужских страхов

Как побороть детские страхи

Детские страхи. Причины, виды и борьба с фобиями

Сказкотерапия страха

Страхи у детей дошкольного возраста от до лет

В этом возрасте дети окончательно отделяют себя от родителя, и их фокус внимания переходит на сверстников. Активно развивается познавательная сфера детей: память, речь, внимание, воображение. И с развитием воображения и детской фантазии вероятность появления страхов возрастает. Они могут проявляться днем, а могут появиться и ночные страхи.

Ребенок становится более самостоятельным, но, в то же время, эта новая ответственность может вызывать у него тревогу. А вдруг он не справится? Помочь ребенку в этом можно, правильно распределив его новые права и обязанности, которые уже ему под силу. (Читайте о кризисе 3 лет у детей)

Страхи у детей дошкольного возраста от до лет

Очень важен режим дня — он всегда придает спокойствие. Ведь ребенок точно знает, что за чем следует. А также, конечно, самый поддерживающий фактор — безусловная любовь родителей. Игры, ласки, обнимашки — не бойтесь показывать и проявлять свои чувства.

Особенно часто можно услышать от мам или пап мальчиков такие слова: «Мальчиков не зацеловывают, не обнимают — они же должны вырасти мужчинами». Но это, наверное, отдельная тема для статьи. Пожалуйста — проявляйте свою любовь! Она — основной залог чувства спокойствия вашего ребенка.

Что делать родителям?

Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.

Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:

  • течение беременности и родов;
  • динамика физического и психомоторного развития малыша;
  • этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
  • успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
  • когда появились страхи, в чем они проявляются;
  • с чем родители связывают возникновение проблемы;
  • обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.
Что делать родителям?

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→

Зачем ребенку бояться. Интервью с Юлией Гиппенрейтер

С одной стороны медали — известная страсть детворы к ужастикам. Рассказывать страшилки в темной комнате — одно из любимых развлечений. С другой стороны — беспричинные детские страхи, которые портят жизнь многим детям и родителям. Как соблюсти баланс между двумя этими явлениями, нужно ли допускать, чтобы ребенок боялся и зачем это нужно. Об этом в одном из интервью рассказала популярный и мудрый психолог Юлия Гиппенрейтер.

Читайте также:  Асфиксия новорожденных

Часто спрашивают, нужно ли допускать до сознания ребенка страшные, жесткие или даже жестокие вещи, и в какой мере это нужно. Думаю, никому не придет в голову держать ребенка на ужастиках всё время. Но изолировать ребенка от всего негативного – неправильно. Бывает, что дети переживают острые и страшные вещи, видят в снах чудовищ, которые за ними гонятся. А воспитывают их при этом бережно, мягко.

Я как-то была в доме женщины, у которой двухлетняя девочка всё время просыпалась и кричала от страха по ночам. Я говорю: «Покажите книжечки, которые вы рассматриваете и читаете». И мать показывает разных животных: это бабочка, это коровка, а динозавра (резко захлопывает страницу) мы пропускаем, потому что она пугается и кричит. А потом, оказывается, и в жизни: грузовик грохочет за окном – девочка пугается, в панике кричит, а мать ее внимание отвлекает, уговаривает. Что делать в такой ситуации?

Я ей посоветовала слушать ребенка и хотя бы сказать ей: «Тебе страшно». Она мне отвечает, как же так, зачем усиливать? Но это не усиление, а подстройка к ребенку, сообщение, что вы его услышали. А так она не доверяет матери! Мать всё время чего-то прячет, девочка подглядывает, видит, что мир страшный, а мама говорит: «Всё хорошо. Не пугайся!»

Мама попробовала так сделать – и получила результат. «Знаете, – рассказывает, – дочка стоит в кроватке, за окном трактор заработал, она так сжалась… А я ей говорю: “Трактор р-р-р, и тебе страшно!” Я ей показала, как звучит трактор, и она теперь сама рычит вместе с ним и больше его не боится». Смотрите: мама признала ее страх и озвучила его, но в маминой передаче это «р-р-р» уже не так страшно.

Мы не собираемся воспитывать детей в страхах, но нельзя прятать их от жизни. Пугающие обстоятельства жизни нужно осваивать вместе с ними! Детям нужно переживать страхи, и они даже тянутся к этим переживаниям! Это заложено в природе эмоций.

Мы интуитивно начинаем помогать детям с годовалого возраста: «Идет коза рогатая за малыми ребятами!» Ребенок напрягается, боится, и в то же время смотрит на вас – опасно это или нет? Ты его держишь на грани «страшно – не страшно». Это архетипы, филогенетические чувства опасности, и дети учатся с нашей помощью их осваивать и преодолевать.

Зачем ребенку бояться. Интервью с Юлией Гиппенрейтер

В общем, короткий ответ на ваш вопрос такой: дозируйте, но не отстраняйте.

Знакомство ребенка с пугающими явлениями заложено в нашей культуре. Вспомните сказки: Мальчик-с-пальчик с людоедом, Баба Яга. Здесь надо различать: есть производители, которые в целях наживы делают ужастики и размножают их, ориентируются на «выход на рынок». Они эксплуатируют тягу ребенка к страшненькому и часто перебарщивают. Это же выгодно – заработать на тяге ребенка не только к пушистому, изящному, мягкому, но и к страшному.

Производитель играет на двух вещах. Во-первых – приблизиться на то расстояние, где уже страшно, но еще можно вытерпеть. Это приглашение, вызов. Так называемый челлендж! Во-вторых, страшное помогает выразить себя: и агрессию, и смущение, и дискомфорт.

Ребенок может не только бояться чудища, но и играть в него, «стать чудищем» и рычать, пугать. Если какой-то ребенок тянется к искусственным ужастикам, нужно смотреть, в каком состоянии он находится. Может быть, ему они нужны, чтобы он смог выразить свою агрессию. Однако одновременно с ним нужно обязательно беседовать и сочувственно слушать.

[1]

У моего ребенка страхи советы, что делатьОценка 5 проголосовавших: 1Екатерина Горлова

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом. Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.

Перед применением прочитанного — нужна обязательная консультация с профессионалами.