Что должен уметь ребенок в 2 года — развитие мальчика и девочки

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

Общая информация

В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды. Процесс приучения к горшку очень индивидуален, и поэтому существуют очень широкие рамки в том, что касается нормой по данному параметру – от 18 до 36 месяцев. Помните, что дети разные, и каждый по-своему будет указывать на свою готовность, а иногда будет нужна ваша помощь, для того чтобы завершить задание.

Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии и поэтому результаты вашего воспитания лягут в основу характера ребенка. Вы можете помочь ему идти легко по жизни и привить уже в раннем возрасте уверенность в себе и оптимистичный взгляд на окружающий мир.

Также в этом возрасте ребенок учится общаться, поэтому покажите ему, как правильно это делать, таким образом, чтоб сохранять теплые отношения с окружающими. Такая практика поможет ему в будущем.

Карта физического развития ребенка в года

В период с 6 месяцев и до 3 лет – этап активного физического развития ребенка. Родители буквально не успевают порадоваться новому навыку малышу, как он уже может «похвастаться» следующим. Ведь именно в раннем возрасте ребенок активно познает мир и ежедневно «впитывает» в себя знания и нем. Так, к двухлетнему возрасту человек становится уже достаточно самостоятельным, особенно в том, что касается передвижения в пространстве.

Карта физического развития ребенка в года

Согласно усредненным нормам развития, к двум годам необходимо овладеть такими физическими навыками, как:

Карта физического развития ребенка в года
  1. Ходьба. Уверенно стоит на ногах и способен передвигаться во всех направлениях (прямо, назад, боком, приставным шагом и даже на цыпочках). При этом во время ходьбы малыш может держать и крутить в руках различные предметы, делать указательные жесты и пр.
  2. Преодоление невысоких препятствий (порог, палка, камень и пр.)
  3. Бег. Передвигается быстро, но из-за плохой координации и несовершенного вестибулярного аппарата довольно часто падает, набивая очередной синяк.
  4. Стояние на одной ноге.
  5. Прыжки. Умеет отталкиваться от пола и других поверхностей как двумя ногами, так и одной.
  6. Ходьба по ступенькам в обе стороны.
  7. Активные игры с мячом.
  8. Открытие нетяжелых дверей.
  9. Езда на детском транспорте (беговел или самокат).
  10. Откручивание и закручивания крышек.
  11. Подъем на возвышение и спуск с них (диван, кровать, стулья и пр.)
  12. Наклон за предметами, лежащими на полу.
Карта физического развития ребенка в года

Помимо этого, двухлетки не только умеют, но и очень любят играть в активные игры, такие как прятки, догонялки, футбол и пр. К двум годам знают, как преодолеть веревку, натянутую на высоте 40-60 см.

Карта физического развития ребенка в года

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова «Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года». Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00. Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Владимир Евгеньевич Тучков

Физическое развитие ребенка

В 1 год и 5 месяцев ребенок чаще всего уже уверенно ходит, умеет подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, с легкостью поворачивается, наклоняется и садится. В этом возрасте очень важно чтобы малыш умел самостоятельно садиться на стульчик, пытался больше ходить и везде лазить, низкая двигательная активность ребенка может быть связана с неврологическими нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и другими патологиями.

Почти полуторагодовалый карапуз спит только 1 раз в день, а все остальное время проводит в постоянном движении, дети уже меньше падают, достаточно хорошо держат равновесие и очень любят куда-нибудь залезать, что-то открывать, закрывать и выбрасывать вещи из шкафов. Большинство детей уже умеют подниматься и опускаться по наклонной поверхности, залезать на вертикальную лесенку и перешагивать через невысокие предметы.

В этом возрасте дети очень любят играть в мяч, хотя пока они еще не умеют ловить его, а кидают совсем недалеко и не попадают в цель.

Читайте также:  Смешанное кормление грудничка: советы родителям

Если ребенка до этого уже учили есть самостоятельно, то в 17 месяцев он вполне уверенно держит ложку, умеет сам есть полужидкую пищу, пить из чашки и учиться пить из трубочки. К 1 году и 5 месяцам у детей вырастает от 10 до 20 зубов, они едят твердую пищу и очень любят «питаться» из тарелки своих родителей, предпочитая «взрослую» еду их полезной «детской» пище.

Одна из интересных особенностей детей в этом возрасте – это бесконечные повторения нового или понравившегося навыка. Дети буквально доводят взрослых до изнеможения требуя повторять одно и то же, но, к сожалению, другого способа «отработки» вновь усвоенных навыков у них не существует, так что родителям стоит запастись терпением и позволить ребенку повторять свои действия снова и снова.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

Специалисты утверждают, что малыш в возрасте 6 месяцев помнит события двухнедельной давности и запоминает, какая из его игрушек издает звук. Возможно проявление оборонительной реакции от родителя, который чрезмерно часто его целует и обнимает. Ребенок может оттолкнуть мать, но это вовсе не значит, что он ее не любит, так, малыш дает понять, что сейчас он заинтересован чем-то другим или раздражен. Каждый произнесенный звук приобретает ясный смысл, также он понимает речь взрослого, но понять быструю речь сложно. Общайтесь с малышом не спеша, произносите слова четко. Чаще читайте детские стихи, показывайте картинки и поясняйте, что на них изображено.

Основные навыки ребенка в 6 месяцев:

  • Ребенок проявляет интерес к изображениям в книге или журнале.
  • Ребенок обращает внимание на мелкие предметы и старается их достать.
  • Понимает последовательность событий.
  • В вертикальном положении держит голову без поддержки.
  • Лежа на животе поднимается на локтях.
  • Переворачивается с животика на спину и наоборот.
  • Использует руки, чтобы узнать свое тело.
  • Стоит на коленях с поддержкой.
  • Использует разные виды плача.
  • Слушает речь старших и копирует звуки.
  • Сочетает гласные и согласные звуки.
  • Подражает пению, смеется и улыбается.
  • Распознает эмоции по голосу и выражению лица.
  • Поддерживает зрительный контакт.
  • Имитирует выражение лица родителей и движения телом.
  • Передает свои эмоции голосом и выражением лица.

Питание

Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.

Детям в этом возрасте ещё нельзя давать чёрный чай, кофе, грибы и шоколад.

С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.

Год – это тот возраст, в котором детям-аллергикам можно вводить в рацион куриные яйца и рыбу.

Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».

Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.

Речевое развитие ребенка в лет

Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.

Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.

В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:

Речевое развитие ребенка в лет
  • умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
  • использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
  • под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
  • уметь пересказывать сказки;
  • логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
  • запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
  • делить слова на слоги;
  • подбирать однокоренные слова.

На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.

Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).

Как играть с ребенком в года месяца

В этом возрасте для ребенка подходят игрушки, которые развивают мышление, глазомер, мелкую моторику. Это всевозможные конструкторы, мозаики, игрушки со шнуровкой, специальные рамочки (формочки) с геометрическими фигурками разного цвета, деревянные бусины для нанизывания на шнурок, логический квадрат и другие.

Читайте также:  Размер одежды для новорожденных

Для тренировки ловкости и развития моторики отлично подходят наборы разрезные овощи и фрукты, также они подойдут и для ролевых игр.

Предложите малышу кубики «собери картинку», начните с минимального количества кубиков (4), если малышу понравится в последствии можно перейти и к набору с большим количеством кубиков.

Деревянные пазлы различных тематик (фигуры, овощи, фрукты, цифры, уменьшающиеся или увеличивающие) помогут развит моторику и внимание ребенка.

Полезно в этом возрасте играть с ребенком в ролевые игры. Ролевые игры развивают общительность, коммуникабельность, фантазию, речь ребенка. Для ролевых игр можно приобрести различные наборы: повара, врача, продавца, полицейского и другие.

В возрасте 2-х лет и старше ребенок всё чаще начинает общаться со сверстниками, поэтому необходимо обратить внимание на здоровье малыша и для профилактики заболеваний укреплять его иммунитет.

У Вашего малыша сейчас трудный возраст ему многое хочется сделать самому, по-больше узнать и многому научится. Старайтесь запрещать ему только то, что действительно нельзя. Уважайте его выбор, прислушивайтесь к нему, по-чаще хвалите и тогда у него обязательно всё получится.

Развитие новорожденного ребенка

Развитие ребёнка в 1 месяц

Развитие ребенка в 11 месяцев

Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев

При воспитании детей от до лет важно придерживаться определённых правил

Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:

  1. Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
  2. Вовремя установите ограничения. Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет». При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
  3. Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу. Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира. То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
  4. Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
  5. Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.

Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.

В заключение хотелось бы сказать, что всё, что вы закладываете в вашего малыша сейчас, расцветёт в нём в будущем и обязательно найдёт свой отклик. Поэтому запаситесь терпением, будьте спокойны и дарите ему всю свою любовь.

Питание

После года питание ребенка должно становиться все более разнообразным. Если ребенок на грудном вскармливании, то следует продолжать его, но постепенно вводить в рацион и новые блюда. Для карапузов, которые до года были на специальном искусственном вскармливании, настало время менять рацион. .

С 12-ти месяцев большинство детей начинают переходить на здоровую взрослую еду и принимают пищу с другими членами семьи . Для того, чтобы приступить к этим изменениям, у ребенка должно появиться 4 передних зуба, хорошо развиться умение жевать пищу.

Любая еда, предлагаемая ребенку от 12 до 18 месяцев, должна проходить термическую обработку. Исключение составляют только фрукты, молочные продукты, масло.

Схема питания, калорийность еды для ребенка 1-2 лет

Дети 12-18 месяцев питаются 5 раз в день: завтрак (20% от суточной нормы), полдник (15%), обед (35%), 2 полдник (10%), ужин (20%). В среднем, в день ребенок должен получать 1500 Ккал.

Продукты, разрешенные детям 1-2 лет. Ежедневный рацион

В 1-2 года ребенок постепенно приучается ко взрослому столу, но родителям необходимо следить, чтобы малыш получал все необходимые витамины и минералы в нужном количестве. Ежедневный рацион малыша должен состоять из:

  • Злаковых каш (овсянка, гречка, кукурузная, рис, пшено и т. д.). Рекомендуется предлагать на завтрак ежедневно, чередуя разные виды;
  • Овощей (капуста, свекла, морковь, лук, кабачок) в разных сочетаниях и количестве. Ежедневно. Можно предлагать как дополнение к завтраку или в качестве второго блюда в обед;
  • Мяса (говядина, телятина, свинина, курица, субпродукты) и рыба (морская). Мясо предлагается ежедневно на обед или в отварном виде на ужин или на 2-й полдник. Рыба (котлеты, филе) предлагается 1 раз в неделю в обед вместо мяса;
  • Кисломолочных продуктов (творог, кефир, йогурт, сыр). Предлагаются ежедневно на ужин или полдник;
  • Яиц (куриных). В сваренном виде, омлете, запеканке до 3 раз в неделю. Дополнительно можно использовать как ингредиент для других блюд;
  • Макарон. Вводятся в рацион к 15-ти месяцам. Предлагаются не чаще 1 раза в неделю;
  • Хлеба. 1 кусочек белого хлеба или батона ежедневно;
  • Масла сливочного. Ежедневно в качестве добавки к готовым блюдам;
  • Зелени (укроп, петрушка). Вводится с 15-ти месяцев в качестве добавки к супу;
  • Разнообразных напитков (компоты, кисели, соки, чай, кефир и т. д.) по требованию;
  • Фруктов (сезонные). Ежедневно на полдник.

Недопустимые продукты для ребенка 1-2 лет

  • Соленую и сильно приправленную пищу. Соль допустима в еде для ребенка с 18-ти месяцев в минимальных количествах. Приправ желательно избегать до 3-х лет;
  • Копченое и жареное;
  • Соусы;
  • Колбасы, сосиски, сардельки;
  • Грибы;
  • Цитрусовые (апельсины, мандарины и т. д.) Можно предложить попробовать мандарин в 21 месяц, но тщательно следить за реакцией организма;
  • Щавель;
  • Шоколад;
  • Продукты, содержащие красители.

Период между 1 и 2 годами жизни — яркий, наполненный событиями. В его начале малыш только учится ходить, а к концу года уже разговаривает и бегает. Помогайте ему разбираться в тонкостях мироустройства, контролируйте его режим дня, питание, настроение. Развивайте органы чувств, сенсорное восприятие, мышление, речь. Будьте рядом. Это очень интересное время в развитии ребенка. Это будут ваши самые любимые воспоминания в будущем.