5 ошибок в общении с ребенком + методы продуктивного общения

Вы этой статье мы рассмотрим основы общения с ребенком. Читайте!

«Врачи сказали, чтобы я больше не заводила детей»

СахаРа, 32 года, биполярное аффективное расстройство

У меня еще в юности проявлялись симптомы — тревожность, трудности с концентрацией [внимания], плаксивость, за которую бил отец. Все это я списывала на дурной характер. Постоянно казалось, что окружающие специально меня доводят.

Я забеременела в 20 лет, но тогда еще не знала, что болею. Во время беременности я сходила с ума от негативных эмоций и истерик — было стыдно, что хожу с животом и буду рожать, раздвинув ноги. Сейчас я понимаю, что морально была не готова стать матерью.

Когда родила, [мне все время] казалось, что дочка нездорова — то мало ест, то мало ходит в туалет, то бледная, то розовая. Педиатр говорила, что все проявления соответствуют возрастной норме, но я все равно очень остро на них реагировала и нервничала. Когда дочке исполнилось девять месяцев, я хотела сбежать, просто чтобы не быть больше матерью. Хорошо, что помогали моя мама и отец ребенка, но с ним мы потом развелись. 

Пять лет назад у меня случилась мания — это спутанная речь, сон по 2–3 часа в сутки и столько энергии, что считаешь себя всемогущей. Я начала употреблять алкоголь и наркотики, пропадать из дома. Благо семилетняя дочь оставалась с родителями, мне хватило ума не появляться в нетрезвом виде. И когда добавились психотические симптомы — галлюцинации и бред, — я договорилась с отцом ребенка, что теперь воспитанием будет заниматься он. 

В психоневрологическом диспансере (ПНД) мне поставили острое психотическое расстройство, но спустя время началась депрессия, потом — вновь мания. Тогда другие врачи поменяли диагноз на биполярное [аффективное расстройство]. Сейчас я хожу к психотерапевту, и из симптомов остались тревожность и страх выйти на улицу.

От невролога в никуда

Маленькая Марина (имя изменено) – первый ребёнок у Олеси. Поэтому о том, что с дочкой что-то не так, Олеся начала догадываться лишь в полтора года: ребенок совсем не говорил, даже междометиями. Пыталась поговорить с мужем, услышала: «Ты мнительная». Но у Олеси есть подруга-кинезиотерапевт, к которой они всей семьёй как-то зашли в гости. Подруга-врач подтвердила опасения мамы.

Олеся с дочкой отправились к неврологу.

Врач отметила у ребёнка отставание в развитии. В год и девять месяцев у девочки не было речи, не было указательного жеста, не было сюжетной игры; Марина не могла даже поставить кубик на кубик.

Врач сказала, что причины такого состояния понять не может, возможно, с девочкой мало занимаются. Но на всякий случай продиктовала маме названия нескольких благотворительных фондов, которые работают с аутичными детьми. Сказала, что ребёнку надо искать ABA-терапевта, а в карту записала РАС под вопросом.

Почему её ребёнком должны заниматься специалисты, которых следует искать не в поликлинике, а в благотворительных фондах, мама не поняла. Позже Олеся с дочерью сходили на приём к неврологу в госполиклинику. Врач подтвердила диагноз коллеги, но никаких направлений не дала.

«Сейчас я понимаю, что с первым неврологом – частным специалистом — нам очень повезло, — говорит Олеся. — Потому что никто не сказал: «Подождите ещё», «перерастёте», нам даже назвали конкретное направление поиска. Но врач из поликлиники ничего не предложила. А я тогда так растерялась, что протянула еще год».

Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!

Стоит ли вам беспокоиться зависит от того, в какой степени ваш ребенок перестал разговаривать с вами. Давайте рассмотрим 3 возможных сценария:

Случай № 1.

Раньше вы и ваша дочь были «лучшими подругами». Она рассказала вам абсолютно все, а теперь внезапно закрылась от вас и делится своими личными мыслями только с друзьями.

В этом случае вам не о чем тревожиться. И как бы ни было больно, вы должны стараться не принимать ее выбор на личный счет. Она делает то, что должна: она взрослеет.

Что делать:

  • Не читайте ей лекций и не говорите, что вам больно.
  • Постарайтесь поддерживать с ней позитивные отношения.
  • Вовлекайте ее в занятия, которые вам нравилось делать вместе.
  • Кушайте вместе с ней.
  • Не выдавливайте из нее какие-либо сведения, информацию. Вместо этого поделитесь чем-нибудь смешным или интересным в своей жизни. Если вы откроетесь, она, скорее всего, сделает то же самое.
  • Поговорите с ней, как с взрослой, выражая свое уважение, и дайте понять, что вы цените ее мнение и ожидаете уважения в ответ.
Читайте также:  Ваш ребенок двоечник, что делать в этой ситуации?

Случай № 2.

Ваш когда-то милый и ласковый ребенок теперь отвечает вам односложными ответами и раздраженным закатыванием глаз. Он проводит с вами как можно меньше времени и, похоже, сохраняет весь свой энтузиазм для общения с друзьями.

Хотя это может приводить в бешенство, и у вас может возникнуть соблазн наказать такое поведение, знайте, что оно все еще находится в пределах нормального подросткового развития. Сосредоточение внимания на отношениях со сверстниками помогает детям научиться быть менее зависимыми от родителей – необходимый шаг к тому, чтобы стать счастливыми, независимыми взрослыми. Тем не менее, ваша работа по-прежнему состоит в том, чтобы настаивать на уважении и обеспечивать безопасность вашего ребенка.

Что делать:

  • Установите соответствующие ограничения, но также сосредоточьтесь на укреплении ваших отношений. Вы не получите уважения, если он не чувствует себя связанным с вами.
  • Не поддавайтесь желанию читать нотации. Если вы сможете преодолеть этот соблазн, вашему ребенку-подростку не нужно будет отталкивать вас, чтобы стать самим собой.
  • Помните, что подростки могут быть эмоциональными. Но под неуважением может скрываться стресс, страх, неуверенность в будущем и другое. Поэтому вместо того, чтобы обижаться напомните своему подростку кем он является на самом деле. Например, можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроен, и это не свойственное тебе поведение». Так вы можете создать начало разговора.

Ситуация № 3.

Ваш ребенок ни с кем не разговаривает и проводит все свое время в своей комнате, за закрытой дверью. Он не общается с друзьями, потерял интерес к занятиям, которые когда-то доставляли ему удовольствие, и все больше изолируется от других людей.

Такое поведение вызывает серьезную озабоченность и выходит за рамки нормального подросткового развития. Вам необходимо выяснить, перенес ли ваш ребенок какую-либо травму (издевательства, изнасилование) или злоупотребляет наркотиками или алкоголем.

Такое поведение также может указывать на начало серьезной проблемы с психическим здоровьем, такой как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство, которые все чаще встречаются в позднем подростковом и в двадцатилетнем возрасте.

Опасно, если подросток отстраняется от всех, кого знает. Например, уходит в онлайн-мир, что не может заменить общение с людьми в реальной жизни. Отношения в Интернете могут стать очень интенсивными, быстро развиваться. Так, что бывает трудно понять, хорошо ли влияют люди, с которыми ваш сын или дочь дружит в Интернете, или даже правда ли то, кем они себя называют.

Что делать

  • Если ваш ребенок кажется враждебным и злым, дайте ему возможность объяснить, сделали ли вы что-то не так.
  • Конфиденциальность может заходить очень далеко. Комната подростка не должна быть закрыта для родителей. Вы имеете право знать, что ваш ребенок делает в своей комнате, особенно если он находится там часами в одиночестве.
  • Настаивайте на дополнительной информации. Совсем нередко на вопросы типа «Куда ты идешь?» подростки отвечают: «На улицу», а на «Когда ты вернешься?» отвечают «Позже». Сохраняйте спокойствие и твердость. Скажите подростку, что вам нужны подробности.
  • В тех случаях, когда ваш ребенок отказывается общаться, рекомендуется проконтролировать его социальные сети.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.

Где найти хорошую маму?

В таких историях ребёнок ищет… ту же самую маму, свою. Но только ее добрую часть, к которой сейчас потерял доступ и не понимает, каким образом исправить ситуацию. У него не получается, он абсолютно растерян. Ему кажется, что это Хорошая Мама отказалась от него, покинула его, оставив на чужую вредную мать. Если родители говорят «Нам ты такой плохой не нужен, уходи, мы тоже найдём себе другого», — ребенок оказывается в абсолютно беспомощном состоянии. Эти ситуации для детей травматичны, особенно если они регулярно повторяются.

Читайте также:  Лучшие развивающие книги для детей до 1 года в 2021 году

Мне недавно дети рассказали, а другие подтвердили, что один из самых страшных фильмов их сегодняшнего детства — «добрая» рождественская сказка для семейного просмотра «Страна хороших деточек» (сценарий известного писателя Анны Старобинец на стихи поэта Веры Полозковой). Мы, говорят, после этой рождественской сказочки несколько ночей спать не могли. В фильме родители на Новый год в сердцах загадали, чтобы у них появилась Хорошая Девочка, а Плохая Девочка осталась в прошлом году. Так и случилось. Девочка Саша оказалась в Стране Хороших деточек, напоминающей идеализированное советское детство, где всё искусственное, дети едят только правильную еду, вежливы и непрерывно убирают свою комнату, цветы и собаки гипоаллергенны, но даже их деточки не трогают. Родители Саши получили новую, послушную, хорошую девочку номер один, уже правильно перевоспитанную.

Почему фильм оказался таким травматичным для многих детей, хотя у него вполне себе голливудский хэппи-энд? Потому что он воплощает один из главных страхов ребёнка — быть брошенным родителями. За то, что он невольно натворил что-то, и таким образом потерял доступ к своим Настоящим Родителям, которые бы поняли, простили и поддержали. Дети, которым понятен путь восстановления отношений с мамой и папой, тоже не будут искать «других родителей», они знают, как в семье принято общаться и взаимодействовать, даже когда родители устали или разозлились. Они уверены, что их не бросят.

Что же делать, если дети кричат, что им нужна другая мать и немедленно? Сначала поищите эту Другую Хорошую маму в самих себе: успокойте себя всеми доступными быстрыми способами, которые помогают вам лично. Потом помогите детям восстановить доступ к их Хорошей Маме: успокойте, обнимите. Даже если они страшно нахулиганили, обсудите, что они сделали не так, и как все вместе вы сможете это исправить, чуть позже. Всё. Мы нашли ту, другую маму, которая сама временно потерялась от ребёнка.

Мама устала: почему утомляться — это нормально?

Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими

«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?

психологиясоветы

Как реагировать правильно

Если ребенок злится, истерит, плачет и на этом фоне заявляет вам, что хочет другую маму, главное — оставаться доброжелательно-спокойной и держать себя в руках.

  • Обнять малыша, прижать к себе и успокоить.
  • Умыть прохладной водичкой, дать попить (в ситуациях серьезной истерики можно воспользоваться успокоительными детскими средствами).
  • Выяснить, чем конкретно он недоволен, почему мама «плохая» (возможно, причина всего лишь в том, что вы не купили в магазине машинку или ограничили время «общения» с любимым гаджетом).
  • Сказать, что вы ребенка очень любите, невероятно рады, что он ваш, что вы никого другого не хотите и всегда будете рядом.

Последний пункт — самый важный.

Разумеется, не все так просто и порой не удастся справиться с проблемой «хотения других родителей» сразу и навсегда. В отношениях с подростками придется подолгу и обстоятельно беседовать, выстраивать траекторию «можно и нельзя», больше времени проводить вместе в занятиях, интересных вам обоим.

Но родительский труд будет вознагражден детским уважением, восхищением и любовью!

ВконтактеFacebookTwitterОдноклассники

Личностное общение с детьми

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал хорошим человеком, убедитесь, что вы хороший пример для подражания.

Тратьте время на то, чтобы слушать его. Занятые родители, как правило, успокаивают болтающих детей. Однако, если вы постоянно будете игнорировать ребенка, у него сложится убеждение, что то, что он говорит не важно для вас.

Что разрешать делать ребенку: 8 «опасных» игр

Используйте методы общения с детьми, которые приведены ниже!

Как разговаривать с ребенком:

  • Обращайте внимание на то, что он говорит. Удостоверьтесь, что каждый день у вас есть немного времени просто посидеть и выслушать своего ребенка. Даже если у вас плотный график.
  • Поощряйте его идеи. Общение родителей с детьми — это улица с двусторонним движением, на которой обе стороны по очереди слушают и разговаривают.
  • Не поддавайтесь искушению исправлять его ошибки. Вместо этого сконцентрируйтесь на том, что он пытается сказать.
  • Разрешите ему обсуждать с вами важные или сложные вопросы, не опасаясь чрезмерной критики.
Читайте также:  10 вещей, которые умели советские дети и позабыли современные

Помните, позитивные и ободряющие слова помогают детям чувствовать себя уверенно и счастливо.

Вот, что вы можете делать:

  • Обращайте внимание на успехи ребенка. Чаще хвалите его даже за самые маленькие победы;
  • Благодарите за помощь;
  • Говорите ему, что верите в его способности. Ребенок, которому постоянно говорят, что нужно быть осторожным, в конечном итоге потеряет уверенность в своих силах.
  • Хвалите за усилия, а не только за результаты. Ребенок должен знать, что это нормально, терпеть неудачу.
  • Не всегда исправляйте ошибки ребенка. Метод проб и ошибок является частью жизни каждого человека. Ребенок будет чувствовать себя обескураженным, если все его усилия будут подвергаться критике.
  • Отделите ребенка от его поведения. Ругайте деятельность, а не ребенка. Например, лучше сказать: “рисование на стенах было плохой идеей”, чем “ты плохой ребенок”. Ваш ребенок должен знать, что ваша любовь безусловна.
  • Не думайте, что ребенок знает, как сильно вы его любите. Говорите это чаще.

Дети расцветают, когда самые близкие взрослые говорят им слова ободрения и похвалы.

Напоследок, мы приводим список слов, которые хочет слышать каждый ребенок. Используйте их чаще!

  • Ты молодец;
  • Ты справился;
  • Я очень горжусь тобой;
  • Мне нравится играть с тобой;
  • Это красивая картина;
  • Это была хорошая попытка;
  • Спасибо за помощь;
  • У тебя отличная память;
  • Это восхитительно;
  • Отличная идея!;
  • Ты сделал это!;
  • Давай поиграем!

Не открывайте филиал школы

Федор Решетников «Опять двойка»

Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой, садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение — это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн, встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с детьми за выполнением домашних время, проведенное за приготовлением уроков, — это не время общения с ребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что в общении с ребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить в ужас, а что спускать на тормозах.

Не открывайте филиал школы

«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть неприятности, если он плохо учится. И если маму каждый тыкает носом в лужу за то, что у нее ребенок плохо учится — значит, мама в этой семье не взрослый, а ребенок».

Нормально организованная помощь с домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да. Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это нужно — это дом, а не филиал школы. Стояние над душой за уроками — это не «качественное время».«Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь у ребенка отец-праздник, который с ним проводит выходные, и мама-монстр, которая все время его тиранит, — говорит Катерина Дёмина. — Ну так оставьте себе праздник».