10 советов от психологов для воспитания гиперактивных детей

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Детская гиперактивность — это не баловство

Скорее всего мы видим не баловство и распущенность, а особенного ребенка с гиперактивной нервной системой. Будет ошибкой обвинять родителей в плохом воспитании, а ребенка в капризности и упрямстве. Просто он необычный и требует нестандартного подхода в воспитании. Назовем это задачей, которую лучше решать совместными усилиями невролога, психолога, родителей и учителей (воспитателей).

Таким образом вполне реально исправить поведение ребенка, научить его общаться, держать себя в руках, расслабляться, следить за своими действиями — в общем, помочь адаптироваться к жизни в обществе. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, чтобы значимые результаты появились к началу школы.

Еще одна мама жалуется: ”У меня такой сынуля: усадить читать или просто успокоить его невозможно. Даже накормить тяжело, он все время куда — то бежит. Не знаю, как мы пойдем в школу.”

Понимаю, насколько это тяжело для родителей. Окружающие взрослые с укором и предвзятостью относятся к шумным маленьким непоседам. Одногодки с ними не играют — просто не поспевают за ними, да и сама игра не клеится. В детском саду, школе таких слишком подвижных “надоедливых” детей не любят, часто предъявляют претензии к родителям. А мамы и папы краснеют, бледнеют, но ничего не могут сделать.

И это еще не самое неприятное. А попробуйте-ка чему — либо научить таких “круть — верть”! На ходу читать, рассматривать картинки, слушать очень тяжело. Получается, что в развитии гиперактивный ребенок отстает от своих сверстников. В школе все только усугубляется: он не может долго сидеть в одной позе, вертится, встает, ходит по классу на уроках, болтает, отвлекая одноклассников, не может сконцентрироваться, не понимает материал.

К чему это ведет, все догадываются. Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на импульсивность и чрезмерную активность своего сынишки (дочурки), тем раньше и легче будет определиться с диагнозом и начать действовать.

Кто же виноват и что делать, если ребенок гиперактивен?

Какова же причина гиперактивности? Это могут быть генетические особенности, особенности функционирования головного мозга, полученные в результате родовых травм и инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком. К сожалению, развитие психологической культуры обществе таково, что родители не только не информируют педагогов об особенностях развития своих детей, но и часто скрывают состояние их физического и психического здоровья. Как результат — ребенку не предоставляется вовремя необходимая медицинская и психологическая помощь, воспитатели и учителя тратят массу сил и нервов на обуздание ребенка-урагана. Родители же нередко винят себя, учителей, бабушек, общество, сложные времена. Часто приходится слышать: «Даст Бог, перерастет, это возраст такой». И хорошо, когда ребенок действительно «перерастет», а если нет? Тогда взросления гиперактивного ребенка сопровождаются ссорами, слезами, а может, и воспитанием с помощью ремня, что вряд ли даст положительный результат. В таком случае родителям следует искать помощи у педагогов — возможно, совместными усилиями им удастся научить ребенка нормально общаться со сверстниками и взрослыми.

Признаки энергичного ребёнка

Давайте попробуем ответить для себя на следующие вопросы:

Читайте также:  Успокоительное при грудном вскармливании, какое успокоительное можно при грудном вскармливании \ Что нужно знать родителям?

1) может ли ваш ребенок играть или заниматься любым другим делом сам 5 или более минут?

2) спит ли ребенок от 3 или более часов без перерыва?

3) слушает и запоминает (пусть и не всегда) ваши указания?

4) малыш может хулиганить, истерить, но его вполне реально уговорить перестать делать это, и он способен остановиться?

Значит, не стоит беспокоиться раньше времени о воспитании гиперактивного ребёнка. Скорее всего, ваше дитя – просто энергичный, живой человечек. А вот проблема гиперактивного ребенка в том, что ему трудно остановиться и сосредоточиться, он будет вести себя одинаково везде, пренебрегая социальными нормами.

Причины гиперактивности детей

По разным данным, от 3 до 7% детского населения планеты имеет диагноз СДВГ. Среди больных вдвое-вчетверо преобладают мальчики.

Следующие факторы предрасполагают ребенка к развитию расстройства СДВГ чаще всего:

  • дефицит важных гормонов в организме;
  • различные патологии, сопряженные с повышением температуры тела;
  • заболевания, связанные с нарушением функционирования мозга;
  • патологии, протекающие со сбоями в нервной системе;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы;
  • хронические болезни мамы при вынашивании ребенка.

Гиперактивный ребенок: СДВГ у детей не лечится, но эффективно поддается коррекции, особенно, если меры начать принимать в раннем возрасте

Основные признаки заболевания

У детей гиперактивность можно распознать по таким признакам:

  1. Почти всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Когда малыш должен спокойно сидеть на стуле, то это невозможно: он теребит одежду, ёрзает, вертится, крутится, встаёт.
  2. Без какой-либо причины у детей проявляется высокая двигательная активность. Даже тогда, когда не позволяют взрослые, он залазает на кресла, диваны, стулья, бесцельно бегает и прыгает.
  3. Малыш не может заниматься определённым делом спокойно и тихо, сосредоточится на игре. Он выполняет неосознанные резкие движения, пищит и кричит.
  4. Малыш несдержан в разговоре, вопросы выслушивает не до конца и отвечает на них невпопад и не задумывается над ответом.
  5. Стоять и спокойно ждать своей очереди такие дети не могут. Они начинают капризничать и нервничать.
  6. Всем своим поведением дети с гиперактивностью мешают окружающим: они мешают игре, разговору или попросту пристают без дела.
  7. Спят такие дети и в дневное и в ночное время неспокойно. Они сбивают простыню, часто переворачиваются с бока на бок, любят позу калачиком, сбрасывают с себя одеяло.
  8. Неспособны такие дети распознавать чужие желания и потребности.
  9. Малыш не может контролировать ни плохие, ни хорошие эмоции, склонен к эмоциональным потрясениям. Совершенно без какой-либо причины гиперактивные дети устраивают истерики или в неподходящее время испытывают гнев и злость.
  10. Интерес проявляется ко многим вещам, но проблемы с пониманием вещей и обстоятельств присутствуют практически всегда. К примеру, начав рисовать, рисунок остаётся не законченным, а малыш полностью увлёкся музыкой. Интерес к рисованию при этом теряется полностью.
  11. Контролировать своё внимание ваше чадо неспособно даже тогда, когда смотрят прямо в лицо, обращаясь к нему. Речь он слышит, но повторить то, что было ему сказано, не может.
  12. По невнимательности такие дети часто ошибаются.

Отклонения и симптомы специалистами выясняются путём оценки и наблюдения действий малыша.

Совет — что делать желательно

Научитесь всей семьей комфортно жить с гиперактивным ребенком. Заметьте, комфортно должно быть каждому члену семьи. Поверьте, такое возможно, даже, если малыш гиперактивный! Дети вообще очень чутко реагируют на настроение родителей. А сверхэмоционального и впечатлительного СДВГ-шку тревожность или подавленность папы с мамой вовсе способны повергнуть в панику.

В этой ситуации велика опасность «попасть в заколдованный круг»: гиперактивное чадо, само того не желая, держит родителей в постоянном напряжении. Родители нервничают, а эта нервозность передается малышу и способствует усилению гиперактивности. Страдает ребенок, да и родителям это не прибавляет здоровья.

Поэтому, умение расслабляться я считаю одним из ключевых факторов благополучия семьи.

  1. Подменяйте друг друга. Постоянно находиться с гиперактивным непоседой утомительно. А, ведь, ему важно ощущать Вашу любовь, заряжаться от Вас спокойствием и оптимизмом. Оставаясь с ним по очереди, все члены семьи будут иметь возможность сделать какие-то домашние дела, привести себя в порядок и отдохнуть.
  2. Если ситуация сложная и запущенная, то без успокаивающих лекарственных средств для родителей, пожалуй, не обойтись.
  3. Гиперактивным детям любые медикаментозные препараты должен назначать только врач. Экспериментировать в этой области небезопасно. Даже безобидные, на первый взгляд, успокаивающие травки могут быть противопоказаны малышу — на детей они могут действовать совсем не так, как на взрослых. Если ребенок гиперактивный, детский невролог или психиатр подберет лекарства, которые помогут снизить возбудимость, нормализовать сон. Это позволит СДВГ-шке учиться, общаться со сверстниками и вести полноценный образ жизни.
  4. Есть и другие способы снять нервное напряжение. Общеизвестен факт, что умеренные физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм, уменьшают проявления гиперактивности. Это прекрасная возможность проводить время с пользой для всей семьи и, одновременно, получать удовольствие. Что делать: бегать, плавать, танцевать или заниматься йогой? Есть советы, какие виды спорта для гиперактивных подходят больше. Но выбор за вами. Единственное условие — безопасность.

Питание и гиперактивность: где взаимосвязь

Исследования все чаще указывают на взаимосвязь между качеством питания и детским поведением. Гиперактивным детям следует сократить потребление сладких продуктов: их организм медленнее усваивает глюкозу, а переизбыток этого энергетика повышает возбудимость.

Продукты с консервантами, усилителями вкуса, ароматизаторами и красителями, какао и кофе тоже повышают возбудимость многих детей с СДВГ.

Родителям также стоит следить за содержанием магния в питании детей: его дефицит ведет к повышенной активности. Ведь магний помогает расщеплять глюкозу. Лецитин также участвуют в углеводном обмене.

Витамины группы В очень важны для нервной системы, и именно их, чаще всего не хватает гиперактивным детям. Однако самыми важными являются белковые продукты. Ведь белки — это строительный материал для нашего организма.

Продукты, богатые перечисленными микроэлементами:

  • различные орехи;
  • гречневая, ячневая, овсяная и пшенная крупа;
  • ламинария;
  • бобовые;
  • яйца;
  • молоко, творог, сметана;
  • рыба, икра, рыбий жир;
  • печень, говядина;
  • оливки;
  • подсолнечное и сливочное масло;
  • салат, капуста, морковь и др.

Дети Развитие ребенка Воспитание ребенка

Как может помочь психолог семье, воспитывающей гиперактивного ребёнка?

  • консультирование взрослых, воспитывающих его. Специалист поможет родителям увидеть направления, в которых можно дома развивать именно их ребёнка, окажет эмоциональную поддержку (часто родители страдают от высказываний знакомых и незнакомых людей по поводу воспитанности их гиперактивного ребёнка), подскажет возможные пути нормализации внутрисемейных взаимоотношений.
  • Работа с ребёнком: создание обстановки безопасности, доброжелательности и эмоциональной поддержки. В результате снижается нервное напряжение ребёнка, тревожность, устраняются проявления агрессии. С помощью игр и заданий развиваются внимание, самоощущение, навыки двигательного контроля и контроля эмоциональная компетентность ребёнка и совершенствуются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • В зависимости от возраста и индивидуальных предпочтений ребёнка на занятиях могут использоваться:

  • игровая терапия
  • арттерапевтические (лечение искусством) и релаксационные техники
  • песочная терапия.
  • Расхожая фраза: «Любовь способна творить чудеса» как нельзя более актуальна в случае работы с гиперактивным ребёнком. Если к родительской любви добавить немного знаний и усилий, а также много терпения, «проблемы гиперактивности» отойдут на второй план, а с вами всегда будет радость общения с вашим любимым ребёнком. Удачи!

    В нашем Центре с проблемами обучения гиперактивных детей работают психолог и психоаналитик:

  • Муханова Надежда Александровна
  • Климанова Светлана Георгиевна
  • Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через форму.

    Методы «скорой помощи» при общении с гиперактивным малышом

    Гиперактивность у малыша, как правило, проявляется в самые неожиданные моменты. Но родителям стоит проявлять сдержанность, пытаться быстро переключить внимание ребёнка.

    При этом стоит обращать внимание на такие рекомендации:

    • стоит увлечь малыша другим делом;
    • можно задать ребёнку вопрос не по теме;
    • поведение малыша стоит обсудить в несерьёзной форме. Его можно сравнить с одним из персонажей мультфильма;
    • не стоит пренебрегать капризами и страхами ребёнка;
    • родителям следует оставить в прошлом приказной тон. Все диалоги должны быть построены в виде просьбы;
    • в отдельных ситуациях можно оставить ребёнка одного в комнате на некоторое время.

    Обучение в школе

    Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

    Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

    Обучение в школе